Павлодарские проекты все чаще стали представлять из себя бессмысленный набор высокопарных фраз
На этой неделе в Павлодаре разразился скандал на общественных слушаниях по корректировке генерального плана города, обошедшейся казне в 38 904 954,75 тенге.
В областном центре планируется расширение нескольких улиц, строительство на месте частного сектора и дач высотных домов и микрорайонов ИЖС и так далее. Разработчик проекта ТОО "Казахстанский проектно-исследовательский институт "Казахстанпроект" должен был рассказать на слушаниях, как все это повлияет на окружающую среду, представив соответствующие исследования под названием "Оценка воздействия на окружающую среду". "При проведении ОВОС были использованы последние достижения в области проведения ОВОС", - написал разработчик в своем документе. Однако оказалось, что вместо того, чтобы использовать эти достижения, "Казахстанпроект" сплагиатил ОВОС, разработанный предыдущим автором генплана - ТОО "ГеоДата Плюс" в 2015 году, просто изменив… интервал строки.
- Ну и какие последние достижения вами были использованы? – поинтересовалась изумленная председатель общественного объединения "Эком" Светлана МОГИЛЮК.
- Естественно, никаких последних достижений не было, это мы так для красоты написали, - пояснил технический директор компании-разработчика Мурат АЛЬЖАНОВ. - Мы действительно взяли старую ОВОС.
Директор ТОО "ГеоДата Плюс" Людмила КУЗНЕЦОВА (на снимке) пообещала подать на "Казахстанпроект" за плагиат в суд.
- Мы-то пять лет назад делали полностью все исследования, мы всегда так работаем, - рассказала Ratel.kz Людмила Кузнецова. - Работали с предприятиями, анализировали схемы санитарно-защитных зон, все работы, которые велись на территории города. Давали методологические рекомендации – как с транспортом можно поступить, как – с общественными пространствами. Исследовали целесообразность использования участков, определили красные и зеленые зоны – где можно строить, а где нельзя с учетом проветривания и так далее. Нашли территорию в центре города, которая обеспечена всей инфраструктурой, но совершенно не упорядочена, не инвентаризирована. А новый разработчик просто поставил в наших исследованиях другой интервал строки и убрал данные, которые нужно было обновлять. К примеру, мы делали расчеты по вкладу каждого предприятия в загрязнение воздуха, они эти цифры выкинули. Сегодня вылетаю в Павлодар, встречусь с акимом и горотделом архитектуры, хочу посмотреть – какие тома в генплане кроме пятого – ОВОС у нас еще списали, и потом буду решать вопрос с иском в суд.
А между тем, деньги, выделенные ТОО "Казахстанский проектно-исследовательский институт "Казахстанпроект" на корректировку генплана Павлодара, были перекинуты из Аксу, который из-за этого живет теперь с просроченным генпланом.
Не лишне было бы проверить на плагиат и другие проекты, представленные городскими разработчиками. К примеру, ОВОС, разработанный ИП "Лотос ПВ" к рабочему проекту по мощению брусчаткой "Калифорния" территории школы вместо растущих там тополей и карагачей. Он мой любимый. Только вчитайтесь в эти поэтические строки: "Школа – социально культурный центр, - сообщает разработчик в лице инженеров-экологов Д. БАЙГОМБЕТОВОЙ и И. ДРОЗДОВОЙ. - Она должна как "храм знаний" притягивать и детей, и взрослых. Это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретения опыта жизненного созидательного успеха". Брусчатка, по мнению авторов, нужна школьникам потому, что: "Помимо эстетической функции, очень важна и практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребенок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодится ему в жизни. Привлечение обучающихся к активным экологическим и природоохранным делам помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе. Благоустроенная территория любой школы вызывает восхищение гостей, а ученики и учителя чувствуют себя комфортно и гармонично. Благоустройство территории играет важную роль в жизни человека и школы. Ландшафт пришкольного участка оказывает влияние на настроение человека, его здоровье и настроение, создает благоприятный микроклимат в школьном коллективе среди администрации школы, педагогов, учеников и технического персонала".
Иллюстративное фото: orgtorg.org.