Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».
За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.
Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.
***
Газета "Время", 2 мая 2002 года.
Стояли самолеты на балансе Актюбинского высшего военного авиационного училища, считались выработавшими свой назначенный ресурс, и Министерством обороны РК было принято решение об их продаже. Причем принято, похоже, на самом высшем армейском уровне - неподалеку от кабинета по первому разу занимавшего пост министра обороны и не чуждого проблемам авиации Мухтара АЛТЫНБАЕВА. В кратчайшие сроки самолеты передали на баланс РГП “Кару-Жарак”, которое в то время, и опять же по первому разу, возглавлял полковник Зулхарнай СУЛТАНОВ.
В основу этой истории легла коммерческая сделка по продаже пяти самолетов АН-28, заключенная Министерством обороны почти три года назад - в июне 1999-го.
Тут будет не лишней короткая биографическая справка. Как нам удалось выяснить, в армию на пост главного торговца армейским имуществом полковник пришел из “внутренних органов”, точнее - из дорожной полиции. Может, по этой причине, а может, по какой другой, но те пять самолетов были оценены и выставлены на торги по цене далеко не самой крутой машины-иномарки - по 12-14 тысяч долларов.
При этом вроде как было учтено и то, что самолеты выработали установленный в казахстанской армии семилетний календарный ресурс своей эксплуатации, и то, что это были самолеты польской сборки (из чего был сделан вывод, что указанные АНы не имеют на территории СНГ баз для ремонта), и то, что на рынке на эти самолеты вроде как нет спроса...
Непосредственным исполнителем подсчетов остаточной стоимости самолетов и окончательной цены на них был начальник отделения капитального и восстановительного ремонта авиационной техники управления вооружения ВС РК подполковник АБИЛЬДАЕВ. Правда, в Актюбинске до сих пор говорят, что к оценке этих самолетов приложил руку тогдашний начальник летного училища генерал-майор НУРГАЛИЕВ, а он выполнял непосредственный приказ занимавшего в то время пост замминистра по вооружению генерал-майора НУРГАЖИНА. Но сейчас, в общем-то, неважно, кто подписывал, кто считал, а кто приказывал... В конце концов, решение о продаже самолетов по такой смешной цене вполне удовлетворило военно-техническую комиссию при Министерстве обороны РК. И самолеты, так сказать, выставили на витрину...
И вы знаете, оказалось, что на этот товар от покупателей нет отбоя. Заявки на приобретение самолетов поступили из России, Украины, от актюбинского авиаремонтного завода №406, от уральского завода “Металлист”, частной компании “Алатау эйрлайнс”...
Дело в том, что продаваемые по дешевке АНы вовсе не были близки к металлолому. Исходя из минобороновских реестров, три из указанных бортов 1989 года выпуска, а два - 1990 года. То есть на момент продажи их возраст едва достиг 10 лет. А что касается налета часов, то картина тут была еще радужней: летали самолеты всего ничего, больше стояли. Для примера: в России календарный срок использования самолетов КБ Антонова доходит лет до 30.
Регулярно проводят регламентные и ремонтные работы, продлевают ресурс - и летают себе спокойно. Потому что надежной техникой считаются самолеты Антонова. Пусть даже и собранные в Польше, но разработка-то еще советская...
Интерес к этим самолетам со стороны покупателей был продиктован еще и дешевизной их эксплуатации. АН-28 - самолеты, прямо скажем, не гиганты, относятся к классу малогабаритных грузопассажирских летательных аппаратов. Два поршневых двигателя. Грузоподъемность - полторы тонны или 20 пассажиров. Дальность полета - всего 600 километров. Однако при использовании на малых маршрутах - рентабельнее авиатехнику вряд ли найдешь. Вертолеты, например, обходятся на порядок дороже.
Короче, при таком покупательском спросе продавец в лице Министерства обороны вполне мог сработать на повышение цены на выставляемые самолеты, однако...
Однако РГП “Кару-Жарак” отдало предпочтение некой авиакомпании из Южно-Африканской Республики “Гран-пропеллер ЛТД”, отдав ей скопом все пять самолетов за 83 тысячи долларов США.
Тем временем в руководстве Минобороны начались кадровые перестановки. Со скандалом ушел на нижестоящую должность министр обороны Мухтар Алтынбаев. С его отставкой сменил работу, перейдя в налоговую полицию, директор “Кару-Жарак” Зулхарнай Султанов, понижен в должности был и генерал Нургажин.
Тогда только историей с самолетами и заинтересовались КНБ и прокуратура. По подозрению в совершении коррупционных действий при ее совершении было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего директора “Кару-Жарак” полковника Султанова и производившего расчеты стоимости самолетов подполковника Абильдаева. И, как сказано в одном из томов этого уголовного дела, в ходе расследования были выявлены “грубые нарушения требований законодательства с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности”.
Была проведена бухгалтерская экспертиза, которая пришла к выводу, что фактическая цена реализации самолетов была занижена по меньшей мере на 1 359 461 доллар США. За каждый проданный за бесценок самолет можно было взять от 250 до 320 тысяч долларов. Те, кто при заключении сделки подсчитывал остаточную стоимость “АНов”, занизили ее в семь-восемь раз.
Кроме того, Главная военная прокуратура пришла к выводу, что при выборе покупателя руководство “Кару-Жарак” “оказало неправомерное предпочтение южно-африканской авиакомпании “Гран-пропеллер ЛТД”, а также содействие в осуществлении названной фирмой предпринимательской деятельности”.
Между тем к тому времени как очухались наши компетентные органы, уже сложилась ситуация, в шахматах называемая патовой. “Гранд-пропеллер” успел к тому времени совершить все необходимые “чудеса на виражах” - проплатил всю причитавшуюся государству по контракту сумму, а именно 83 тысячи долларов США. Юридически вступил во владение самолетами и переоформил на себя все международные документы.
Прошел таможенный и экспортный контроль. Пересек так называемую таможенную границу Казахстана, перегнав самолеты на территорию аэропорта “Актобе”, имеющего, между прочим, статус международного. Оформил сделку об использовании купленных в Казахстане самолетов с авиакомпанией из Экваториальной Гвинеи “Викториа Эйр”.
Ну и отправил три самолета своим ходом через полмира в Южную Африку, что, в общем-то, очень нехило для самолетов вроде как с полностью выработанным ресурсом.
Ну а поздно хватившиеся казахстанские власти едва-едва успели задержать и взять под арест две оставшиеся “Аннушки”. Правда, юридических прав на них до сих пор не имея никаких. И поэтому целых три года военная прокуратура всячески пыталась вернуть государству утраченные самолеты. Писала претензии в руководство Минобороны, в РГП “Казспецэкспорт” - правопреемнику “Кару-Жарак”, долго и муторно судилась...
В феврале даже сумела выиграть процесс - судья Актюбинского облсуда КОЖИНА вынесла решение о признании сделки незаконной и обязывающей авиакомпании “Гран-пропеллер” и “Викториа Эйр” вернуть либо самолеты, либо недоплаченные деньги Министерству обороны РК. Но решение неокончательное и в законную силу еще не вступило, потому что иностранные авиакомпании подали апелляцию в Верховный суд. А если проиграют и там, то грозятся подать и в международные суды - в Вашингтон, в Стокгольм, в Женеву - иски по защите частной собственности...
Вы спрашиваете - а как же уголовные дела, возбужденные против допустивших такое безобразие армейских чиновников? А никак.
Подполковник Абильдаев, тот, что все неправильно подсчитал, свою вину в совершении преступления, выразившемся в халатном отношении к службе, недобросовестном выполнении поручения руководства, неточном ведении расчета остаточной стоимости реализуемых самолетов, что повлекло причинение государству ущерба, признал полностью. В связи с чем уголовное дело в отношении его прекращено по амнистии, а не по реабилитирующему признаку. Он продолжает работать в аппарате Министерства обороны.
В возбуждении уголовного дела в отношении полковника Зулхарная Султанова прокуратурой отказано. Из-за “отсутствия достаточных доказательств квалифицирующего признака объективной стороны преступления”. Недавно вновь назначен директором РГП “Казспецэкспорт”.
Как известно, Мухтар Алтынбаев вернулся в кресло министра обороны РК.
Начальник Актюбинского летного училища генерал Нургалиев стал начальником управления боевой подготовки Сил воздушной обороны РК.
Бывший замминистра обороны генерал Нургажин - на пенсии. За ним пожизненно закреплены служебная машина и адъютант.
... Две бывшие казахстанские авиетки уже третий год стоят и гниют под открытым небом на приколе в аэропорту Актюбинска. А три другие - успешно летают на африканских просторах и, говорят, хорошие деньги зарабатывают для своих новых хозяев. Один самолет вроде как даже успел попасть в авиакатастрофу и прийти в полную негодность...