Война в Украине всё больше ослабляет военную авиацию Казахстана

6612 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Среда, 24 Янв 2024, 18:30

Усугубляются проблемы с обслуживанием транспортников АН-72 и С-295М, беспилотников, а также капитальным ремонтом СУ-25

В 2023 году редакция Ratel.kz посвятила ряд публикаций тому, какое влияние оказывает полномасштабное российское вторжение в Украину, которое началось 24 февраля 2022 года, на обороноспособность казахстанской армии. Почти все поставщики и обслуживающие организации столкнулись с тем, что из-за санкций и ограничений были сорваны сроки выполнения ремонтных работ и поставки необходимого оборудования.

Причём в ряде сфер оно является на грани критического. 

Читайте также
Из-за ковида и войны в Украине у минобороны Казахстана возникли сложности с обслуживанием самолётов С-295М

Так, уже в конце 2022 года стало понятно, что в рамках государственного оборонного заказа на 2020-2021 годы ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" не сможет своевременно оказать услуги по регламентированному ремонту самолетов С-295М - заводские (бортовые) номера № 093(01), 096(02), принадлежащих министерству обороны. Это самые первые два борта С-295М, поступившие в 2013 году и с которых началась замена устаревшего парка транспортников в казахстанской армии.

РГУ "Войсковая часть 53975" министерства обороны Республики Казахстан" предоставило отзыв в суд, в котором указало, что первый этап оказания услуг осуществлен в полном объеме. А вот по второму этапу ни одна услуга, предусмотренная договором, не была оказана. По состоянию на 31 декабря 2022 года - срок окончания договора - услуги оказаны не в полном объеме, а именно: на самолете С-295М (01) на - 12%; а на самолете С-295М (02) - на 30%. 

Ещё до начала судебных разбирательств ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" обратилось в Комитет государственного оборонного заказа с предложением заключить дополнительное соглашение к договору в части увеличения срока выполнения работ по второму этапу - до 30 ноября 2023 года, и срока действия договора - до 31 декабря 2023 года. Сделано было это, "исходя из сложившейся обстановки в мире, а также учитывая сложившуюся ситуацию по согласованию дополнительных работ".

В ходе рассмотрения гражданского иска было установлено, что невыполнение истцом работ в установленный срок было связано с деятельностью ряда поставщиков оборудования и запасных частей, без получения которых выполнение работ является невозможным. Например, на поставку, обмен и ремонт запасных частей для самолета и сопутствующий материал истцом были заключены соглашения от 25 сентября 2020 года c "Ingenieria Semasa" LLP – Испания и 28 января 2021 года с "Jet Maintenance Solutions" – Литва", говорится в решении суда от 14 марта 2023 года.

Читайте также
Из-за AB Energo в критической ситуации оказались военные гарнизоны четырёх регионов страны

Из письма поставщика "Ingenieria Semasa" от 23 сентября 2022 года следовало, что задержки в работах по продлению календарного срока службы грузовых лебедок P/NBL-5100-23,S/N890 и 751 связаны с проблемами поставок запасных частей из-за ограничений, введенных различными странами в связи с пандемией COVID-19 (форс-мажор в соответствии с Рекомендацией Совета ЕС 2020/1475 от 13 октября 2020 года по скоординированному подходу к ограничению свободы передвижения в связи с пандемией COVID-19), а также проблем, связанных с мировой логистикой при транспортировке товаров.

"Jet Maintenance Solutions" письмом от 4 октября 2022 года сообщило, что с 24 февраля 2022 года их компания приостановила работу со всеми клиентами на пять месяцев, ссылаясь на Регламент совета (ЕС) 2022/328 от 25 февраля 2022 года и Регламент (ЕС) №833/2014 "Об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации на Украине".

В итоге по иску было вынесено решение: "Внести изменения в договор №485 -СВО от 21 октября 2020 года, заключенный между РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан" и ТОО "Казахстанская авиационная индустрия": срок выполнения работ по второму этапу до 30 ноября 2023 года (пункт 2.2.2. договора); срок действия договора – до 31 декабря 2023 года (пункт 9.1. договора)".

Однако, как оказалось, продление сроков исполнения работ мало чем помогло исправить ситуацию.

Читайте также
Как вторжение России в Украину повлияло на обороноспособность казахстанской армии. Часть 2

Уже в конце 2023 года РГУ "Комитет государственного оборонного заказа Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан" вновь обратился в суд с иском к ТОО "Казахстанская авиационная индустрия", указав на неисполнение гораздо большего числа договоров.

В иске фигурируют следующие договоры.

Договор №297-СВО от 19.04.2021 года, дополнительное соглашение №827-СВО от 29.12.2022 года, срок до 27 июня 2023 года (до срока истечения договора) - регламентное техническое обслуживание на самолет АН-72.

Договор №303-СВО от 29.04.2021 года, дополнительное соглашение 798-СВО от 25.11.2022 года, дополнительное соглашение 726-СВО от 20.12.2021 года, срок 1 этап – 30.11.2022 года, 2 этап – 31.05.2023 года - регламентный ремонт самолетов С-295М (борт) номера 119 (03), 126 (04), 168 (07), 169 (08) (переходящий с 2022 на 2023 год).

Договор №334-СВО от 28.11.2022 года, срок 1 этап 15.12.2022 года - сдача-приемка имущества 3-х систем БПЛА, выполнение перечня работ в объеме контрольного осмотра имущества, дефектация систем, оборудования, узлов, блоков, имущества.

Договор №339-СВО от 30.11.2022 года, срок 1 этап – 15.12.2022 года - приёмка комплектующих для сборки 16-ти систем БПЛА специального назначения, в составе каждой: 2 (две) комбинированные ЭО/ИК, полезные нагрузки: 6 (шесть) АКБ к микро – БПЛА; 1 (одно) приемопередающее устройство; 1 (один) кабель приемопередающего устройства и 1 (одно) зарядное устройство приемопередающего устройства.

Договор № 484-СВО от 21.10.2020 года, 31.12.2022 года - капитальный ремонт самолета СУ-25.

Читайте также
Как вторжение России в Украину повлияло на обороноспособность казахстанской армии

В иске Комитет государственного оборонного заказа указал, что поставщиком принятые обязательства по договорам не исполнены или же исполнены с просрочкой. И попросил суд взыскать с ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" в доход государства неустойку в размере 36 млн тенге по договору №297-СВО от 19 апреля 2022 года, 824 млн тенге по договору №303-СВО от 29 апреля 2021 года, 68 млн тенге по договору №334-СВО от 28 ноября 2022 года, 69 млн тенге по договору №339-СВО от 30 ноября 2022 года, 130 млн тенге по договору №484-СВО от 21 октября 2020 года.

Кроме того, заявил о необходимости взыскать аванс в размере 221 млн тенге по договору №297-СВО от 19 апреля 2022 года и 16,9 млрд тенге по договору №484-СВО от 21 октября 2020 года.

"Все доводы стороны ответчика, приведенные в обоснование своих возражений, судом не могут быть приняты как основание для освобождения от уплаты неустойки, поскольку установлено, что после передачи самолетов сроки были продлены дополнительным соглашением от 29 декабря 2022 года №827-СВО, касательно оказания услуги - до 27 февраля 2023 года, а срок договора до 29 июня 2023 года, тем самым ответчику предоставлялся дополнительный срок для исполнения условий договора. Аналогично и касательно договоров № 484-СВО от 21 октября 2020 года и №303-СВО от 29.04.2021 года. Стороной ответчика не предоставлено достоверных и допустимых доказательств того, что просрочка в поставке товара связана с несвоевременным проведением промежуточной инспекции по договору. Сторона ответчика лишь констатировала данный факт, не указав при этом причинно-следственной связи между этими событиями. Доводы истца в части несения затрат судом не могут быть приняты, поскольку установлено, что истцом работы в части, указываемые ответчиком, не были приняты, акты выполненных работ между сторонами не подписывались, стороной ответчика встречных требований, вытекающих из указанных доводов, суду не заявлялось", - говорится в решении Специализированного межрайонного экономического суда города Астаны 17 января 2024 года.

Читайте также
NEWTECH DISTRIBUTION должно вернуть 682 млн тенге аванса за КВ-радиостанции для казахстанской армии

В итоге суд пришёл к выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания аванса по договорам: "Взыскать с ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" в пользу РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства промышленности и строительства Республики Казахстан" аванс в размере 221 882 162 тенге по договору № 297-СВО от 19 апреля 2022 года, аванс в размере 16 969 100 295 тенге по договору № 484-СВО от 21 октября 2020 года.

Взыскать с ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" в доход государства неустойку в размере 36 364 335 тенге по договору №297-СВО от 19 апреля 2022 года, неустойку в размере 824 048 022 тенге по договору № 303-СВО от 29 апреля 2021 года, неустойку в размере 68 678 920 тенге по договору № № 334-СВО от 28 ноября 2022 года, неустойку в размере 69 600 000 тенге по договору № 339-СВО от 30 ноября 2022 года, неустойку в размере 130 557 004 тенге по договору № 484-СВО от 21 октября 2020 года, государственную пошлину в сумме 73 840 000 тенге".

Решение пока не вступило в законную силу.

В Специализированном межрайонном экономическом суде города Астаны в различной стадии рассмотрения находится ещё несколько исков, где стороной по делу выступает ТОО "Казахстанская авиационная индустрия".

Пока сложно предугадать, каким будет окончательное решение по всем контрактам на ремонт авиатехники. Но уже всё больше очевидно, что чем дольше длится война в Украине, тем всё более критичной становится ситуация и в нашей армии. Даже не участвуя в войне и не неся прямых потерь, казахстанская армия теряет боеспособность из-за несвоевременного обслуживания и ремонта транспортных и боевых самолётов, а также беспилотников, без которых эффективное ведение боевых действий в современной войне невозможно.

Фото: airbusmilitary.com/Григорий Беденко.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.