Слова господина Кулибаева о том, что в вопросе с модернизацией алматинских рынков нужен системный подход, можно воспринимать по-разному. С одной стороны, как намек на имеющуюся возможность заблокирова
На днях председатель президиума Национальной палаты предпринимателей РК Тимур КУЛИБАЕВ выступил с неожиданно пламенным спичем в защиту рядовых торговцев алматинской барахолки. Дескать, с массовым сносом рынков южной столицы нужно повременить до принятия комплексного плана модернизации торговых площадей. Мол, переход к цивилизованному формату торговли должен быть постепенным, а в принятии решений и разработке проектов по модернизации должны участвовать сами торговцы – в качестве дольщиков, акционеров или пайщиков.
Не будь Тимур Аскарович представителем одной общеизвестной семьи, можно было бы считать это его выступление однозначно популистским, хоть и несколько запоздалым – примерно на полгода. Ведь самые большие страсти пришлись на минувшие осень и зиму: на базарах что ни день бушевали пожары, торговцы грозились акциями протеста, а придорожную часть барахолки ровняли бульдозерами, предлагая переместиться на новый рынок, возведенный по Кульджинской трассе … Но в силу того, что главная персона Национальной палаты предпринимателей РК – человек не сам по себе, а имеющий родственное отношение к одной известной фамилии, его выступление правильнее было бы считать определенным месседжем. От кого и кому – не трудно догадаться.
Вспомним, что осенью прошлого года, в самый разгар баталий вокруг ликвидации алматинской барахолки, к подобному же средству воздействия на своих незримых оппонентов в этом вопросе прибегнул аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ. Выступая в президентской Службе центральных коммуникаций в Астане, он пригрозил озвучить имена истинных владельцев алматинских базаров, прозрачно намекнув, что люди это весьма известные и влиятельные. Правда, назвать их так и не рискнул. Поэтому сделать это вместо алматинского градоначальника пришлось нам, сайту Ratel.kz. В своей публикации «Кому угрожал аким Алматы Ахметжан Есимов» (смотреть здесь) мы поименно назвали и владельцев земли сносимой алматинской барахолки на северном въезде в южную столицу и хозяев нового рынка «Семиречье», недавно построенного на восточном въезде в город, на Кульджинской трассе, куда торговцам в качестве альтернативы и предлагали переместиться.
В первом случае речь шла о том, что самыми крупными землевладельцами, предоставляющими территорию под торговые ряды алматинской барахолки, являются родственники президента страны Булат и Анипа НАЗАРБАЕВЫ. А также двоюродные братья Талгат и Муратбек ЕРМЕГИЯЕВЫ, тоже не последние люди в династической иерархии нашей страны.
Во втором случае учредителями рынка являлись фигурант списка самых богатых людей Казахстана по версии журнала Forbes с состоянием в 290 миллионов долларов США и владелец инвестиционной группы «Позитив» Нуржан БЕКШЕНОВ, бывший вице-министр МВД РК, а ныне глава крупной коллекторской компании генерал-лейтенант полиции в отставке Василий СИМАЧЕВ, бывший высокопоставленный таможенник Михаил КАПЛИНСКИЙ и еще один бывший сотрудник правоохранительных органов Владимир ФИСЕНКО. С учетом того, что генеральным директором нового рынка «Семиречье» стал бывший начальник дорожной полиции Алматинской области отставной полковник Петр НЕМИЛОСТЕВ, известный как лицо, приближенное к Булату Назарбаеву, становится понятна и расстановка сил.
Также не стоит забывать, что выступлению председателя правления Национальной палаты предпринимателей Тимура Кулибаева предшествовало недавнее заявление акима Алматы Ахметжана Есимова о том, что новый рынок «Семиречье» построен без соответствующего разрешения городских властей и будет подвергнут проверке. Так что слова господина Кулибаева о том, что в вопросе с модернизацией алматинских рынков нужен системный подход, можно воспринимать по-разному. С одной стороны, как намек на имеющуюся возможность заблокировать все начинания алматинского акима, с другой – на возможность диалога с главными собственниками базарной земли. Но в любом случае очевидно: непосредственный интерес, как рядовых торговцев, так и обычных покупателей, при таком великосветском пасьянсе рассматривается в самую последнюю очередь. Хоть и выглядит, как попытка набрать дополнительные очки у простых людей.