Казахстанский политолог поделился мнением по поводу проходящей приватизации

511 просмотров
0
КАЗИНФОРМ
Понедельник, 31 Окт 2016, 18:50

В ноябре прошлого года, выступая с очередным Посланием народу Казахстана, президент Нурсултан Назарбаев сообщил, что поручил правительству разработать новую программу приватизации, включив в нее все организации, находящиеся в государственной собственности, в том числе входящие в «Самрук-Казына», «Байтерек» и «КазАгро». В беседе с корреспондентом Казинформ известный казахстанский политолог Марат Шибутов поделился своим мнением по поводу проходящей приватизации и ее последствий для дальнейшего развития экономики страны.      

- Марат Максумович, чем отличается нынешняя волна приватизации от предыдущих?  

- Ну, я бы сказал, что у нас приватизация состоит из двух периодов, определяемых разными постановлениями: Постановлением правительства от 31 марта 2014 года и Постановлением правительства от 30 декабря 2015 года № 1141. Там есть разница по составу продаваемых предприятий. Думаю, что причины почти те же, что и в 90-е - руководство страны хочет сделать государство более эффективным, дать возможность бизнесу свободно конкурировать. Но в нынешней приватизации есть и дополнительный фактор - она идет одновременно с легализацией имущества и амнистией капиталов. То есть, она сразу служит и возможностью вложить амнистируемые деньги. Изменена еще и процедура - если раньше часто сделки совершались напрямую и конкурсы были закрытые, то теперь это открытые электронные аукционы. Раньше аукционы шли на повышение цены, а сейчас на понижение цены, и если организация не будет продана, она ликвидируется. То есть все, стало намного более открытым и доступным.

- Какого эффекта Вы ожидаете от разгосударствления таких крупных предприятий, как, например, «СК-Фармация», «Казгеология» и АО «Парк ядерных технологий»?

- Я не знаю - потому, что все зависит от политики собственника. Может быть, будет успех, а может быть - неудача. Но что-то у меня есть сомнения насчет возможностей наших бизнесменов содержать такие сложные объекты, как «Парк ядерных технологий». Тут еще есть и такой вопрос - сохранят ли эти организации контракты с действующими ведомствами или нет? Если нет - то будут проблемы.

- Какие объекты должны оставаться  в государственной собственности?

 - Это, прежде всего, объекты, нужные обществу, в целом, и находящиеся в тех сферах, где крайне трудно получение прибыли. То есть культура, образование, медицина, наука, высокие технологии - их наш бизнес сейчас слабо потянет. Но, вообще - ведомства и акиматы хотят сохранить всех. Как говорил премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, постоянно есть просьбы сохранить ту или иную организацию. Но это естественный процесс для любой организации - оставлять себе максимум ресурсов. Недостатком текущей приватизации я считаю то, что ни в постановлении правительства 2014 года, ни в постановлении правительства 2015 года нет четких критериев - какие организации надо приватизировать. Каждый государственный орган определяет их самостоятельно, отсюда и хаос.

- Насколько целесообразно проводить приватизацию нацкомпаний в условиях кризиса?

- На мой взгляд, это нормальный метод снижения управленческой нагрузки, улучшения ситуации на рынке - уменьшение конкуренции со стороны государственных компаний, снижение коррупции. Просто, если ее не делать сейчас - будут очень большие проблемы. Государство ведь не получает доходы от государственных компаний - дивиденды всегда меньше вложений в уставный фонд этих компаний. Хотя, на самом деле, прибыль у них есть - они просто не платят дивиденды. То есть, сокращаются перманентно убыточные активы. И тут, конечно, все зависит от рынка - сколько на рынке дают сейчас за компанию, столько она и стоит на самом деле. Но вообще особой скупки не наблюдается - еще достаточное количество активов не продано, особенно в регионах.

- Спасибо за беседу.

 

 

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Стабильность ЕНПФ ценой потерь вкладчиков
Пенсионные накопления растут, но почти половина денег по-прежнему работает в минус
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента