Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».
За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.
Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.
***
Газета "Время", 9 октября 2003 года.
Утром 9 декабря 2002 года в подмосковном поселке Гавриково встал в своем особнячке гражданин РОМАНОВ, потянулся, посмотрел в окно, а у гаража ворота-то приоткрыты...
Короче, его любимый черненький джип “Мерседес- Бенц-G-500”, в народе именуемый “Геленвагеном”, стоимостью около ста тысяч долларов исчез. Милиция Московской области возбудила уголовное дело по факту хищения машины. Объявила угнанное авто в розыск, занесла его в базу Интерпола...
А спустя всего два месяца пропавший в Подмосковье “Геленваген” материализовался в Алматинской области. Объявленный в розыск джип без проблем пересек российско-казахстанскую границу где-то между Астраханью и Атырау, проехал через всю страну до южной столицы и был успешно растаможен...
Позвольте, я вас перебью
В начале апреля этого года в регистрационный отдел управления дорожной полиции УВД Алматинской области обратилась жительница города Уш-Тобе по фамилии КИМ с заявлением о регистрации и постановке на учет с выдачей госномеров джипа “Мерседес-Бенц-G-500” 2001 года выпуска. У женщины имелись паспорт автомобиля, выписанный в России, грузовая таможенная декларация, справка-счет. Правда, не было транзитных номеров, что уже должно было вызвать подозрение, но на эту мелочь поначалу никто не обратил внимания.
Проверка машины по базе данных отдела розыска ничего криминального не выдала. Лишь эксперт-криминалист майор Турганбаев при осмотре узлов и агрегатов джипа усомнился в подлинности номера кузова...
Центр судебной экспертизы Минюста РК без труда определил, что номера кузова перебиты, и установил прежние номера машины. Оказалось, что джип объявлен в розыск по Российской Федерации. Тот самый.
Но самое интересное началось дальше...
По цене аборта
Не слишком сложная проверка тут же показала, что через российскую таможню джип не проходил, а таможенная декларация попросту липовая. Почему явной подделки не заметили казахстанские таможенники и дали растаможить машину, угнанную в соседнем государстве и числящуюся в международном розыске, - вопрос скорее риторический...
Есть, например, такой чудный способ на халяву приобрести крутую тачку. Например, некий вполне добропорядочный гражданин Японии или Германии покупает у себя на родине дорогую машину. И страхует ее на полную стоимость. Через небольшой промежуток времени ее угоняют. Объявляют в международный розыск. Вскоре она объявляется в Казахстане уже у нового хозяина. С перебитыми номерами или нет - значения не имеет. Потому что к тому времени страховая компания деньги ее прежнему хозяину уже выплатит.
Возвращать машину из далекого Казахстана дело недешевое и хлопотное - овчинка выделки не стоит. Там, за бугром, никому и в голову не приходит, что их японский или германский владелец авто изначально был в сговоре с бригадой угонщиков, а иногда и с казахстанским заказчиком-покупателем. На “операции” эта шайка-лейка срубает такие деньги, что отстегнуть тысячу-другую долларов таможенникам или полицейским за “потерю интереса” - совсем не проблема.
А вообще-то в Казахстане сегодня снять с угнанной машины криминальное клеймо обходится баксов в триста, не больше. Чуть дороже аборта. То бишь по всему миру она будет числиться в угоне, но в Казахстане из базы данных угнанных и разыскиваемых машин ее попросту уберут. И в таможне, и в полиции, и в местном бюро Интерпола.
Да вы гоните!
После выплаты Романову компенсации за угон владельцем джипа стала российская страховая компания “Пари”. И не переставала теребить российских сыщиков, требуя найти машину и похитителей. Поэтому, как только в Москве стало известно, что джип обнаружен в Алматинской области, МВД и Генпрокуратура России обратились за содействием к своим казахстанским коллегам.
Наши компетентные органы пошли навстречу. И в Казахстан вылетела российская следственная группа во главе со следователем Ленинского РУВД Москвы старшим лейтенантом юстиции Алексеем Никитиным.
Но машину московские милиционеры не нашли. Та бесследно исчезла.
Если женщина просит
К моменту приезда россиян казахстанские полицейские уже выяснили, что растаможившая и оформлявшая на себя джип гражданка Ким делала это для своего друга из Алматы Бахыта ЖАМАКАЕВА. Именно по его заказу “Мерседес” был пригнан из России жителем Шымкента Сергеем АРТЕМОВЫМ. Тот утверждал, что купил машину на московском авторынке у совершенно незнакомых ему людей. Обошелся новому хозяину краденый “Геленваген” всего в 41 тысячу долларов. Плюс 12 тысяч долларов - растаможка.
Вот тут бы нашей полиции схватиться за ниточку и раскрутить весь криминальный клубок - выйти непосредственно на угонщиков и продавцов машины...
Но события развивались совсем по другой схеме. После постановки джипа криминального происхождения на штрафстоянку поселка Гул-Дала все материалы на него поступили в Талгарский РУВД. Ну а там...
А теперь следите за логикой действий наших полицейских.
Гражданка Ким обратилась с письменным заявлением к начальнику Талгарского РУВД полковнику полиции БУГЕМБАЕВУ с просьбой отдать ей машину на сохранение. Само собой, клятвенно пообещав сохранить джип вплоть до окончания следствия. И начальник Талгарского РУВД, добрая душа, конечно же, пошел на это. Как не уважить, если женщина просит. И документы на машину отдал тоже...
Разговор у запертой двери
Московский следователь Алексей НИКИТИН:
- Ваши полицейские говорят, что отдали на сохранение тем самым людям, которые ее пытались на себя переоформить, - Ким и Жамакаеву. Мы потребовали: ребята, обеспечьте их явку для допроса и возврат машины. На поиски ушло трое суток. Первый разговор с Жамакаевым состоялся через дверь - он нас даже на порог не пустил. Выяснилось, что машина эта уже продана. Мы спрашиваем, как это возможно, если она проходит по уголовному делу и находится в международном розыске. А он в ответ - покупатель очень большой человек, у него есть связи в правительстве Казахстана, и для него это вовсе не проблема... Имени не назвал. И дальнейшее расследование зашло в тупик.
Впоследствии Бахыту Жамакаеву все же пришлось дать официальные показания. В них “очень большой человек” уже не упоминается. А утверждается, что джип, опять же при посредничестве Сергея Артемова, был продан некоему Сакену, на вид лет пятидесяти, судя по всему, жителю Алматы. Ничего конкретнее про него Жамакаев сказать не смог. Артемова дополнительно допросить не удалось - не нашли. Так и уехала российская следственная группа не солоно хлебавши.
Кстати, казахстанский покупатель джипа Бахыт Жамакаев оказался ветераном МВД РК, ушедшим в отставку в чине полковника полиции. Впрочем, ни к нему, ни к г-же Ким, ни к г-ну Артемову, ни уж тем более к растаможившим эту машину таможенникам или выдавшим ее под расписку полицейским никто претензий не предъявляет.
Старший лейтенант российской милиции Алексей Никитин, кстати, недавний наш c вами соотечественник, столкнувшись с правоохранительными органами Казахстана, только и сказал: “Туши свет, сливай воду...”.