Геннадий Бендицкий. Избранное. Противная цель

23768 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 20 Дек 2017, 10:00

Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»

Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».

За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.

Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.

***

Читайте также
Охотники за самолетами

Газета "Время", 2 мая 2002 года.

Стояли самолеты на балансе Актюбинского высшего военного авиационного училища, считались выработавшими свой назначенный ресурс, и Министерством обороны РК было принято решение об их продаже. Причем принято, похоже, на самом высшем армейском уровне - неподалеку от кабинета по первому разу занимавшего пост министра обороны и не чуждого проблемам авиации Мухтара АЛТЫНБАЕВА. В кратчайшие сроки самолеты передали на баланс РГП “Кару-Жарак”, которое в то время, и опять же по первому разу, возглавлял полковник Зулхарнай СУЛТАНОВ.

В основу этой истории легла коммерческая сделка по продаже пяти самолетов АН-28, заключенная Министерством обороны почти три года назад - в июне 1999-го.

Тут будет не лишней короткая биографическая справка. Как нам удалось выяснить, в армию на пост главного торговца армейским имуществом полковник пришел из “внутренних органов”, точнее - из дорожной полиции. Может, по этой причине, а может, по какой другой, но те пять самолетов были оценены и выставлены на торги по цене далеко не самой крутой машины-иномарки - по 12-14 тысяч долларов.

При этом вроде как было учтено и то, что самолеты выработали установленный в казахстанской армии семилетний календарный ресурс своей эксплуатации, и то, что это были самолеты польской сборки (из чего был сделан вывод, что указанные АНы не имеют на территории СНГ баз для ремонта), и то, что на рынке на эти самолеты вроде как нет спроса...   

Непосредственным исполнителем подсчетов остаточной стоимости самолетов и окончательной цены на них был начальник отделения капитального и восстановительного ремонта авиационной техники управления вооружения ВС РК подполковник АБИЛЬДАЕВ. Правда, в Актюбинске до сих пор говорят, что к оценке этих самолетов приложил руку тогдашний начальник летного училища генерал-майор НУРГАЛИЕВ, а он выполнял непосредственный приказ занимавшего в то время пост замминистра по вооружению генерал-майора НУРГАЖИНА. Но сейчас, в общем-то, неважно, кто подписывал, кто считал, а кто приказывал... В конце концов, решение о продаже самолетов по такой смешной цене вполне удовлетворило военно-техническую комиссию при Министерстве обороны РК. И самолеты, так сказать, выставили на витрину... 

Читайте также
Тайна разбившегося самолета

И вы знаете, оказалось, что на этот товар от покупателей нет отбоя. Заявки на приобретение самолетов поступили из России, Украины, от актюбинского авиаремонтного завода №406, от уральского завода “Металлист”, частной компании “Алатау эйрлайнс”...

Дело в том, что продаваемые по дешевке АНы вовсе не были близки к металлолому. Исходя из минобороновских реестров, три из указанных бортов 1989 года выпуска, а два - 1990 года. То есть на момент продажи их возраст едва достиг 10 лет. А что касается налета часов, то картина тут была еще радужней: летали самолеты всего ничего, больше стояли. Для примера: в России календарный срок использования самолетов КБ Антонова доходит лет до 30.

Регулярно проводят регламентные и ремонтные работы, продлевают ресурс - и летают себе спокойно. Потому что надежной техникой считаются самолеты Антонова. Пусть даже и собранные в Польше, но разработка-то еще советская...

Интерес к этим самолетам со стороны покупателей был продиктован еще и дешевизной их эксплуатации. АН-28 - самолеты, прямо скажем, не гиганты, относятся к классу малогабаритных грузопассажирских летательных аппаратов. Два поршневых двигателя. Грузоподъемность - полторы тонны или 20 пассажиров. Дальность полета - всего 600 километров. Однако при использовании на малых маршрутах - рентабельнее авиатехнику вряд ли найдешь. Вертолеты, например, обходятся на порядок дороже.

Короче, при таком покупательском спросе продавец в лице Министерства обороны вполне мог сработать на повышение цены на выставляемые самолеты, однако...

Однако РГП “Кару-Жарак” отдало предпочтение некой авиакомпании из Южно-Африканской Республики “Гран-пропеллер ЛТД”, отдав ей скопом все пять самолетов за 83 тысячи долларов США.

Читайте также
«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия

Тем временем в руководстве Мин­обороны начались кадровые перестановки. Со скандалом ушел на нижестоящую должность министр обороны Мухтар Алтынбаев. С его отставкой сменил работу, перейдя в налоговую полицию, директор “Кару-Жарак” Зулхарнай Султанов, понижен в должности был и генерал Нургажин.

Тогда только историей с самолетами и заинтересовались КНБ и прокуратура. По подозрению в совершении коррупционных действий при ее совершении было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего директора “Кару-Жарак” полковника Султанова и производившего расчеты стоимости самолетов подполковника Абильдаева. И, как сказано в одном из томов этого уголовного дела, в ходе расследования были  выявлены “грубые нарушения требований законодательства с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности”.

Была проведена бухгалтерская экспертиза, которая пришла к выводу, что фактическая цена реализации самолетов была занижена по меньшей мере на 1 359 461 доллар США. За каждый проданный за бесценок самолет можно было взять от 250 до 320 тысяч долларов. Те, кто при заключении сделки подсчитывал остаточную стоимость “АНов”,  занизили ее в семь-восемь раз.

Кроме того, Главная военная прокуратура пришла к выводу, что при выборе покупателя руководство “Кару-Жарак” “оказало неправомерное предпочтение южно-африканской авиакомпании “Гран-пропеллер ЛТД”, а также содействие в осуществлении названной фирмой предпринимательской деятельности”.

Между тем к тому времени как очухались наши компетентные органы, уже сложилась ситуация, в шахматах называемая патовой. “Гранд-пропеллер” успел к тому времени совершить все необходимые “чудеса на виражах” - проплатил всю причитавшуюся государству по контракту сумму, а именно 83 тысячи долларов США. Юридически вступил во владение самолетами и переоформил на себя все международные документы.

Читайте также
Airbus для кочегара

Прошел таможенный и экспортный контроль. Пересек так называемую таможенную границу Казахстана, перегнав самолеты на территорию аэропорта “Актобе”, имеющего, между прочим, статус международного. Оформил сделку об использовании купленных в Казахстане самолетов с авиакомпанией из Экваториальной Гвинеи “Викториа Эйр”.

Ну и отправил три самолета своим ходом через полмира в Южную Африку, что, в общем-то, очень нехило для самолетов вроде как с полностью выработанным ресурсом.

Ну а поздно хватившиеся казахстанские власти едва-едва успели задержать и взять под арест две оставшиеся “Аннушки”. Правда, юридических прав на них до сих пор не имея никаких. И поэтому целых три года военная прокуратура всячески пыталась вернуть государству утраченные самолеты. Писала претензии в руководство  Мин­обороны, в РГП “Казспецэкспорт” - правопреемнику “Кару-Жарак”, долго и муторно судилась...

В феврале даже сумела выиграть процесс - судья Актюбинского облсуда КОЖИНА вынесла решение о признании сделки незаконной и обязывающей авиакомпании “Гран-пропеллер” и “Викториа Эйр” вернуть либо самолеты, либо недоплаченные деньги Министерству обороны РК. Но решение не­окончательное и в законную силу еще не вступило, потому что иностранные авиакомпании подали апелляцию в Верховный суд. А если проиграют и там, то грозятся подать и в международные суды - в Вашингтон, в Стокгольм, в Женеву - иски по защите частной собственности...

Вы спрашиваете - а как же уголовные дела, возбужденные против допустивших такое безобразие армейских чиновников? А никак.

Подполковник Абильдаев, тот, что все неправильно подсчитал, свою вину в совершении преступления, выразившемся в халатном отношении к службе, недобросовестном выполнении поручения руководства, неточном ведении расчета остаточной стоимости реализуемых самолетов, что повлекло причинение государству ущерба, признал полностью. В связи с чем уголовное дело в отношении его прекращено по амнистии, а не по реабилитирующему признаку. Он продолжает работать в аппарате Министерства обороны.

Читайте также
Война и МИР

В возбуждении уголовного дела в отношении полковника Зулхарная Султанова прокуратурой отказано. Из-за “отсутствия достаточных доказательств квалифицирующего признака объективной стороны преступления”. Недавно вновь назначен директором РГП “Казспецэкспорт”.

Как известно, Мухтар Алтынбаев вернулся в кресло министра обороны РК.

Начальник Актюбинского летного училища генерал Нургалиев  стал начальником управления боевой подготовки Сил воздушной обороны РК.

Бывший замминистра обороны генерал Нургажин - на пенсии. За ним пожизненно закреплены служебная машина и адъютант. 

... Две бывшие казахстанские авиетки уже третий год стоят и гниют под открытым небом на приколе в аэропорту Актюбинска. А три другие - успешно летают на африканских просторах и, говорят, хорошие деньги зарабатывают для своих новых хозяев. Один самолет вроде как даже успел попасть в авиакатастрофу и прийти в полную негодность...

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Загрузка...
журналист
- Мне кажется, новости про то, что депутат предлагает закрыть все библиотеки и про то, что казахстанский академик разработал новый, 13-месячный календарь, как-то неуловимо связаны.
Социализм – муэрте
Почему в Казахстане не уважают право собственности
Два мира – два шатыра
Многие события в стране происходят в качестве компенсации морального вреда обиженному населению
ФСМС купил ноутбуков на 352 млн тенге
Закупка сделана из одного источника по всем четырём лотам
Павлодарские крестьяне идут врукопашную за землю
Даже самая безукоризненная госпрограмма может разбиться об анархию, царящую в сёлах Павлодарской области
Возвращение на Тенгиз
Мобилизация рабочих ТШО поможет избежать голодных бунтов
Зачем актюбинские полицейские троллили подозреваемого в соцсетях
Следователи и дознаватели городского отдела полиции писали комментарии в соцсетях, продвигая скандальное дело
Quo vadis?
Что не так с сегодняшними подростками
О власти
Мы разучились уважать власть. А власть перестала быть профессиональной
Алма-Ата и Алматы. Потерянный символ города
В частном питомнике создают сорта яблок на основе знаменитого Апорта
Вера, Надежда, Любовь - всех американских Слонов
Кандидатами на пожизненную должность в Верховном суде стали три женщины
Легко ли быть кредитором
Люди в погонах активно включаются в хозяйственные споры граждан
Кому PZD, а кому и IOB
Буквы серии в автомобильных номерах дают широкое поле для фантазии
Насколько Казахстану доступны современные технологии
Они нужны, но для их доступности мало, что делается
Выучить казахский язык. Часть 21
На Ratel.kz - автор самоучителя "Ситуативный казахский" с собственной методикой изучения государственного языка
Ещё четыре года смога в Алматы
Зато все усилия были направлены на борьбу с частным транспортом, бордюризацию, обрусчаткование, опарковывание и велосипедизацию
Мой монохромный друг
Вот и пришло время высказаться на тему расизма. Укатали сивку крутые горки. Сколько верёвочке ни виться… Пришла беда – отворяй ворота
Ключи
Назгуль достала из шкафа с кружевным бельём упаковку с таблетками и проглотила без воды две штуки
Бывают случаи
Однажды в девяностых…
Когда родители - предатели
Это взрослое поколение, которое учит нас как жить
Пора признать голод 30-х годов в Казахстане геноцидом
Целая нация чуть не погибла из-за коллективизации
Социализм – муэрте
- Автор прав! Казахстану, также как Беларуси и Украине, нужна реформа судебной и избирательной системы. Судьи должны избираться, как в западных странах, а на назначаться лидером исполнительной ветви власти. Еще 250 лет назад Шарль Луи Монтескьё писал в книге "Дух законов", что судебная ветвь власти должна быть независимой от исполнительной ветви власти, чтобы судьи судили по закону, а не по указанию чиновников - которые могут уволить судью...
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Почему так не справедливо!! Кто нуждается он не получить накопительный, Хотя маленький часть, Я САМА ЛИчно нуждаюсь, надеялась получу, кредит заплачу!!Потребительский кредит брала, на квартиру купить, а теперь из за карантина еле как живем и платим, залезли еще в долг!! У кого Большие зарплата и так не нуждается!!
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Какую сумму я могу получить? От редакции: https://ratel.kz/raw/pensionnyj_kalkuljator_skolko_deneg_vy_smozhete_zabrat_iz_enpf
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Қанша акша алуға болады От редакции:БЖЗҚ-дағы өз жинағыңызды қалай тексеруге және оның қанша бөлігін алуға болады. Сiлтеме - https://ratel.kz/raw/bzhz_day_z_zhinayyzdy_alaj_tekseruge_zhne_ony_ansha_bligin_alua_bolady
Неэффективные приоритеты чиновников
- Я не против спорта, но пусть спортсмены живут за свой счёт. Пусть собирают огромные стадионы зрителей как "Барселона", "Реал", "Челси" и сами зарабатывают себе на жизнь. Почему они в нашей стране должны жить за счёт пенсионеров, учителей, врачей.
В Минэкологии РК составили карту загрязнения городов Казахстана
- В Павлодаре низкий уровень загрязнения??? Тот, кто эту карту составлял, хоть раз там был?