Самые актуальные проблемы в отношениях России и Турции обсудили в Алматы представители интеллектуальной элиты РФ, Турции и Казахстана, сообщает Казинформ.
Уникальную площадку для общения экспертов предоставил Фонд Первого Президента РК. В числе участников встречи - бывший министр иностранных дел Турции и глава Центра стратегических коммуникаций Яшар Якыш, генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, известные политологи, религиоведы и социологи трех стран.
Встреча прошла в конструктивном русле, стороны сумели обсудить многие актуальные проблемы и наметить точки соприкосновения. По мнению директора Института мировой экономики и политики при Фонде Первого резидента РК Султана Акимбекова, общение экспертов позитивно отразится на развитии отношений трех стран.
- Султан Магрупович, вы говорите, что инициаторами встречи были интеллектуалы, эксперты, которые пытаются - параллельно с политиками своих стран - решать самые наболевшие вопросы?
- Да, конечно. Это во многом уникальный формат, потому что на территории Казахстана прошла встреча турецких и российских интеллектуалов, с участием казахстанских интеллектуалов. И дискуссия была как раз о том, что можно сделать, чтобы наладить отношения между двумя странами. Казахстан - заинтересованная сторона в этом вопросе. Потому что у нас хорошие отношения и с Россией, и с Турцией. Россия - наш стратегический партнер, с Турцией у нас родственные, можно сказать, отношения. Плюс очень много совместных экономических проектов, и, естественно, русско-турецкие противоречия не могут не сказываться на наших отношениях. Поэтому мы хотели бы, чтобы ситуация как можно быстрее разрешилась, и мы, соответственно, пошли навстречу, когда и российская, и турецкая сторона поставили вопрос о том, что им нужно где-то на дружественной и нейтральной территории встретиться. И такой территорией оказался Казахстан. Наша страна заслуженно считается идеальной площадкой для переговоров в разных конфликтных ситуациях. Можно вспомнить переговоры по иранской ядерной проблеме в Алматы.
- Вы считаете, что подобные встречи могут положить начало конструктивному диалогу?
- Хорошо, что именно интеллектуалы выступили инициаторами этого процесса. Потому что интеллектуалы - они в целом больше заинтересованы именно в процессах развития своих стран. Ведь существует огромное количество экономических вопросов, культурных связей между Россией и Турцией, которые сегодня оказались под вопросом. Например, на встрече приводились примеры тех программ, которые были закрыты. В частности, российско-турецкие программы по образованию, по культурному обмену, по другим направлениям, не говоря уже о колоссальной экономической повестке дня. И это ни в чьих интересах.
Все отмечали на встрече, что парадокс этой ситуации заключается в том, что объективно у России и Турции до вот этого инцидента были, наверное, самые лучшие отношения, которые только были между ними за последние годы. Не только потому, что Турция экономический партнер России, но и потому, что Анкара до инцидента с самолетом занимала довольно сдержанную позицию по поводу известного конфликта России с Западом. Поэтому это были, действительно, очень неплохие отношения. И все участники нашего мероприятия выразили заинтересованность в том, чтобы проблема как можно быстрее нашла свое решение.
- Было озвучено немало проблемных тем, и по многим высказаны обоснованные и зрелые суждения, причем без какого-либо напряжения между представителями стран.
- Конечно, ведь это повестка дня, которая формулирует базовые проблемы. Их проговаривают, формулируют некие способы и направления возможного выхода из кризисной ситуации. Понятно, что когда политики начинают проговаривать между собой те или иные вопросы - это всегда бывает на грани. Мы видели эту достаточно жесткую риторику в последние несколько месяцев. А эксперты обсуждают проблематику, они рассматривают эти проблемы, ведь на экспертном уровне можно обсуждать любые проблемы. Потому, что такие дискуссии редко приводят к политическому напряжению, эксперт - он эксперта всегда поймет. Потому, что они понимают внутреннюю мотивацию тех или иных проблем.
- Реально ли, что выработанные сегодня рекомендации будут донесены до руководства РФ и Турции и смогут способствовать урегулированию ситуации?
- Такой вариант вполне возможен. Вопрос даже не в том, что встреча была достаточно представительной. Скорее, дело в том, что работа экспертов в том и заключается, чтобы формулировать проблему и способы выхода из трудных ситуаций, а также обеспечивать информирование политиков о результатах экспертных диалогов. Потому что гораздо выгоднее, когда проблему можно проговорить на экспертном уровне, может быть, даже, включая эмоции. С тем, чтобы потом выработать новую повестку дня. Ведь в любом диалоге важно в первую очередь понять - что хочет ваш собеседник.