Памяти Николая Хлудова
23 июня был повод вспомнить бытописца нашего края Николая Гавриловича ХЛУДОВА. Это день его смерти. Я готовилась штурмовать музеи и галереи, наивно ожидая в них обилие выставок его работ. Но нет, не случилось выставок. Да и публикаций в СМИ не было. Забыт, эх, забыт городом Николай Гаврилович…
Родился Хлудов в Орловской губернии в 1850 году. Чему я очень удивилась. Ну, не тому, конечно, что Хлудов решил там родиться, а тому, что есть в биографии нашего рода такой факт:
Мой предок по линии бабушки МОЗОЛЕВСКИЙ Петр Васильевич в начале XX века жил и работал в городе Орле. А другой мой предок, уже по линии дедушки, - МОРОЗОВ Николай Абрамович (отец его был старообрядцем, что и объясняет, видимо, наличие у него иудейского имени Абрам). Он родился в 1829 году в Казанской губернии, согласно нашим семейным записям, был женат на Степаниде Алексеевне, в девичестве Хлудовой.
Конечно, те Хлудовы к верненскому рисовальщику Хлудову отношения никакого не имели. Но меня вот такое "родство" очень впечатлило в подростковом возрасте. Когда я, собственно, и сложила самым странным образом в голове все вот эти пункты: строчки в истории семьи, город Орел и фамилию Хлудов. Что, возможно, и привело к тому, что к этому художнику у меня особое отношение, он мне как родной, будто нас с ним связывают какие-то невидимые нити.
И потому я и решила: не буду проходить мимо дня его памяти и помяну Хлудова экскурсией!
И поначалу собиралась пойти в Центральный государственный музей, в фондах которого собрано большинство его работ и есть даже "Зал Н.Г. Хлудова", где, цитирую сайт музея, "экспонируются вещи, фотографии из личного комплекса и 46 художественных произведений из коллекции Н.Г. Хлудова. В творчестве художника особое место занимают работы, отражающие традиционную культуру, быт казахского народа XIX- начала XX веков и богатую природу края. Самая значительная часть его наследия - 211 полотен хранятся в фондах Центрального Государственного музея Республики Казахстан, из них 117 живописных работ, 39 карандашных зарисовок, 55 акварелей и 3 альбома с этюдами и зарисовками".
Но не получилось. В зале Хлудова сейчас другая экспозиция, а в фонды никого кроме специалистов, понятное дело, не пускают.
Но есть любимая "Кастеевка"! А там хлудовские работы в постоянной экспозиции. Да и специалисты музея всегда точно, подробно и доброжелательно ответят на все вопросы дилетанта вроде меня.
Родился Николай Хлудов в городе Брянске в семье художника-самоучки Гаврилы Васильевича ХЛУДОВА. Имя его отца вписано в историю города им самим: он создал акварель, на которой изображена панорама города Брянска с левого берега реки Десны. И это на сегодняшний день самое древнее изографическое свидетельство городской архитектуры, датируемое 1857 годом. Это изображение есть на всех городских сайтах, его изучают местные краеведы и историки, о не рассказывают ученикам местных школ. Кем был Гаврила Васильевич точно неизвестно – чертежником или фейреверкером, но сыну своему он смог дать неплохое образование: Николай учился в Одесской рисовальной школе (1872—1874), а потом и в частных художественных мастерских Петербурга.
- В Казахстан Николай Хлудов, член географического общества, приехал в Семиречье в 1877 году в составе научной экспедиции. Всем известно, что в те времена, когда фотоаппараты были еще не совершенной, к тому ж громоздкой да и не всем доступной техникой, в длительные экспедиции брали рисовальщиков. И их рисунки служили важным дополнением к путевым заметкам исследователей и путешественников. И именно эти картины, литографии и гравюры открывали современникам картины жизни дальних земель, знакомили с их населением, с флорой и фауной. В задачу рисовальщиков входило "срисовывание" всего, что "встретится любопытного в каком бы то ни было отношении", и они наравне с профессиональными исследователями переносили тяготы путешествий. Вот Хлудов и был таким рисовальщиком во многих экспедициях по Средней и Центральной Азии, - объяснила мне искусствовед Оксана ТАНСКАЯ, моя давняя знакомая и даже коллега по телепроектам.
В Верном Хлудов работал сначала чертежником, а позже межевиком Семиреченского областного правления. А еще Николай Гаврилович был членом Туркестанского кружка любителей археологии и учредителем Семиреченского отдела Русского географического общества.
- В Верном он проявил себя в трех ипостасях. Ученый, художник и педагог. Ученый – это первая грань его таланта. В качестве топографа и рисовальщика он был в экспедиции Русского географического общества Игнатьева по Средней Азии, работал с МУШКЕТОВЫМ. Постоянно перемещался, путешествовал, изучал географию, этнографию, - рассказал кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела Государственного музея искусств РК им. А. Кастеева Амир Джадайбаев (на снимке).
А я немного уклонюсь от основной линии и добавлю, вдруг кто-то не знает.
И.В. ИГНАТЬЕВ – горный инженер, он возглавлял экспедицию 1886 года, целью которой было изучение горной группы Хан-Тенгри. Экспедиции удалось определить высоту горы Хан-Тенгри в 7 320 метров, но до пика они не добрались. Впрочем, перед ними стояли другие задачи: надо было выяснить орографическую связь между Тенгри-тагом, хребтом Терскей-Алатау и восточным продолжением Тянь-Шаня - Музартом, определить ряд геологических особенностей района, изучить части Тянь-Шаня.
И. В. Мушкетов - географ, геолог, член Императорского Русского географического общества и Санкт-Петербургского минералогического общества. В мае 1887 года Мушкетова в срочном порядке командировали в Верный (сейчас Алматы) для изучения последствий катастрофы. Сильное землетрясение разрушило город, погибли люди, многие получили травмы. В длину полоса достигала 37 км и 5 км — в ширину, на глубину от 5 км до 16 км уходил разлом. В историю землетрясение вошло под названием Верненского….. За эту работу Хлудов был удостоен серебряной медали Русского географического общества.
Работы в подобных экспедициях было у рисовальщиков и топографов очень много… Но именно эта его деятельность дала самое большое количество художественных работ.
Иллюстрация: А. Бортников, Н. Хлудов на джайляу.
- Вторая ипостась – художник. Он писал работы, очень тщательные, географические работы, которые часто сопровождали его научные исследования. У нас в музее много его небольших работ, на которых очень точно изображен рельеф местности - это этюды маслом, акварелью, много карандашных зарисовок. И в то же время они имеют и художественную ценность.
Художник нам передает настроение, композиционно их выверяет. Это очень ценный источник для исследователей и интересный художественный материал. Хлудов является одним из основоположников станкового изобразительного искусства в Средней Азии. В конце XIX – начале XX века в Казахстане не существовала такой традиции, - отметил Амир Джадайбаев.
А Оксана добавила:
- У него есть живопись на свободные темы, пейзажи, портреты, в том числе и духовенства, очень много жанровых картин, бытовые темы, исторические… У него поразительная точность в деталях, он очень тщательно в своих работах описывал быт кочевников. По его картинам можно воссоздавать жизнь казахского народа XIX века. Художник владел различными техниками, хорошо был знаком с акварелью, он знает рисунок, композицию. Но он не колорист, многие специалисты его так и называют – рисовальщик. И у него обобщенных деталей, каждый фрагмент композиции прописан. Это особенности рисовальщика, почему их и брали в экспедицию.
На снимке: Портрет казашки.
Его работы очень реалистичны и этнографичны, точно воспроизводят характерные, социально значимые сцены из жизни кочевников. И в этом смысле значение творчества художника необыкновенно велико, он внес огромный вклад в этнографическое изучение казахского народа.
На снимке: Мальчик на быке.
- В 1904 - 1907 годах Хлудов расписывал первый иконостас Алматинского Вознесенского Кафедрального собора. Сейчас этот собор является одной из основных городских достопримечательностей, он пережил и землетрясение 1911 года, и революционные потрясения. А вот иконостас работы Хлудова был утерян. Мы отправляли запросы в музей города Алматы, в архивы – нет, не нашли, - рассказала печальное Оксана.
На снимке: Хлудов. Каталог работ.
Очень жаль, что утерян. Было бы интересно увидеть, каким создал его реалист Хлудов. Хотя… надежда всегда есть, сколько удивительных находок прошлого было совершено, когда о них совсем не помышляли...
На снимке: Хлудов. Каталог работ.
- Третья ипостась, где он себя проявил, это преподавание, преподавательская деятельность. Он был одним из первых, кто открыл художественную студию в городе Верном. Она была не единственная, существовало несколько подобных школ. И хотя город тогда был совсем маленький, но студии эти не пустовали, рисование было повсеместным увлечением. Особенно среди дворян, интеллигенции европейских национальностей. И у офицеров, конечно – они всегда изучали рисунок. Он сопоставим с типографскими работами, им часто надо было фиксировать местность или происходящие события, так что рисование было очень полезным навыком…
К тому же это было модно. В городе была своя городская интеллектуальная элита, и организовывались всевозможные творческие кружки – музыка, театр, рисование. И сам Хлудов преподавал черчение, рисование в учебных заведениях города. А открытие частной студии для местных жителей – это была его инициатива. Он сам говорил, что надо нести свет знаний. Жизнь тяжелая, а людям искусство дает людям светлый момент. Он был профессиональным педагогом, его студию посещали Абылхан КАСТЕЕВ, Алексей БОРТНИКОВ, Семен ЧУЙКОВ и другие известные ныне казахские и кыргызские художники. И они очень хорошо о нем отзывались, он был душевным, искренним человеком, и щедро делился своими знаниями, навыками с начинающими художниками, - отметил Амир.
Конечно, вся эта информация не новая и многим знакома. И уж точно все знают или хотя бы видели работы Хлудова.
И уж точно читали о нем в художественных произведениях. Юрий ДОМБРОВСКИЙ посвятил целую главу этому художнику в своем "Хранителе древностей". Ее можно всю переписать сюда, прям со слов "Жил в городе Верном такой художник, автор многочисленных этнографических картин, кажется, по выслуге лет еще статский советник, учитель рисования верненской мужской гимназии Николай Гаврилович Хлудов…"
"Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенес на холст", - писал Домбровский. Похоже, не он один так считал. Иначе чем объяснить, что именно картины Хлудова подделывают чаще всего из всех художников Азии…
И тем сложнее понять, почему при всей этой любви нашей к его творчеству, при всей востребованности его полотен и интересе к его работам, мы о нем так редко вспоминаем. Да что там, мы даже улицу имени Хлудова в городе не имеем… Эх…
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Евгения Морозова.