Злоумышленники работают по одной схеме, получая доступ к интернет-банкингу финансового института
Мы уже писали о том, как один из клиентов акционерного общества "Банк Фридом Финанс Казахстан" Андрей ТУРИНЦЕВ обнаружил, что выставленный его бухгалтером платеж на сумму 2,2 млн тенге отменили и перевели деньги на счет некоего физического лица.
Напомним, как было дело.
Вечером 7 ноября 2023 года на счет в "Банк Фридом Финанс Казахстан" компании Андрея Туринцева поступили деньги от контрагента в качестве оплаты за поставку оборудования из России. Но отправить платеж поставщику в соседней стране Туринцеву не удалось. Неизвестные подделали платежный документ прямо в кабинете интернет-банкинга "Фиридом финанс" и заслали деньги в качестве зарплаты постороннему человеку.
Последующие платежные документы переделывались прямо на глазах предпринимателя и его бухгалтера.
Переписка с персональным менеджером и звонки в банк возымели эффект не сразу. Только третий платеж на небольшую сумму все тому же физическому лицу удалось заблокировать.
Управляющий директор, член правления Акционерного общества "Банк Фридом Финанс Казахстан" г-жа ДРЫЧКОВА О.С. сообщила нам, что клиенты сами виноваты, поскольку "проявляют неосторожность и излишнее доверие, где предоставляют доступ к ЭЦП-ключам интернет банкингу третьем лицам. При этом для Банка операции, подписанные ЭЦП, не вызывают подозрений".
По ее словам, обращения клиентов – важный повод для рассмотрения. Мол, они всегда помогают следствию, всем, чем могут, если те попросят.
Полиция тоже чем-то там занимается.
Однако все усилия до сих пор не привели к нужному для Туринцева результату.
Можно было бы предположить, что Туринцев и в самом деле был неосторожен и доверчив, как полагает г-жа Дрычкова.
Но после выхода этого материала в редакцию Ratel.kz обратились еще два клиента "Банка Фридом Финанс Казахстан" - ТОО "Инженерный Альянс" и ТОО "Вектор 2", которые точно так же пострадали от злоумышленников 30 октября 2023 года.
Со счета ТОО "Инженерный Альянс" в филиале АО "Банк Фридом Финанс Казахстан" Алматы было совершено хищение денежных средств на сумму 7 272 160,00 тенге. Деньги были переведены на счета физических лиц - неких граждан К и Г. (фамилии имеются в редакции). О хищении в ТОО "Инженерный Альянс" узнали в 15.00 того же дня, когда бухгалтер хотела отправить платеж, но денег на счету не обнаружила.
В этот же день со счета ТОО "Вектор 2" в филиале АО "Банк Фридом Финанс Казахстан" Усть-Каменогорска было переведено 1 410 000 тенге. Затем произведена конвертация иностранной валюты на сумму 3 000 долларов США. Деньги так же перевели на счет физического лица Г. с назначением платежа "заработная плата за октябрь". Руководитель ТОО "Вектор 2" узнал о краже поздно вечером, так как находился заграницей.
На следующий день представитель ТОО "Инженерный Альянс" обратился к председателю правления банка и директору филиала банка в Алматы с вопросом, почему стал возможен легкий доступ к системе "Freedom online" для посторонних лиц?
15 ноября 2023 года ему ответил директор филиала, сообщив, что клиент не вправе передавать ключевой носитель ЭЦП третьим лицам и должен хранить его в надежном месте.
Руководство ТОО "Инженерный Альянс" 30 октября подало заявление в ДП Алматы, материалы по делу были переданы по территориальности в УП Алмалинского района. Но дело по какой-то причине застопорилось, и юристам ТОО "Инженерный Альянс" пришлось снова обратиться в УП Алмалинского района Алматы. Теперь считается, что они подали заявление в полицию 11 ноября 2023 года.
Только 12 ноября пришло сообщение с уведомлением о регистрации досудебного расследования в ЕРДР.
Что делают полицейские, пострадавшим, по их словам, известно очень немного .
По факту хищения денежных средств в ТОО "Вектор 2" заявление в УП Бостандыкского района было подано также 30 октября. Но 16 ноября 2023 года материал был оставлен без рассмотрения и передан в номенклатурное производство.
Похоже, мы имеем дело с хорошо организованной схемой по хищению денег со счетов клиентов АО "Банк Фридом Финанс Казахстан".
В качестве жертв выбираются предприниматели, осуществляющие переводы в Россию.
Деньги на счета жертв поступают накануне вторжения в личный кабинет интернет-банкинга, и очень похоже, что злоумышленники знают об этом.
В личных кабинетах подделываются платежки, и деньги отправляются на счета физических лиц в том же АО "Банк Фридом Финанс Казахстан" в качестве зарплаты.
Акционерное общество "Банк Фридом Финанс Казахстан" стандартно переводит стрелки на невнимательность клиентов и умывает руки, ожидая каких-то действий от полиции.
Полиция под разными предлогами тянет время, выясняет подследственность и норовит списать историю в архив.
Таким образом, схема работает безотказно. Суммы относительно небольшие. С кого два миллиона, с кого миллион, с кого семь. Жертвы – совсем не олигархи, банк и полиция с ними политес не разводят.
Даже несмотря на то, что все данные выгодоприобретателей, нагло изымающих деньги со счетов клиентов банка, хорошо известны акционерному обществу "Банк Фридом Финанс Казахстан", все заявления ограбленных клиентов для банка не более чем "важный повод для рассмотрения".
Но обещать, как известно, не значит жениться.
Весь вопрос в том, кто крышует этот хорошо поставленный бизнес.
Находится ли он внутри банка или извне, это, в сущности, неважно. Важно то, что три одинаковых случая показывают, насколько безопасно вести бизнес с помощью этого финансового института.
Можно предположить, что злоумышленники хорошо представляют, как работает акционерное общество "Банк Фридом Финанс Казахстан" и какие меры предпринимаются при обнаружении несанкционированного клиентом перевода денег на посторонние счета.
Характерно, что во всех случаях клиенты пока остаются без зримой перспективы вернуть свои деньги, и это тоже показатель хорошего понимания системы.
Важно отметить следующее: эксцесс с Туринцевым – уже третий казус в сериале с изъятием денег у клиентов акционерного общества "Банк Фридом Финанс Казахстан".
То есть когда г-жа Дрычкова писала нам менторский ответ, она как большой начальник должна была бы знать, что это не первый случай и клиентов банка обчищают по одной и той же отработанной схеме.
Но если не знала, то становится грустно.
И, судя по ответу акционерного общества "Банк Фридом Финанс Казахстан" - это всего лишь невнимательность клиентов.
Таким образом, предпринимателям Казахстана, осуществляющим платежи в Россию, нужно еще раз перечитать этот материал, а также предыдущий, чтобы их кислотно-щелочной баланс был в полном порядке.
Фото: bankffin.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!