1960-е. Как отдыхающие добирались из Алма-Аты до Иссык-Куля

23107 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 10 Авг 2022, 19:15

Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова

О начале массового отдыха на берегах Иссык-Куля и успешном освоении берегов Киргизского моря в 60-е годы прошлого века казахстанцами я недавно рассказывал. Но прежде чем отдохнуть, нужно было добраться. Иссык-Куль, несмотря на соблазнительную картографическую близость, был всё же "за горами". И достичь его, не затратив времени и нервов, нелегко даже сегодня. Но главное - желание, а вариантов… Вариантов в те старые времена был, может быть, поболе! Напомню о десятках ежедневных рейсах самолётов. Регулярных! Только из Алма-Аты в сезон в Чолпан-ату каждый день прибывало до 10 бортов (типа Ил-14 и Ан-24). А ещё несколько ежедневных рейсов связывали Алма-Ату с Пржевальском.

Но самым массовым вариантом был, разумеется, путь по земле. Рассматривать всерьёз железнодорожный маршрут не буду - путь до Рыбачьего был возможен, как вариант, но утомителен, из Алма-Аты это занимало больше суток и предусматривало три пересадки. Оставлю на десерт и пешие маршруты "через горы". Так что самым массовым и общедоступным способом добраться до "киргизской гордости " - был автомобильный, через Курдайский перевал.

О перевале этом почему-то ходили всякие жуткие истории и легенды. Родители стращали им детей, а дети пугали друг друга. Потому-то так разочаровывал он своей обыденностью и незаметностью. Здесь, на Курдае, была одна из непременных остановок автобусов, как рейсовых, так и ведомственных. Пассажиры с удовольствием покидали прожаренные салоны и с блаженством разминались под тополями, по ходу фотографируясь рядом со скульптурными группами козлов и оленей.

В первые годы массового движения основным видом туристического автотранспорта являлась… бортовая машина. А также сверхаскетичная "Коробочка " (Газ-651, если не ошибаюсь), самый универсальный автобус начала 60-х. Для него Курдай и вправду казался непосильным препятствием, он надсадно ревел, изрыгая клубы дыма на подъёме, сотрясался всеми фибрами своей металлической начинки и … неизменно подымался наверх. А чего вы хотите - военная машина! А в придачу ещё и военный водитель - в те годы подавляющее число шоферов были фронтовиками, управлять машинами они учились не где-нибудь, а на войне.

Скорость движения была невелика, и мотор отчаянно грелся. В те годы никто ещё не ездил по ночам (выезжали, правда, на самом рассвете, а то и затемно) и летнее солнце перегревало не только натруженные моторы, но и сидящих внутри салона пассажиров. Потому остановки были часты и оправданы. Самсы, Актерек, Курдай, Георгиевка, Ново-Михайловка, Боом – все эти названия закрепились в памяти именно с тех пор. Не помню, чтобы в пунктах остановок был какой-то сервис. Но какой-то был – дымили мангалы с непрезентабельными, но желанными шашлыками, окрестные колхозники приносили дары своих садов и огородов.

По обочинам шоссе в средине лета вёдрами торговали абрикосами, а ближе к осени появлялись огромные мраморные горы "чуйских арбузов ". На самом Иссык-Куле, конечно же, предлагали знаменитого вяленого чебачка. Всё это было адекватным по цене и покупалось (это уже на обратном пути) в больших количествах, вёдрами, связками. Домой. И всё это вело к дополнительным остановкам, незапланированным ранее.

Однако, несмотря на то, что скорость была невелика, и ей препятствовало большое количество плановых и неплановых задержек, время в поездке проходило не столь тягостно и нудно, как ныне. Ни про какие погранпереходы никто не думал. И сами жители разных республик того времени были настроены друг к другу гораздо доброжелательней. А пассажиры были мобильными и социально незакрепощёнными, быстро знакомились с окружающими и умели долго и увлекательно говорить обо многом.

А тем более свободной атмосфера была в тех служебных автобусах, в которых ехали на отдых более-менее организованно. Шутки-прибаутки, песни, смех, взаимные угощения, звон маленьких гранёных стаканчиков (не без этого!) – всё это неизменно сопутствовало любой такой дороге. Взрослые в те годы оставались во многом большими детьми (сказался дефицит нормального детства?). Что уж говорить про детей маленьких?

Несмотря на спартанские условия поездок, у меня как-то не запечатлелось ощущение, что путь был тяжёлым и утомительным. Напротив, каждый раз, в предвкушении новой дороги (а меня ещё до школы возили на Иссык-Куль неоднократно), всем существом овладевало какое-то радостное беспокойство и волнение от предстоящего пути. Едем на Иссык-Куль!

Фото из архива Андрея Михайлова.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!
 

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




- Люди, которые тридцать лет терпели Назарбаева, а теперь проглотили два изменения Конституции за три месяца, учат российских беженцев, как надо было бороться с режимом.
Как посадить мажора на девять лет за ДТП с двумя погибшими
Полтора года корреспондент Ratel.kz противостоял давлению на процесс
Two popes: Астана стоит мессы
Визиты римских иерархов как высшее проявление казахских понтов и предмет общенациональной гордости
Чем отличается аким Налибаев от вице-министра Качмарчыка
Польского чиновника выгнали с работы после роскошной свадьбы с дорогими подарками
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Айдос Сарым: Через семь лет мы будем избирать третьего, а потом четвёртого и пятого президентов
Кое-кто, похоже, сегодня попросту нарабатывает имидж для успешной релокации по грин-карте
Как казахстанцы помогают Путину
Русофобия важна для Путина как средство сплочения нации вокруг него
Парад физкультурников: что и кому демонстрировали мускулистые юноши и оголённые девушки
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
5 советов руководителям
Должность начальника похожа на работу канатоходца
Когда казахская жена не роскошь, а средство передвижения
Каждой идее - своё время
Сочинение на тему "Как я провела День города"
Таких экскурсий, что случились на День города, у нас ещё не было и, очень надеюсь, больше не будет
Как блогер пытался прогнать в Россию кандасов с афроамериканцем
Воинствующий безработный Диас Кузаиров встал в дверях павлодарского ресторана, чьи владельцы предложили бесплатные обеды россиянам
Апелляционная коллегия оставила приговор Боровикову без изменения: девять лет колонии
Ходатайство прокурора Темиртау об отзыве лицензии у адвоката Айткалиевой удовлетворено
Актюбинские пограничники помогают приезжающим из России
Они организовали бесплатные автобусы от КПП прямо до города
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Как посадить мажора на девять лет за ДТП с двумя погибшими
- Имею честь знать Сергея Перхальского лично. Как-то спросил у него, не тяжело ли ему бороться со всем этим беспределом. Он ответил очень просто и без пафоса - Кто-то должен это делать. Его публикации дают мне надежду, что в нашей стране не все потеряно и что все ещё может изменится к лучшему. Долгих лет и крепкого здоровья, творческих успехов. А мы, его благодарные читатели, всегда будем с нетерпением ждать новых публикаций.
Увидев расписание уроков, родители школьников СКО закипели от возмущения
- Уважаемые педагоги, Министры Раньше мы 10 лет учились, и было в 10 классах по 5,6,7уроков. И ничего. А сейчас учатся 11 лет и плюс ещё две недели и все равно хотите увеличить нагрузку. О чем вы думаете? Чего вы хотите от детей.? Правильно надо сокращать количество часов в неделю. Дети лучше станут понимать. А если они целый день в школе, всю ночь уроки делают. Вы хотите чтобы дети с ума сошли?
Беспредел на родине Кунаева. Часть 1
- Да, в Казахстане всегда были местные байчики. И их покровители из высших эшелонов власти. Они питались и жили с рук этих байчиков. А где хваленый Антикор? Что этот районный акимчик тоже их прикормил? Наверное, крутую служебную машину подарил борцам с коррупцией.
Где Токаеву взять кадры
- Вами верно задета данная тема. Она с каждым днём всё актуальнее и актуальнее. Нашему президенту предстоит большая работа. Однако работа проделана на маленький процент. От квалифицированных кадров, которые дорожат (дорожили) работой и не побоюсь этого слова настоящих патриотов своего дела, у нас всегда избавлялись. Никогда не давали честно работать простому государственному служащему. Только встаешь на рельсы своего должностного пути, так тебя начинают лепить, как им удобно.
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.