Похоронный марш авиаторов

12224 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Четверг, 28 Авг 2014, 08:10

С учетом потрясающей непотопляемости руководителя Комитета гражданской авиации РК Бекена Сейдахметова все это выглядит как вполне безопасный и весьма доходный бизнес.

В числе прочих назначений на должности вице-министров, зампредов агентств и руководителей министерских комитетов на этой неделе в своей прежней должности был утвержден председатель Комитета гражданской авиации Минтранскома Казахстана Бекен СЕЙДАХМЕТОВ. Человек во всех отношениях очень неординарный, не раз оказывавшийся в центре различных скандалов, из-за чего неоднократно удостаивался внимания нашего сайта Ratel.kz .

Возьмем хотя бы до неприличия затянувшееся расследование авиакатастрофы самолета авиакомпании «Скат», причины которой до сих пор не названы. Или произошедший нынешним летом по его вине аврал во время туристического сезона, когда он одним росчерком пера допустил к перевозке казахстанских туристов на курорты Турции «воздушных гастарбайтеров» - находящиеся в двойной аренде самолеты киргизской авиакомпании, которые не имели должным образом оформленного сертификата эксплуатанта…

С одной стороны, с учетом всех его прежних «заслуг» не может не вызывать удивления, что Бекен Сейдахметов остался в прежней должности, а с другой - наглядно доказывает наличие у него высоких и могущественных покровителей.

А по ходу дела в Комитете гражданской авиации зреет очередной скандал – теперь в области малой авиации и подготовки пилотов для ее нужд. Для тех, кто не в курсе, малая авиация — это не только прогулочные самолеты и вертолеты VIP-класса для развлечения олигархов. Это в первую очередь довольно большой парк сельхозавиации - самолетов-трудяг для обработки полей, без которых лишатся химической защиты 20 процентов всех посевных площадей Казахстана, что повлечет потерю от 25 до 40 процентов урожая. Это и почти прекратившая свое существование из-за безалаберности чиновников санитарная авиация, способная быстро прийти на помощь людям, живущим в самых отдаленных и труднодоступных точках Казахстана. Это, наконец, первоначальная подготовка пилотов, многие из которых впоследствии пополнят ряды летчиков большой авиации и военно-воздушных сил страны.

Но вот с недавних пор, Комитет гражданской авиации во главе с Бекеном Сейдахметовым решил навести свой порядок в этой важной области авиационной деятельности. Начали с того, что остановили работу всего авиапарка АН-2, которых, к слову, в Казахстане более 200 единиц – это самый распространенный у нас тип самолетов, не имеющий пока альтернативной замены. Объяснили просто: мол, старые они. На то, что в Казахстане некогда имелось целых два авиазавода по их ремонту – в Алматы и в Актюбинске, что такие самолеты приводят в порядок в соседних России и Китае, а АН-2 по праву считается одной из самых живучих и неприхотливых крылатых машин в мире – на это наши чиновники предпочли закрыть глаза. Открылись они лишь, когда выяснилось, что Ан-2 сегодня является основным самолетом авиахимзащиты сельхозугодий и находится в эксплуатации 21 казахстанской авиакомпании. Тогда и стало понятно, что с таким подходом чиновников Казахстан рискует остаться без урожая, который без химобработки полей попросту пожрет какая-нибудь саранча или другие паразиты. В общем, небо для старичков Ан-2 опять открыли. Однако руки у чиновников от авиации, видать, крепко чесались, а потому решили пересмотреть… подготовку в Казахстане летного состава.

Читатели постарше помнят, что в советское время первоначальной подготовкой летчиков занимались аэроклубы ДОСААФ. После них молодые пилоты, уже налетавшие свои первые часы, поступали в военные авиаучилища или учебные заведения гражданской авиации. После развала союзной системы подготовкой пилотов в Казахстане занялось несколько частных учебных центров. Последние годы они работали во взаимодействии с Министерством образования и Алматинской академией гражданской авиации, на конкурентной основе участвуя в тендерах и получая государственное финансирование. Так, в 2013 году в Казахстане подготовили 73 пилота, получивших навыки самостоятельных полетов на двух типах самолетов – Ан-2 и зарубежных марках. Обошлось все это государству всего в полмиллиарда тенге. После этого заговорили о необходимости к 2016 году создать в Казахстане при академии гражданской авиации единый авиационный центр по подготовке пилотов по международным стандартам, укреплении технической базы академии, покупке новых учебно-тренировочных самолетов и современного наземного тренажера. Правительство даже деньги на это выделило – более 1,7 миллиарда тенге. Авиаторы воспряли духом, появилась надежда на воссоздание собственной казахстанской системы подготовки кадров. Надежда появилась и … растаяла как дым. Потому что к решению вопроса подключился Комитет гражданской авиации. И началось!

Программу подготовки пилотов на отечественной базе зарубили на корню. Мотивировали тем, что, дескать, казахстанские пилоты должны получать международные сертификаты, соответствующие требованиям ИКАО – Международной организации гражданской авиации со штаб-квартирой в канадском Монреале. То, что пилоты малой авиации Казахстана за границу не летают и опрыскивают химикатами исключительно казахстанские сельхозугодья, никого в Комитете гражданской авиации не интересовало. Появилось распоряжение, согласно которому первоначальная летная подготовка коммерческих пилотов должна проводиться на базе зарубежных учебных центров. Выбраны были две летных школы – финская и литовская. Полмиллиарда тенге, на которые могли рассчитывать казахстанские учебные центры, теперь оказались перенаправлены на зарубежные счета. Расходы на проезд, четырехмесячное проживание и питание студентов легло на плечи их семей. Суммы очень немаленькие. Только Литве из карманов семей будущих казахстанских летчиков малой авиации в этом случае перепадает порядка полумиллиона евро. Да за такие щедроты в эпоху экономического кризиса, который сегодня переживает Европа, Литве впору сказать Казахстанскому комитету гражданской авиации и лично его главе Бекену Сейдахметову «көп рахмет!». Иначе с ее стороны это будет просто черной неблагодарностью!

Но самое главное, как всегда, остается за кадром. Оказывается, выбранные в качестве учебных центров заграничные летные школы, во-первых, далеко не самые лучшие в своей сфере. Во вторых, хоть и выдают удостоверения пилотов и сертификаты международного образца, но учат летать на технике, которой и в помине нет в Казахстане. Так, летная школа в Литве для подготовки пилотов использует устаревшие самолеты - одномоторный Cessna-150 и двухмоторный Piper, выпуск которых прекращен 30 лет назад.

С учебной программой все тоже очень забавно. Студенты Алматинской академии гражданской авиации, налетавшие в прошлом году по 50-70 часов в наших условиях на использующихся у нас самолетах, в Литве в нынешнем году получат всего по 30-40 летных часов, причем на типах самолетов, в кабины которых сядут впервые. Таким образом, будет нарушена последовательность подготовки, что уже само по себе противоречит требованиям ИКАО. Дальше еще веселее – вместо реальной летной практики, значительную часть подготовки в Литве пилоты будут проходить на тренажерах – это порядка 50 часов. Хотя по требованиям той же ИКАО при подготовке коммерческого пилота предусматривается не более 10 часов тренажера. Другие парадоксы обучения в Литве: во-первых, радиообмен при учебных полетах курсанты ведут на литовском языке. Во-вторых, учебные полеты осуществляются только в сопровождении инструктора, тогда как у нас предусмотрены самостоятельные полеты. И третье – по окончании столь недешевого летного курса пилоты так и не получат права на самостоятельные полеты, а будут иметь право летать только с инструктором, поскольку их медицинские сертификаты летной годности не литовского образца, а получены в Казахстане еще при поступлении в нашу академию гражданской авиации.

Кто-то спросит: а зачем Казахстанской гражданской авиации за совсем немаленькие государственные деньги нужно столько ненужных проблем и сложностей?

А ответ прост – у казахстанских авиационных властей и председателя Комитета гражданской авиации Казахстана Бекена Сейдахметова, как всегда, своя логика.

Мы помним, что в 2009 году европейское авиационное сообщество включило Казахстан в так называемый черный список. Случилось это в первую очередь из-за крайне низкого профессионального уровня служащих Комитета гражданской авиации. И все мы знаем, что казахстанским чиновниками очень свойственно, когда они попадают впросак, всячески пытаться сделать крайним и виноватым кого угодно, только не себя, любимых. Так произошло и с черным списком – чиновники от авиации из кожи вон лезут, чтобы переложить свою вину на казахстанские авиакомпании. Отправляя наших студентов академии гражданской авиации на летную практику в западные страны и платя за это баснословные деньги, Комитет гражданской авиации наивно надеется таким образом договориться с Европой, чтобы она открыла для казахстанских самолетов свое небо. Но тут, как говорится, свежо предание…

Еще один важный нюанс: оказывается, в Комитете гражданской авиации Казахстана существует целый институт иностранных советников. Важные господа, преимущественно из тех, что оказались не востребованы как специалисты в своих западных странах, обосновались у нас в качестве консультантов по выводу казахстанской авиации из кризиса, а казахстанских авиакомпаний - из черного списка. Получают, к слову сказать, из государственной казны в месяц по 15 тысяч долларов – вдвое больше, чем высококлассные пилоты международных авиалиний. Один из них, кстати, представитель Литвы, 71-летний бывший пилот еще советского розлива, единственный на всю свою страну инструктор, имеющий право принимать зачет по программе подготовки на авиационном симуляторе-тренажере. У нас имеется письмо, позволяющее утверждать, что именно с его подачи Комитет гражданской авиации Казахстана сделал ставку в подготовке отечественных пилотов малой авиации именно на Литву. Какая тут кому выгода – тоже догадаться несложно.

С учетом потрясающей непотопляемости руководителя Комитета гражданской авиации РК Бекена Сейдахметова и всесторонней поддержки сверху, которую он получает во всех своих начинаниях, все это выглядит как вполне безопасный и весьма доходный бизнес.

Ну а то, что ситуация в такой стратегической отрасли, как гражданская авиация, с каждым днем, месяцем и годом становится все хуже и хуже – это обитатели высоких кабинетов предпочитают считать лишь мнением отдельных журналистов. Не осознавая, что их бравурные реляции все больше смахивают на похоронный марш.

журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Как Казахстану за год удалось стать в два раза комфортнее для EV автомобилей
Созданная 7 декабря прошлого года компания Qazaq Energy Charge открыла 200 высокоскоростных электрозарядных станций в крупных городах и на междугородных трассах страны
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.