Знает ли глава Минздрава, что пациент мог бы сгореть в карете скорой помощи? Или это стоит понимать как дополнительную услугу по кремации, предоставляемую в рамках гарантированной государством бесплат
Как стало известно сайту Ratel.kz, по итогам тендера на поставку карет скорой помощи были закуплены автомобили Iveco, собранные в Костанае и оборудованные в Шымкенте. Дизельные машины из китайских комплектующих вызывают множество нареканий как у эксплуатационных служб, так и у медиков. На этот счет было несколько публикаций в специализированном медицинском журнале, в которых итоги тендера были подвергнуты жесткой критике. Мы обратились к министру здравоохранения Салидат КАИРБЕКОВОЙ с просьбой прояснить ситуацию. Госпожа министр не только не усомнилась в высоком качестве этих неотложек, но и обвинила нас в распространении недостоверной информации.
- У нас недавно был проведен объезд специалистов во всех регионах, где закуплены машины скорой помощи, - заявила Каирбекова. - Цифры совсем не те, о которых вы говорите. На счет низкого качества мы можем устроить пресс-брифинг, чтобы снять все ваши сомнения. Я как министр заинтересована в том, чтобы у нас в системе здравоохранения во всех регионах была качественная скорая медицинская помощь, и впервые были сделаны стандарты для скорой медицинской помощи. Скорая вообще перестала быть машиной для перевозки. Потому что поменялся сам характер оказания медицинской помощи. Мы теперь требуем от врачей уже оказание помощи на до госпитальном уровне. Это оказание помощи больному с инфарктом, с инсультом в машине скорой помощи. Понятно, для этого она должна быть оборудована. А раньше машины были без оборудования. Эти цифры нужно перепроверить, вы апеллируете недостоверной информацией, нельзя так цифрами бросаться.
Возможно, нам следовало бы принести извинения министру за беспокойство по пустячному, с ее точки зрения, поводу. Коль скоро Салидат Каирбекова настолько уверена в качестве закупленных машин, стоило бы ей поверить на слово. Однако в распоряжении сайта Ratel.kz оказалось письмо из недр алматинского горздрава, повествующее о том, как ведут себя новенькие кареты скорой помощи костанайско-шымкенcкого розлива. Это стоит почитать, поскольку не каждый день удается поймать целого министра на «недостоверной информации».
«Государственное коммунальное специализированное автотранспортное предприятие скорой медицинской помощи Управления здравоохранения г.Алматы (далее - Предприятие) по договору №663 от 13 сентября 2013 года (заключенного между ТОО «Казмедприбор» и предприятием) получило 28 единиц автомашин «IvekoPowerDaily». При прием-передаче автомобилей скорой медицинской помощи «Для реанимационных и кардио-реанимационных бригад» обнаружено недоукомплектование автомашин рядом медицинского оборудования и комплектующих, о чем составлялся соответствующий Акт. Доукомплектование и устранение неполадок длилось вплоть до марта месяца 2014 года. Так, автомашины в эксплуатацию вступили только в апреле месяце текущего года.
Более того, в ходе эксплуатации выявлялись конструктивные недоработки которые исправлялись работниками ТОО «Казмедприбор» крайне медленно.
13.05.2014г. письмом на имя Директора ТОО «Казмедприбор» информировалось о принятии мер по ремонту систем кондиционирования 4 автомашин, в рамках гарантийных обязательств.
В мае месяце текущего года Представителями ТОО «Казмедприбор» информировано, о договоренности с ТОО «Allur-Auto» на предмет гарантийного ремонта узлов и агрегатов автомашин переданных Предприятию. Так, с 16.05.2014г. для устранения неисправностей в мастерские ТОО «Allur-Auto» доставлялись 6 автомашин. В связи с длительным простоем без ремонта, 17.06.2014г письмом на имя Директора ТОО «Казмедприбор» сообщалось о данном факте. В среднем ремонт длится от 14 до 20 дней. На сегодняшний день две автомашин стоят с 30.05.2014г с гос.номерами 632 АY и 18.06.2014г гос.номерами 609 АY, о чем письмом от 16.07.2014г. информировано руководство ТОО «Казмедприбор».
На сегодняшний день ситуация с указанными автомашинами выглядит следующим образом.
На всех 28 машинах, в связи с конструктивными недостатками вышли из строя агрегаты системы кондиционирования, которые были демонтированы в начале июня месяца текущего года. По заверению руководства производителя, специалисты по ремонту должны прибыть до 10 августа текущего года.
На всех автомашинах возникают проблемы с приемочным устройством каталок, что затрудняет погрузку и перевозку больных, из-за конструктивных недоработок затруднена естественная вентиляция салона, после неоднократных обращений заменены окна боковых выдвижных дверей.
На двух машинах вследствие обрыва ремня ГРМ требуется дорогостоящий ремонт двигателя. На двух машинах не функционируют специальные сигналы (проблесковые маячки и звуковая сирена)
Более того, на одной автомашине при обслуживании вызова к больному, вследствие замыкания электропроводки, произошло возгорание автомашины. Общими усилиями водителя и медиков возгорание удалось локализовать.
Не решен ряд вопросов по гарантийному ремонту с ТОО «Казмедприбор» и ТОО «Allur-Auto», транспортировка неисправных машин производится Предприятием, что обуславливается дополнительными затратами как ТМЦ так и людскими ресурсами, с отрывом от производства. Организационные вопросы по ремонту решаются крайне медленно, в связи тем, что ТОО «Allur-Auto» ссылается на то, что некоторые виды ремонта не входят в гарантированные обязательства. Длительный простой объясняется отсутствием запасных частей».
Знает ли глава Минздрава, что пациент мог бы сгореть в карете скорой помощи? Или это стоит понимать как дополнительную услугу по кремации, предоставляемую в рамках гарантированной государством бесплатной медицинской помощи?
Впрочем, министр Каирбекова не соврала. «Скорая» действительно перестала быть машиной для перевозки, потому что с таким набором дефектов и длительными простоями нельзя говорить о том, что в данных автомобилях пациентов можно куда-то перевезти.
Между тем министр по чрезвычайным ситуациям Владимир БОЖКО заявил, что не знает такой марки автомобилей, как Iveco. Он даже отругал нашего корреспондента за рекламу и сообщил, что производитель этой марки не работает с МЧС и не входит в тендеры, которые они объявляют.
Судя по всему, поставщики Iveco хорошо «поработали» с Минздравом, причем настолько, что целый министр готова за них поручиться и провести пресс-конференцию, на которой нам в
очередной раз расскажет о замечательных машинах, предназначенных для спасения людей. Вот только можно ли верить министру?