Не готовы мы вступать в интеграционные союзы, от которых больше проблем, нежели пользы
В Костанайской области 24-летний житель города Лисаковска забрался в чужую квартиру, где съел все продукты из холодильника и утащил с собой две 24-килограммовые гири. С полным желудком и двумя гирями его и взяли. Это говорит о том, что воришка шел на дело, не обозначив себе ясно цели визита и не просчитав его последствий. Впрочем, иногда так поступают не только отдельные граждане.
Вот сейчас только ленивый не интересуется событиями в соседней России и вокруг нее. А ленивых в этом вопросе у нас всегда было мало. Еще меньше их стало, когда там цены на товары и продукты резко упали. Зимнее разграбление магазинов и рынков российских городов надолго запомнится по обе стороны границы. Местами оно смахивало на мародерство.
Между тем международная изоляция Российской Федерации только крепчает. В феврале ожидаются новые санкции. Курс рубля день ото дня падает так, что и дна не видно. Агентство S&P понизило кредитный рейтинг России до «мусорного» уровня ВВ+, прогноз – негативный. Злопыхателей прошу не беспокоиться: из-за схожести устройства экономик и глубины их интегрированности, скорее всего, в ту же помойку попадет и рейтинг Казахстана. А это прямая угроза благополучию казахстанской экономики – в страны с таким рейтингом приличные инвесторы не ходят.
Мы тут, конечно, можем и без содействия со стороны наворотить дел, которые будем потом долго и героически переделывать. А когда к самотворчеству наших чиновничьих масс добавляются еще и проблемы, бестаможенно перетекающие от соседей, о благополучии можно и вовсе забыть.
Это уже понимают и сами чиновники. Они ищут выходы из возникшего тупика. Один, кажется, нашли. Так, первый вице-премьер Бакытжан САГИНТАЕВ на съезде Национальной палаты предпринимателей (НПП) сообщил, что на этой неделе казахстанская делегация обсудит с коллегами из РФ «возможность введения ограничений на ввоз в РК российских автомобилей, мяса птицы, аккумуляторов и строительной арматуры». Памятуя русского же классика, который когда-то говорил, что «сегодня за рубль в Европе дают полтину, а завтра будут давать по морде», этим номенклатура российских товаров, которые подрывают отечественный бизнес, совсем не ограничится. Так и будем посылать делегации в Москву с просьбами не заваливать нас своей дешевеющей продукцией. Кончится это, похоже, только тогда, когда кончится сам ЕАЭС.
Разумеется, политкорректный член правления НПП Рахим ОШАКБАЕВ на том же съезде пытался сгладить вопиющие противоречия между союзниками: «Никто не ставит под сомнение перспективы евразийской интеграции, вместе с тем в Российской Федерации случился форс-мажор, поэтому здесь Казахстан, на наш взгляд, вынужден защищать свои экономические интересы». Ну, чисто дипломат! Дескать, не то чтобы мы полностью отворачиваемся от неравновеликого, но дружественного соседа, но табачок все-таки врозь.
К тому же все наши попытки помирить гордую Россию с остальным миром пока никак не удаются – о возможных перспективах широко разрекламированной астанинской встречи в «нормандском формате» не говорит уже даже такой немотивированный оптимист, как наш министр иностранных дел Ерлан ИДРИСОВ. А демонстрировать на глазах у всего мирового сообщества близкую дружбу с государством, которое называют агрессором и оккупантом, становится все дороже и опаснее.
Такое ощущение, что и власть наша сама постепенно приходит к заключению, за которое прежде шпыняла своих внутренних оппонентов: вроде не то сейчас время, чтобы так тесно интегрироваться с Россией. Все-таки дружить домами надо так, чтобы сосед не устанавливал на общей территории свои правила, а в гости приходил только по приглашению.
Нынешняя ситуация с ЕАЭС мне напоминает историю, приключившуюся в Уральске. Тамошний машиностроительный завод за четыре года ударного труда собрал-таки 1 (один) четырехместный легкомоторный самолет. Все эти годы летательный аппарат в разном состоянии сборки демонстрировали любому мало-мальски значительному гостю из столицы. Последними его вроде бы видели бывший министр обороны Серик АХМЕТОВ и нынешний министр по инвестициям и развитию Асет ИСЕКЕШЕВ. Каждому экскурсанту хотелось взмыть на нем в небеса, но будущим столпам казахстанской авиапромышленности всегда что-то мешало – то погода была не летной, то сам самолет не хотел летать. На этой неделе, наконец, уральский лайнер поднялся в воздух и успешно прошел все испытания. Думаете, после этого зазвучали фанфары и какой-нибудь начальник Комитета гражданской авиации Бекен СЕЙДАХМЕТОВ разбил бутылку шампанского о фюзеляж судна, благословляя его в долгий полет? Нет. Генеральный директор завода-изготовителя Алиби АХМЕТЖАНОВ заявил, что полученный технологический опыт пригодится когда-нибудь в будущем, а сейчас никакого массового производства самолетов и не планируется. В общем, пролетел, как фанера над Уральском. Сколько угрохали денег на этот опытный образец, наверное, будут считать другие люди. Тут внимательные читатели наверняка вспомнят, каким скандалом закончилась в Караганде такая же попытка наладить производство сельскохозяйственных самолетов. Ну, не дается нам пока авиация!
Отсюда вывод: не готовы мы еще развивать свое самолетостроение и вступать в интеграционные союзы, от которых больше проблем, нежели действительной пользы. Может, еще не доросли.
Берегите себя!