1960-е. Как отдыхающие добирались из Алма-Аты до Иссык-Куля

25112 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 10 Авг 2022, 19:15

Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова

О начале массового отдыха на берегах Иссык-Куля и успешном освоении берегов Киргизского моря в 60-е годы прошлого века казахстанцами я недавно рассказывал. Но прежде чем отдохнуть, нужно было добраться. Иссык-Куль, несмотря на соблазнительную картографическую близость, был всё же "за горами". И достичь его, не затратив времени и нервов, нелегко даже сегодня. Но главное - желание, а вариантов… Вариантов в те старые времена был, может быть, поболе! Напомню о десятках ежедневных рейсах самолётов. Регулярных! Только из Алма-Аты в сезон в Чолпан-ату каждый день прибывало до 10 бортов (типа Ил-14 и Ан-24). А ещё несколько ежедневных рейсов связывали Алма-Ату с Пржевальском.

Но самым массовым вариантом был, разумеется, путь по земле. Рассматривать всерьёз железнодорожный маршрут не буду - путь до Рыбачьего был возможен, как вариант, но утомителен, из Алма-Аты это занимало больше суток и предусматривало три пересадки. Оставлю на десерт и пешие маршруты "через горы". Так что самым массовым и общедоступным способом добраться до "киргизской гордости " - был автомобильный, через Курдайский перевал.

О перевале этом почему-то ходили всякие жуткие истории и легенды. Родители стращали им детей, а дети пугали друг друга. Потому-то так разочаровывал он своей обыденностью и незаметностью. Здесь, на Курдае, была одна из непременных остановок автобусов, как рейсовых, так и ведомственных. Пассажиры с удовольствием покидали прожаренные салоны и с блаженством разминались под тополями, по ходу фотографируясь рядом со скульптурными группами козлов и оленей.

В первые годы массового движения основным видом туристического автотранспорта являлась… бортовая машина. А также сверхаскетичная "Коробочка " (Газ-651, если не ошибаюсь), самый универсальный автобус начала 60-х. Для него Курдай и вправду казался непосильным препятствием, он надсадно ревел, изрыгая клубы дыма на подъёме, сотрясался всеми фибрами своей металлической начинки и … неизменно подымался наверх. А чего вы хотите - военная машина! А в придачу ещё и военный водитель - в те годы подавляющее число шоферов были фронтовиками, управлять машинами они учились не где-нибудь, а на войне.

Скорость движения была невелика, и мотор отчаянно грелся. В те годы никто ещё не ездил по ночам (выезжали, правда, на самом рассвете, а то и затемно) и летнее солнце перегревало не только натруженные моторы, но и сидящих внутри салона пассажиров. Потому остановки были часты и оправданы. Самсы, Актерек, Курдай, Георгиевка, Ново-Михайловка, Боом – все эти названия закрепились в памяти именно с тех пор. Не помню, чтобы в пунктах остановок был какой-то сервис. Но какой-то был – дымили мангалы с непрезентабельными, но желанными шашлыками, окрестные колхозники приносили дары своих садов и огородов.

По обочинам шоссе в средине лета вёдрами торговали абрикосами, а ближе к осени появлялись огромные мраморные горы "чуйских арбузов ". На самом Иссык-Куле, конечно же, предлагали знаменитого вяленого чебачка. Всё это было адекватным по цене и покупалось (это уже на обратном пути) в больших количествах, вёдрами, связками. Домой. И всё это вело к дополнительным остановкам, незапланированным ранее.

Однако, несмотря на то, что скорость была невелика, и ей препятствовало большое количество плановых и неплановых задержек, время в поездке проходило не столь тягостно и нудно, как ныне. Ни про какие погранпереходы никто не думал. И сами жители разных республик того времени были настроены друг к другу гораздо доброжелательней. А пассажиры были мобильными и социально незакрепощёнными, быстро знакомились с окружающими и умели долго и увлекательно говорить обо многом.

А тем более свободной атмосфера была в тех служебных автобусах, в которых ехали на отдых более-менее организованно. Шутки-прибаутки, песни, смех, взаимные угощения, звон маленьких гранёных стаканчиков (не без этого!) – всё это неизменно сопутствовало любой такой дороге. Взрослые в те годы оставались во многом большими детьми (сказался дефицит нормального детства?). Что уж говорить про детей маленьких?

Несмотря на спартанские условия поездок, у меня как-то не запечатлелось ощущение, что путь был тяжёлым и утомительным. Напротив, каждый раз, в предвкушении новой дороги (а меня ещё до школы возили на Иссык-Куль неоднократно), всем существом овладевало какое-то радостное беспокойство и волнение от предстоящего пути. Едем на Иссык-Куль!

Фото из архива Андрея Михайлова.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!
 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента