Национальный железнодорожный перевозчик «Казахстан Темир Жолы» рассматривает возможность двойного листинга акций на казахстанском рынке и на Лондонской фондовой бирже во второй половине следующего года, пишет Bloomberg со ссылкой на источники.
Издание уточняет, что госкомпания сотрудничает с Citigroup Inc., JPMorgan Chase & Co. и Societe Generale SA в рамках подготовки к IPO. Оценка КТЖ в ходе листинга может составить 10 млрд долларов. При этом, источники подметили, что детали планируемого IPO еще могут измениться.
Ранее госфонд «Самрук-Казына» сообщал, что рассматривает перенос срока IPO на 2026 год, объяснив это необходимостью повышения инвестиционной привлекательности компании.
По итогам шести месяцев 2025 года прибыль нацкомпании выросла на 10,8%, до 86 млрд тенге. Доходы компании увеличились на 27,1%, до 1,3 трлн тенге.
Напомним, изначально первичное размещение акций КТЖ планировалось провести в 2023 году. Затем срок был сдвинут на конец 2025 года, ожидалась продажа до 20% акций компании.
К слову, акции КТЖ могут вызвать низкий интерес со стороны инвесторов в ходе IPO, считает исполнительный директор QAMS Данияр Темирбаев.
Главным риском для инвесторов он назвал большую долю государства в капитале компании, поскольку оно выступает одновременно и регулятором, и важным участником рынка ж/д перевозок.
В 2024 году говорилось, что нацкомпания «Қазақстан темір жолы» не способна оплачивать свои обязательства и находится в «красной зоне» кредитного риска. Об этом заявил глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов.
По его информации, на начало 2024 года долг КТЖ составлял 2,9 трлн тенге, из него 45% или 1,3 трлн тенге направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств.
В 2020-2023 годы 73% перевозок компании прошли по тарифам ниже себестоимости. В результате убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге, в том числе более половины – по экспорту.
«Это прямая дорога к банкротству», – отметил Смаилов.
