Кто нас травит. Часть 3. Трубы Мордора

4911 просмотров
0
Вадим БОРЕЙКО
Среда, 04 Апр 2018, 12:30

«Гражданский активист поневоле» Павел Александров рассказал Ratel.kz, чем угрожает всем алматинцам ТЭЦ-2

На снимке: ТЭЦ-2 - как «Титаник», плывущий в океане смога...

Продолжение. См. начало: «Беспредел допустимой концентрации», «Рекордное враньё».

Читайте также
Кто нас травит. Часть 2. Рекордное враньё

Нас готовят к тому, что ТЭЦ-2 на газ не переведут

- Вы называете ТЭЦ-2 в соцсетях «трубами Мордора». Видимо, их опасность понимает и президент, раз поручил в сентябре прошлого года акиму Алматы БАЙБЕКУ «принять меры по переводу электростанции на газ».

- У него наверняка есть помощники, которые читают социальные сети. А там очевидна большая обеспокоенность горожан, что нас здесь травят. И президент на эту обеспокоенность реагирует. Но беда в том, что недавно вышла статья на сайте vlast.kz, где представители «Самрук-Энерго» и других структур говорили, что перевод ТЭЦ-2 на газ – это очень сложно, дорого, технически невозможно. Думаю, нас таким образом готовят к тому, что этого не будет сделано.

- Кстати, в той статье называются три варианта минимизации ущерба от электростанции. Первый – переоборудование существующих восьми котлоагрегатов под сжигание газа. Второй вариант, комбинированный, – расширение мощностей ТЭЦ за счет газовых турбин. И, наконец, реконструкция золоулавливающих установок, с доведением выбросов до уровня евростандартов. То есть это будет сохранение «угольного статус-кво». Какой из вариантов, на ваш взгляд, предпочтительнее?

- Здесь масса нюансов. Казахстан добывает газа в 4 раза больше, чем потребляет. Но беда в том, что это уже не наш газ. Его добывают на нашей земле, но бенефициары месторождений – инвесторы из других стран. Это, думаю, одна из причин, почему проблема газификации стоит так остро.

Затем – очень сильно угольное лобби. Этот мусорный экибастузский уголь не нужен никому. Уголь с зольностью 40% нигде в мире даже не добывают. А наш нужно куда-то сбывать. Алматы потребляет каждый год 2,5 млн тонн – это же огромные деньги. (Как писал в феврале kursiv.kz, «по данным представителей крупнейших угольных компаний страны, занимающихся разработкой разрезов Богатырь, Восточный, Майкубенский, Шубаркольский, Каражыра,  отпускные цены на уголь колеблются в пределах 2100-2500 тенге за тонну». В то же время «уголь разреза Богатырь потребителю-частнику реализуют по цене около 8 000 тенге, а майкубенский – 15000-18000 тенге за тонну». Даже если брать по самой нижней планке, 2,5 млн тонн стоят 6,25 млрд тенге, или почти $20 млн. – В. Б.)

Читайте также
Кто нас травит. Часть 1. Беспредел допустимой концентрации

Мы не можем выбирать воздух, которым дышим

- Я изучал опыт Норвегии. Они тоже жгут уголь, причем качественный, не мусор, как у нас. И там ТЭЦ работают с так называемым zero emission – нулевым выхлопом: кроме углекислого газа, электростанции ничего не генерируют. Но парадокс в том, что из-за очистных сооружений, которые полностью очищают выхлоп от всех загрязнителей, кроме СО2, себестоимость энергии получается огромной.

Даже в этой скандинавской стране, которая далеко обогнала Казахстан по уровню жизни, поговаривают, что очистка угольного дыма – слишком дорого. И я боюсь, что у нас тему свернут с газификации на очистные сооружения, потратят время и деньги, сделают плохо, а в итоге мы получим то, что имеем сейчас.

Газификация была бы однозначно выходом, потому что до Алматы протянута труба с запада Казахстана, к которой примыкает газопровод из Узбекистана.

- Голубого топлива мы добываем вчетверо больше, чем потребляем. А обе столицы до сих пор не газифицированы.

- В Астане другая проблема. Она столицей-то стала 20 лет назад. А до этого был заштатный Целиноград, и там не было газопровода. И в Караганде его нет. В этой зоне нет ничего, кроме угля. И провести туда газопровод было очень дорого и экономически нецелесообразно. Конечно, после того как Астана стала миллионным городом, экономический смысл появился. И в этом году столичные жители столкнулись с тем, что уровень загрязнения очень высокий – притом, что там степь и ветра.

Когда на несколько дней в году уровень смога в Астане повышается до критических отметок – весь интернет полон сообщениями об этом. А когда Алматы пять месяцев живет при таком уровне и даже выше – редкие-редкие публикации на эту тему.

Мы можем выбирать воду, еду, но не можем выбирать воздух, которым дышим.

Продолжение следует. В четвертой части расследования Вадим Борейко и Павел Александров вместе ищут ответ на вопрос: почему наши чиновники делают всё, чтобы нам жилось хуже?

Фото: Владимир ЗАИКИН.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента