1960-е. Как отдыхающие добирались из Алма-Аты до Иссык-Куля

24310 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 10 Авг 2022, 19:15

Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова

О начале массового отдыха на берегах Иссык-Куля и успешном освоении берегов Киргизского моря в 60-е годы прошлого века казахстанцами я недавно рассказывал. Но прежде чем отдохнуть, нужно было добраться. Иссык-Куль, несмотря на соблазнительную картографическую близость, был всё же "за горами". И достичь его, не затратив времени и нервов, нелегко даже сегодня. Но главное - желание, а вариантов… Вариантов в те старые времена был, может быть, поболе! Напомню о десятках ежедневных рейсах самолётов. Регулярных! Только из Алма-Аты в сезон в Чолпан-ату каждый день прибывало до 10 бортов (типа Ил-14 и Ан-24). А ещё несколько ежедневных рейсов связывали Алма-Ату с Пржевальском.

Но самым массовым вариантом был, разумеется, путь по земле. Рассматривать всерьёз железнодорожный маршрут не буду - путь до Рыбачьего был возможен, как вариант, но утомителен, из Алма-Аты это занимало больше суток и предусматривало три пересадки. Оставлю на десерт и пешие маршруты "через горы". Так что самым массовым и общедоступным способом добраться до "киргизской гордости " - был автомобильный, через Курдайский перевал.

О перевале этом почему-то ходили всякие жуткие истории и легенды. Родители стращали им детей, а дети пугали друг друга. Потому-то так разочаровывал он своей обыденностью и незаметностью. Здесь, на Курдае, была одна из непременных остановок автобусов, как рейсовых, так и ведомственных. Пассажиры с удовольствием покидали прожаренные салоны и с блаженством разминались под тополями, по ходу фотографируясь рядом со скульптурными группами козлов и оленей.

В первые годы массового движения основным видом туристического автотранспорта являлась… бортовая машина. А также сверхаскетичная "Коробочка " (Газ-651, если не ошибаюсь), самый универсальный автобус начала 60-х. Для него Курдай и вправду казался непосильным препятствием, он надсадно ревел, изрыгая клубы дыма на подъёме, сотрясался всеми фибрами своей металлической начинки и … неизменно подымался наверх. А чего вы хотите - военная машина! А в придачу ещё и военный водитель - в те годы подавляющее число шоферов были фронтовиками, управлять машинами они учились не где-нибудь, а на войне.

Скорость движения была невелика, и мотор отчаянно грелся. В те годы никто ещё не ездил по ночам (выезжали, правда, на самом рассвете, а то и затемно) и летнее солнце перегревало не только натруженные моторы, но и сидящих внутри салона пассажиров. Потому остановки были часты и оправданы. Самсы, Актерек, Курдай, Георгиевка, Ново-Михайловка, Боом – все эти названия закрепились в памяти именно с тех пор. Не помню, чтобы в пунктах остановок был какой-то сервис. Но какой-то был – дымили мангалы с непрезентабельными, но желанными шашлыками, окрестные колхозники приносили дары своих садов и огородов.

По обочинам шоссе в средине лета вёдрами торговали абрикосами, а ближе к осени появлялись огромные мраморные горы "чуйских арбузов ". На самом Иссык-Куле, конечно же, предлагали знаменитого вяленого чебачка. Всё это было адекватным по цене и покупалось (это уже на обратном пути) в больших количествах, вёдрами, связками. Домой. И всё это вело к дополнительным остановкам, незапланированным ранее.

Однако, несмотря на то, что скорость была невелика, и ей препятствовало большое количество плановых и неплановых задержек, время в поездке проходило не столь тягостно и нудно, как ныне. Ни про какие погранпереходы никто не думал. И сами жители разных республик того времени были настроены друг к другу гораздо доброжелательней. А пассажиры были мобильными и социально незакрепощёнными, быстро знакомились с окружающими и умели долго и увлекательно говорить обо многом.

А тем более свободной атмосфера была в тех служебных автобусах, в которых ехали на отдых более-менее организованно. Шутки-прибаутки, песни, смех, взаимные угощения, звон маленьких гранёных стаканчиков (не без этого!) – всё это неизменно сопутствовало любой такой дороге. Взрослые в те годы оставались во многом большими детьми (сказался дефицит нормального детства?). Что уж говорить про детей маленьких?

Несмотря на спартанские условия поездок, у меня как-то не запечатлелось ощущение, что путь был тяжёлым и утомительным. Напротив, каждый раз, в предвкушении новой дороги (а меня ещё до школы возили на Иссык-Куль неоднократно), всем существом овладевало какое-то радостное беспокойство и волнение от предстоящего пути. Едем на Иссык-Куль!

Фото из архива Андрея Михайлова.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!
 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Если рейтинг новостей запредельно высок, то это означает только одно - дно тупости уже достигнуто.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Правительство планирует приватизировать Атырауский и Павлодарский НПЗ
Несмотря на дорогостоящую модернизацию, за три года на этих заводах произошло 115 внеплановых остановок
США в первой половине XIX века – всё, как у нас
Кризис может ускорить процесс либерализации экономики. А может и не ускорить
Почему и как "Исламское государство" наносит удары по государству Российскому и является общей угрозой для всех
Пока США, Европа, Россия и Китай спорят друг с другом и готовятся к войне, против них войну уже ведет организация "Исламское государство"
Бешбармак: когда он появился и почему некоторые считают его "русской выдумкой"
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Бишимбаев: Я не совершал убийство с особой жестокостью
Экс-министр нацэкономики не признает вину в убийстве, его брат сообщил, что не знает, виновен ли он в пособничестве
Почему алматинским чиновникам интересно покупать у Qazaq Stroy квартиры по 450 тыс. тенге за квадрат
И как прокладка в виде ТОО "ПКС" влияет на стоимость квадратного метра в Алматы
В Казахстан пришла большая вода
Репортаж о паводках из подтопленных регионов
Военный садист примирился с жертвами и остался на свободе
Защитник Родины и гордость своей семьи безнаказанно садистски самоутверждался над новобранцами несколько месяцев
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.