Председатель правления АО «Народный банк Казахстана» Умут Шаяхметова призналась, что пострадала от февральской девальвации 2014 года и теперь хранит свои сбережения в иностранной валюте, сообщает КазТАГ.
«Я потеряла очень большую сумму в феврале - на своих тенговых депозитах. Сегодня я храню в валюте», - сказала У. Шаяхметова на пресс-конференции в среду.
По ее словам, «в целом по сектору пошел отток розничных депозитов и снижение за сентябрь месяц на 39 млрд тенге, по сектору».
«Но при этом действительно происходит дальнейшее переворачивание, как мы говорим, депозитов из тенге в доллары. При этом ставки по долларам (долларовым депозитам - КазТАГ), как вы знаете, очень низкие. По тенге они в районе 10%: и мы видим, что все банки сегодня подняли эти ставки, практически на максимальных ставках привлекают розничные депозиты. По долларовым депозитам ставки идут даже не в районе 4%, которые максимально сегодня регулируются, но и ниже - в районе двух и одного процента. Но при этом, действительно, динамика сегодня такая продолжается - и по юрлицам и по физическим лицам», - констатировала банкир.
В частности, в Народном банке доля валютных депозитов с начала года «приросла» до 57%. «Если говорить о физических лицах, то это 70% в валюте», - подчеркнула У. Шаяхметова.
«На начало года у нас 56% было в тенге, 44% - в долларах, то сегодня полностью наоборот - 43% в тенге и 57% в долларах. На 1 октября», - уточнила она.
При этом, по мнению главы Народного банка, «большинство» из тех, кто хотели перевести, уже перевели депозиты из тенге в доллары.
«Видимо уже максимально люди, или юридические и физические лица, - они подготовились, или там ожидания свои какие-то уже показали. Я не думаю, что будет дальнейшее значительное переворачивание, потому что есть текущие платежи, есть текущая жизнь, оборотка. У юрлиц - это конечно ежемесячная выплата заработной платы, траты в тенге. То есть, это, наверное, тот предел выше которого я не ожидаю, что будет дальнейшее повышение валютной доли», - сказала она.
Вместе с тем, по утверждению У. Шаяхметовой, Народный банк не был готов к февральской «девальвации, которая была проведена неожиданно».
«Мы, в принципе, как банк не готовились к таким сценариям, и я как физическое лицо», - сообщила она.
Однако, по ее словам, банк «конечно, сегодня готовится к различным сценариям», проводит «различные сценарии стресс-теста: учитывает и макроэкономические показатели, и цены на нефть, и курсы валюты».
«Действительно, разные сценарии у нас есть. То есть мы на это смотрим, мы смотрим, причем еще раз не только на макроэкономические показатели, но и на внутренние. Это может быть там, не знаю, резкий, допустим, отток по ликвидности. Это может быть резкое ухудшение качества активов. Нужно ли будет дополнительно создавать большой объем провизий, как будет выдерживать капитал и так далее и так далее. На самом деле, я думаю, что это любой банк делает, и поэтому мы смотрим на различные варианты», - рассказала У. Шаяхметова.
Также глава Народного банка прокомментировала вопрос о недоверии населения страны к многочисленным заявлениям и заверениям Национального банка РК о невозможности новой корректировки курса тенге.
«Я не знаю, почему люди не доверяют заверениям наших регуляторов, как вы говорите. Это у людей надо спросить», - сказала она.
11 февраля 2014 года в Казахстане была проведена очередная девальвация национальной валюты. В тот день Нацбанк РК установил новый обменный курс тенге к доллару США на уровне 185 тенге за $1 (повышение курса на 19%), а коридор колебания – в пределах 185 +/- 3 тенге. Но уже 10 сентября этого года Нацбанк расширил существующий коридор колебания курса тенге к доллару, в результате чего он составил 185 +3, -15 тенге.