Домохозяйка из Майкудука Валентина Сакман никак не может оправиться от шока после похода в ЦОН. Там женщине сообщили, что ее уже давно нет в живых, передает nv.kz.
О своем интересном статусе Валентина Ивановна узнала совершенно случайно. В начале ноября похоронив брата, гражданка отправилась в ЦОН за справкой о его смерти.
- Я вижу, что девушка как-то странно на меня смотрит, - рассказывает Валентина Ивановна. - Вышла, еще кого-то позвала, потом еще и еще. Все они смотрят то в компьютер, то на меня, и спрашивают: «Это точно вы?» Я уже шапку сняла, говорю: «А разве не похожа?». Я перепугалась, думала, какие-то мошенники воспользовались моими документами, взяли большой кредит. И тут мне объявляют: «Вы у нас числитесь как умершая». Тут мне плохо стало. Я вышла - и сразу к мужу, у меня истерика, не могу ничего сказать, меня трясет.
Валентину Ивановну попросили подождать десять дней, пообещав, что за это время ошибку исправят и ее непременно «воскресят». Через месяц у нее наступает пенсионный возраст, нужно срочно собирать документы, но ей всюду отказывают. Последний раз, когда карагандинка пыталась открыть лицевой счет для пенсионных отчислений, ей заявили, что банк мертвых не обслуживает.
Выяснилось, что Валентина Ивановна уже 12 лет числится в списке покойников. Техническая ошибка прокралась в базу документирования и регистрации населения еще в 2002 году, когда женщина меняла удостоверение личности в связи с собственным 45-летием. С тех пор она жила как бы нелегально. Говорит, что ни разу никуда не обращалась, спокойно вела домашнее хозяйство, а все внешние вопросы решал супруг. Но как только женщина попыталась реализовать свои гражданские права, она столкнуться с неповоротливой государственной машиной.
- Я уже извинялась перед Валентиной Ивановной, - сказала старший инспектор отдела миграционной полиции Алия Омурова. - Однако она очень взволнована. Ничего не хочет слышать. В 2002 году она документировалась на новое удостоверение в связи с 45-летием. В этот момент сдала свое первое удостоверение. Если бы это происходило сейчас, по инструкции мы бы уничтожили документ в течение месяца. Вырезали бы вручную номер удостоверения, вклеили бы его в акт, а остальное просто сожгли. Но 10 лет назад почему-то с этой процедурой затянули. Удостоверение уничтожили только через два года. И не в связи с истечением срока действия, а в связи со смертью. Сейчас мне сложно говорить, почему так вышло. Тогда как раз был шквал обращений, много документов подлежало замене. Видимо, сотрудники не успевали. Валентина Ивановна обратилась к нам 10 ноября. В тот же день мы отправили запрос. Ответ получили только сегодня - о том, что в отношении гражданки Сакман смерть не зарегистрирована. Теперь мы написали письмо с корректировками и направили его в управление миграционной полиции для дальнейшего направления в МВД. Там должны внести корректировку в базу. Статус будет снят в течение 10 дней. Конечно, ситуация неприятная. Поэтому мы постоянно звоним своим коллегам, чтобы поторопить их.
Напомним, другая жительница Караганды Надежда Чурсина уже год не может доказать, что является гражданкой Казахстана. После смерти брата она попыталась вступить в права наследства. Но у нотариуса выяснилось, что девушка давно уже выехала на ПМЖ в другую страну. Куда именно, неизвестно. Доказать обратное было очень сложно. Ошибку допустили сотрудники ЦОНа, который находится в Северо-Казахстанской области, где раньше жила девушка. Межрегиональная переписка затянулась на долгие месяцы. Родив ребенка, молодая мама с трудом добилась выплаты ежемесячных пособий.