Геннадий Бендицкий. Избранное. Противная цель

25978 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 20 Дек 2017, 10:00

Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»

Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».

За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.

Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.

***

Читайте также
Охотники за самолетами

Газета "Время", 2 мая 2002 года.

Стояли самолеты на балансе Актюбинского высшего военного авиационного училища, считались выработавшими свой назначенный ресурс, и Министерством обороны РК было принято решение об их продаже. Причем принято, похоже, на самом высшем армейском уровне - неподалеку от кабинета по первому разу занимавшего пост министра обороны и не чуждого проблемам авиации Мухтара АЛТЫНБАЕВА. В кратчайшие сроки самолеты передали на баланс РГП “Кару-Жарак”, которое в то время, и опять же по первому разу, возглавлял полковник Зулхарнай СУЛТАНОВ.

В основу этой истории легла коммерческая сделка по продаже пяти самолетов АН-28, заключенная Министерством обороны почти три года назад - в июне 1999-го.

Тут будет не лишней короткая биографическая справка. Как нам удалось выяснить, в армию на пост главного торговца армейским имуществом полковник пришел из “внутренних органов”, точнее - из дорожной полиции. Может, по этой причине, а может, по какой другой, но те пять самолетов были оценены и выставлены на торги по цене далеко не самой крутой машины-иномарки - по 12-14 тысяч долларов.

При этом вроде как было учтено и то, что самолеты выработали установленный в казахстанской армии семилетний календарный ресурс своей эксплуатации, и то, что это были самолеты польской сборки (из чего был сделан вывод, что указанные АНы не имеют на территории СНГ баз для ремонта), и то, что на рынке на эти самолеты вроде как нет спроса...   

Непосредственным исполнителем подсчетов остаточной стоимости самолетов и окончательной цены на них был начальник отделения капитального и восстановительного ремонта авиационной техники управления вооружения ВС РК подполковник АБИЛЬДАЕВ. Правда, в Актюбинске до сих пор говорят, что к оценке этих самолетов приложил руку тогдашний начальник летного училища генерал-майор НУРГАЛИЕВ, а он выполнял непосредственный приказ занимавшего в то время пост замминистра по вооружению генерал-майора НУРГАЖИНА. Но сейчас, в общем-то, неважно, кто подписывал, кто считал, а кто приказывал... В конце концов, решение о продаже самолетов по такой смешной цене вполне удовлетворило военно-техническую комиссию при Министерстве обороны РК. И самолеты, так сказать, выставили на витрину... 

Читайте также
Тайна разбившегося самолета

И вы знаете, оказалось, что на этот товар от покупателей нет отбоя. Заявки на приобретение самолетов поступили из России, Украины, от актюбинского авиаремонтного завода №406, от уральского завода “Металлист”, частной компании “Алатау эйрлайнс”...

Дело в том, что продаваемые по дешевке АНы вовсе не были близки к металлолому. Исходя из минобороновских реестров, три из указанных бортов 1989 года выпуска, а два - 1990 года. То есть на момент продажи их возраст едва достиг 10 лет. А что касается налета часов, то картина тут была еще радужней: летали самолеты всего ничего, больше стояли. Для примера: в России календарный срок использования самолетов КБ Антонова доходит лет до 30.

Регулярно проводят регламентные и ремонтные работы, продлевают ресурс - и летают себе спокойно. Потому что надежной техникой считаются самолеты Антонова. Пусть даже и собранные в Польше, но разработка-то еще советская...

Интерес к этим самолетам со стороны покупателей был продиктован еще и дешевизной их эксплуатации. АН-28 - самолеты, прямо скажем, не гиганты, относятся к классу малогабаритных грузопассажирских летательных аппаратов. Два поршневых двигателя. Грузоподъемность - полторы тонны или 20 пассажиров. Дальность полета - всего 600 километров. Однако при использовании на малых маршрутах - рентабельнее авиатехнику вряд ли найдешь. Вертолеты, например, обходятся на порядок дороже.

Короче, при таком покупательском спросе продавец в лице Министерства обороны вполне мог сработать на повышение цены на выставляемые самолеты, однако...

Однако РГП “Кару-Жарак” отдало предпочтение некой авиакомпании из Южно-Африканской Республики “Гран-пропеллер ЛТД”, отдав ей скопом все пять самолетов за 83 тысячи долларов США.

Читайте также
«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия

Тем временем в руководстве Мин­обороны начались кадровые перестановки. Со скандалом ушел на нижестоящую должность министр обороны Мухтар Алтынбаев. С его отставкой сменил работу, перейдя в налоговую полицию, директор “Кару-Жарак” Зулхарнай Султанов, понижен в должности был и генерал Нургажин.

Тогда только историей с самолетами и заинтересовались КНБ и прокуратура. По подозрению в совершении коррупционных действий при ее совершении было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего директора “Кару-Жарак” полковника Султанова и производившего расчеты стоимости самолетов подполковника Абильдаева. И, как сказано в одном из томов этого уголовного дела, в ходе расследования были  выявлены “грубые нарушения требований законодательства с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности”.

Была проведена бухгалтерская экспертиза, которая пришла к выводу, что фактическая цена реализации самолетов была занижена по меньшей мере на 1 359 461 доллар США. За каждый проданный за бесценок самолет можно было взять от 250 до 320 тысяч долларов. Те, кто при заключении сделки подсчитывал остаточную стоимость “АНов”,  занизили ее в семь-восемь раз.

Кроме того, Главная военная прокуратура пришла к выводу, что при выборе покупателя руководство “Кару-Жарак” “оказало неправомерное предпочтение южно-африканской авиакомпании “Гран-пропеллер ЛТД”, а также содействие в осуществлении названной фирмой предпринимательской деятельности”.

Между тем к тому времени как очухались наши компетентные органы, уже сложилась ситуация, в шахматах называемая патовой. “Гранд-пропеллер” успел к тому времени совершить все необходимые “чудеса на виражах” - проплатил всю причитавшуюся государству по контракту сумму, а именно 83 тысячи долларов США. Юридически вступил во владение самолетами и переоформил на себя все международные документы.

Читайте также
Airbus для кочегара

Прошел таможенный и экспортный контроль. Пересек так называемую таможенную границу Казахстана, перегнав самолеты на территорию аэропорта “Актобе”, имеющего, между прочим, статус международного. Оформил сделку об использовании купленных в Казахстане самолетов с авиакомпанией из Экваториальной Гвинеи “Викториа Эйр”.

Ну и отправил три самолета своим ходом через полмира в Южную Африку, что, в общем-то, очень нехило для самолетов вроде как с полностью выработанным ресурсом.

Ну а поздно хватившиеся казахстанские власти едва-едва успели задержать и взять под арест две оставшиеся “Аннушки”. Правда, юридических прав на них до сих пор не имея никаких. И поэтому целых три года военная прокуратура всячески пыталась вернуть государству утраченные самолеты. Писала претензии в руководство  Мин­обороны, в РГП “Казспецэкспорт” - правопреемнику “Кару-Жарак”, долго и муторно судилась...

В феврале даже сумела выиграть процесс - судья Актюбинского облсуда КОЖИНА вынесла решение о признании сделки незаконной и обязывающей авиакомпании “Гран-пропеллер” и “Викториа Эйр” вернуть либо самолеты, либо недоплаченные деньги Министерству обороны РК. Но решение не­окончательное и в законную силу еще не вступило, потому что иностранные авиакомпании подали апелляцию в Верховный суд. А если проиграют и там, то грозятся подать и в международные суды - в Вашингтон, в Стокгольм, в Женеву - иски по защите частной собственности...

Вы спрашиваете - а как же уголовные дела, возбужденные против допустивших такое безобразие армейских чиновников? А никак.

Подполковник Абильдаев, тот, что все неправильно подсчитал, свою вину в совершении преступления, выразившемся в халатном отношении к службе, недобросовестном выполнении поручения руководства, неточном ведении расчета остаточной стоимости реализуемых самолетов, что повлекло причинение государству ущерба, признал полностью. В связи с чем уголовное дело в отношении его прекращено по амнистии, а не по реабилитирующему признаку. Он продолжает работать в аппарате Министерства обороны.

Читайте также
Война и МИР

В возбуждении уголовного дела в отношении полковника Зулхарная Султанова прокуратурой отказано. Из-за “отсутствия достаточных доказательств квалифицирующего признака объективной стороны преступления”. Недавно вновь назначен директором РГП “Казспецэкспорт”.

Как известно, Мухтар Алтынбаев вернулся в кресло министра обороны РК.

Начальник Актюбинского летного училища генерал Нургалиев  стал начальником управления боевой подготовки Сил воздушной обороны РК.

Бывший замминистра обороны генерал Нургажин - на пенсии. За ним пожизненно закреплены служебная машина и адъютант. 

... Две бывшие казахстанские авиетки уже третий год стоят и гниют под открытым небом на приколе в аэропорту Актюбинска. А три другие - успешно летают на африканских просторах и, говорят, хорошие деньги зарабатывают для своих новых хозяев. Один самолет вроде как даже успел попасть в авиакатастрофу и прийти в полную негодность...

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Чёрный сезон “зелёных”
На улицы американских городов вернулась мода на мех
Дащан: легендарный барымтач, пленивший Северцова и рассоривший двух царских генералов
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Про память
И про тех, кто её ищет и сохраняет
Қазақстан қалай бір жыл ішінде EV автомобильге екі есе ыңғайлы елге айналды
2023 жылдың 7 желтоқсанында құрылған Qazaq Energy Charge компаниясы бір жыл ішінде ірі қалалар мен халықаралық трассаларда жоғары жылдамдықты 200 электр зарядтау станцияларын ашты
Углеродная "реконкиста": корпорации пересматривают свои "зелёные планы"
А Китай продолжает своё Великое зелёное наступление
Спасая пьяного сожителя, актюбинка поставила под угрозу жизнь полицейского
Удирая от правоохранителей, любовница сына скандального актюбинского бизнесмена сбила полицейского и протащила его на капоте своей дорогой иномарки
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
"Не знала, что фальшивый документ": главарь ОПГ чёрных риелторов признала вину по одному из эпизодов
Не знала, а сделала - так объяснила она свои действия, в результате которых человек лишился квартиры
Шымкент тұрғыны түк істемей жалақы алудың жолын тапты
Инженер-геодезист жарты жыл бойы далаға шығып, геодеректер жинадым деген. Шын мәнінде ешқайда шықпай, түк істемей, тек жалақы алып отырған
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.