Детские автокресла как пример чиновничьего бизнеса на бюджетных деньгах
Вы не задумывались, почему некоторые наши граждане все время норовят лечь поперек столбовой дороги прогресса, так что государству приходится перешагивать через них? Как это сейчас происходит с детскими автомобильными креслами, против которых ополчились очень многие.
Согласно новым Правилам дорожного движения, при перевозки детей в автомобилях на переднем пассажирском сиденье обязательно должно быть установлено детское автокресло, а на заднем - специальное удерживающее устройство, либо приспособление, которое позволяет пристегнуть ребенка ремнями безопасности. Как нам пояснил начальник управления Комитета административной полиции МВД Канат САДУАКАСОВ, к этому нас обязывает Международная конвенция о дорожном движении, которую подписал Казахстан. Есть мировой опыт. Так давно принято во всех странах, которые мы называем цивилизованными. Да и нам самим ведь не безразличны жизнь и здоровье наших детей. Так о чем, казалось бы, говорить? Но говорят.
О популизме чиновников и депутатов, которые пропихнули закон второпях, не подготовив население к нововведениям. О том, что новое положение ПДД – это очередная кормушка для одетых в полицейскую форму романтиков с большой дороги. О дороговизне автокресел – в некоторых регионах их цена подскочила до 100 тысяч тенге. О повсеместном дефиците этих устройств – во многих городах их смели с прилавков в считанные дни. О том, что таксисты уже отказываются брать пассажиров с малолетними детьми.
Я, конечно, понимаю, что наш пассионарный народ не всегда бывает прав в своих скоропалительных выводах и боится не столько самого закона, сколько тех, кто следит за его исполнением. Если из общего списка исключить высокоморальных членов партии «Нур Отан», то законопослушание остального большинства основано не на гражданской ответственности, а на угрозе штрафа или лишения прав. Многие ведь водители пристегиваются не для собственной безопасности, а для гаишника. Некоторые приплачивают сверху за талон техосмотра, чтобы потом круглый год ездить с неисправными тормозами или на лысой летней резине зимой. Далеко не каждого остановит знак ограничения скорости, если на дороге нет живого инспектора или камеры наблюдения. Все это так. Однако преступное пренебрежение народа законами полностью компенсируется его невероятной догадливостью. Народ и сейчас понимает, что детские автокресла, конечно же, нужны, но одновременно догадывается, что они кому-то нужнее, чем ему самому. Мол, никакая это не забота о детях – просто кто-то вовремя прибрал к рукам рынок автокресел и хочет на этом хорошо заработать. Уроки независимости даром не прошли: каждый раз, когда власти задумываются о народных интересах, тут же всплывает чей-то личный интерес.
Между прочим, эту дорожную конвенцию Казахстан подписал еще в 2009 году. А о детской безопасности вспомнили только сейчас. С чего бы это? Наверное, кто-то очень долго выбирал производителей и поставщиков автокресел.
Ну, посчитайте, сколько раз за эти годы менялись образцы водительских прав, техпаспортов, автомобильных номеров. Что в них принципиально менялось? Автолюбители со стажем вспомнят, что они могли ездить в другие страны и раньше, когда не было документов, отвечающих каким-то международным стандартам. У одного моего знакомого здесь за какое-то нарушение отобрали водительские права, так он умудрялся ездить по всей Европе по так называемому временному удостоверению, объясняя, что этот от руки заполненный клочок бумаги и есть официальный документ. Тамошние полицаи интересовались не номерами или документами на машину, а наличием визы и страхового полиса. А весь секрет в том, что некоторые находчивые граждане урвали вкусный госзаказ и здорово заработали. Видимо, хорошо зарабатывают на удостоверениях личности, которые из года в год становятся все совершеннее, на домовых книгах, которые то отменяют, то опять возвращают. Другие примеры вспомните сами.
Хотя, разумеется, нельзя говорить, что чиновники такие у нас обнаглевшие, что хотят, то и делают. Нет, у них тоже свои пределы, за которые они выйти не могут. К какому бизнесу причастен – ту сферу и обновляет, реформирует. Например, в Караганде при бывшем областном акиме Бауржане АБДИШЕВЕ активно ставили новые фонарные столбы, потому что этим занимались близкие родственники его патрона – экс-премьера Серика АХМЕТОВА. В Алматы что когда-то при Викторе ХРАПУНОВЕ, что сейчас при Ахметжане ЕСИМОВЕ очень любят менять дорожные бордюры. В Астане что при прежнем акиме Имангали ТАСМАГАМБЕТОВЕ, что при нынешнем Адильбеке ДЖАКСЫБЕКОВЕ перестилают тротуарную плитку. Может, в этих городах бизнес передается вместе с должностью? Каждый министр образования и науки считает своим долгом напечатать новые школьные учебники… Все это из той же серии чиновничьего бизнеса на бюджетных деньгах.
Так что непонятен мне ажиотаж, созданный вокруг детских автокресел. Не будь этой международной конвенции, неужели кто-то сомневается, что наши чиновники все равно бы что-нибудь да реформировали. К тому же прошел слух, что готовятся новые изменения в ПДД – в целях безопасности скоро запретят садиться в автомобиль без специального шлема. Осталось только найти эксклюзивного поставщика нужных шлемов и определить чиновника, которому будет позволено на этом заработать.
Берегите себя!