1960-е. Как отдыхающие добирались из Алма-Аты до Иссык-Куля

24796 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 10 Авг 2022, 19:15

Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова

О начале массового отдыха на берегах Иссык-Куля и успешном освоении берегов Киргизского моря в 60-е годы прошлого века казахстанцами я недавно рассказывал. Но прежде чем отдохнуть, нужно было добраться. Иссык-Куль, несмотря на соблазнительную картографическую близость, был всё же "за горами". И достичь его, не затратив времени и нервов, нелегко даже сегодня. Но главное - желание, а вариантов… Вариантов в те старые времена был, может быть, поболе! Напомню о десятках ежедневных рейсах самолётов. Регулярных! Только из Алма-Аты в сезон в Чолпан-ату каждый день прибывало до 10 бортов (типа Ил-14 и Ан-24). А ещё несколько ежедневных рейсов связывали Алма-Ату с Пржевальском.

Но самым массовым вариантом был, разумеется, путь по земле. Рассматривать всерьёз железнодорожный маршрут не буду - путь до Рыбачьего был возможен, как вариант, но утомителен, из Алма-Аты это занимало больше суток и предусматривало три пересадки. Оставлю на десерт и пешие маршруты "через горы". Так что самым массовым и общедоступным способом добраться до "киргизской гордости " - был автомобильный, через Курдайский перевал.

О перевале этом почему-то ходили всякие жуткие истории и легенды. Родители стращали им детей, а дети пугали друг друга. Потому-то так разочаровывал он своей обыденностью и незаметностью. Здесь, на Курдае, была одна из непременных остановок автобусов, как рейсовых, так и ведомственных. Пассажиры с удовольствием покидали прожаренные салоны и с блаженством разминались под тополями, по ходу фотографируясь рядом со скульптурными группами козлов и оленей.

В первые годы массового движения основным видом туристического автотранспорта являлась… бортовая машина. А также сверхаскетичная "Коробочка " (Газ-651, если не ошибаюсь), самый универсальный автобус начала 60-х. Для него Курдай и вправду казался непосильным препятствием, он надсадно ревел, изрыгая клубы дыма на подъёме, сотрясался всеми фибрами своей металлической начинки и … неизменно подымался наверх. А чего вы хотите - военная машина! А в придачу ещё и военный водитель - в те годы подавляющее число шоферов были фронтовиками, управлять машинами они учились не где-нибудь, а на войне.

Скорость движения была невелика, и мотор отчаянно грелся. В те годы никто ещё не ездил по ночам (выезжали, правда, на самом рассвете, а то и затемно) и летнее солнце перегревало не только натруженные моторы, но и сидящих внутри салона пассажиров. Потому остановки были часты и оправданы. Самсы, Актерек, Курдай, Георгиевка, Ново-Михайловка, Боом – все эти названия закрепились в памяти именно с тех пор. Не помню, чтобы в пунктах остановок был какой-то сервис. Но какой-то был – дымили мангалы с непрезентабельными, но желанными шашлыками, окрестные колхозники приносили дары своих садов и огородов.

По обочинам шоссе в средине лета вёдрами торговали абрикосами, а ближе к осени появлялись огромные мраморные горы "чуйских арбузов ". На самом Иссык-Куле, конечно же, предлагали знаменитого вяленого чебачка. Всё это было адекватным по цене и покупалось (это уже на обратном пути) в больших количествах, вёдрами, связками. Домой. И всё это вело к дополнительным остановкам, незапланированным ранее.

Однако, несмотря на то, что скорость была невелика, и ей препятствовало большое количество плановых и неплановых задержек, время в поездке проходило не столь тягостно и нудно, как ныне. Ни про какие погранпереходы никто не думал. И сами жители разных республик того времени были настроены друг к другу гораздо доброжелательней. А пассажиры были мобильными и социально незакрепощёнными, быстро знакомились с окружающими и умели долго и увлекательно говорить обо многом.

А тем более свободной атмосфера была в тех служебных автобусах, в которых ехали на отдых более-менее организованно. Шутки-прибаутки, песни, смех, взаимные угощения, звон маленьких гранёных стаканчиков (не без этого!) – всё это неизменно сопутствовало любой такой дороге. Взрослые в те годы оставались во многом большими детьми (сказался дефицит нормального детства?). Что уж говорить про детей маленьких?

Несмотря на спартанские условия поездок, у меня как-то не запечатлелось ощущение, что путь был тяжёлым и утомительным. Напротив, каждый раз, в предвкушении новой дороги (а меня ещё до школы возили на Иссык-Куль неоднократно), всем существом овладевало какое-то радостное беспокойство и волнение от предстоящего пути. Едем на Иссык-Куль!

Фото из архива Андрея Михайлова.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!
 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Как судья Мекемтас отдохнул с женой в Греции за 16 тысяч евро
И почему туроператору пришлось вернуть туристам из Казахстана львиную долю потраченных на дорогую поездку денег
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Ходоки из Сеула у министра энергетики
Корейцы первыми пожаловались на дешёвую нефть для казахстанских заводов
Штрихи к портрету экономики Казахстана
Количественные характеристики
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Про культ пива в СССР: чем он так привлекал американцев
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Казахская “экстремистка” довела до слёз шейхов
Айка Алеми - о Лувре в Абу-Даби и о том, почему Димашу не надо было петь с Крутым
Как ботаники в Казахстане прививают обществу интерес к науке
Три года назад казахстанцы получили возможность участвовать в конкурсе по сбору данных о растениях и животных на онлайн-платформе iNaturalist
За что актюбинский нотариус набросился на юриста
Причиной могла стать денежная клиентка
В ВКО бухгалтер перепутала 155 миллионов тенге и 200 тысяч
После запроса Ratel.kz план госзакупок пришлось срочно корректировать
В Караганде чиновники разрешили BI Group уничтожить Центральный парк города
На участках земли, которые вдаются в зелёную зону, компания будет строить большой ЖК с дорогими квартирами
Болезни медицины: только за три месяца в СКО от пациентов поступило 96 жалоб
Жители региона возмущаются нехваткой врачей и невозможностью своевременно пройти обследования
Суд по делу Шерзата Полата может затянуться на два месяца, считают его адвокаты
А родные подростка, возможно, не будут участвовать в  дальнейших судебных разбирательствах
Алматинка 14 лет назад взяла более 300 млн в банке и сейчас должна столько же, несмотря на продажу дорогостоящего имущества. Часть 2
Ужасающая и нескончаемая история банковского рейдерства
Как охранники разворовывали "АрселорМиттал Темиртау"
В 2016 году члены банды вахтёров расстреляли шахтёров в Степногорске
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.