Не матом единым

2744 просмотров
0
Гаухар САТПАЕВА
Пятница, 03 Ноя 2017, 17:30

Во время чтения пьес на проекте «Драма.KZ» авторам посоветовали убрать из текстов ненормативную лексику

Читайте также
Человек, который открыл тему казахского джута российской аудитории

В начале осени в театральном сообществе Казахстана прошла новость о чтении пьес молодых авторов.

Дело хорошее. Тем более, что затеяли проект как лабораторию современной драматургии под названием «Драма.KZ».

Руководителем лаборатории позвали российского драматурга и нашего бывшего соотечественника Олжаса ЖАНАЙДАРОВА (обладатель 1-ой премии Конкурса конкурсов национальной премии «Золотая Маска» в номинации «Современная пьеса» в 2015 г.).

Поддержал лабораторию Союз театральных деятелей РФ и Ассоциация деятелей русских театров зарубежья.

Практически в половине пьес была обсценная лексика

По итогам проведённого обучения в лаборатории было написано 13 пьес, как гласит пресс-релиз: «в самых разных жанрах – от трагифарса до мелодрамы».

Все пьесы должны были читаться на камерной сцене театра им. Лермонтова с 26 по 29 октября. Чтение каждой пьесы ставил профессиональный режиссер.

И вот уже в социальных сетях заведены «мероприятия», где анонсировались ридинги. Молодые авторы рады, зрители в предвкушении, вход свободный.

Но за три дня до заявленных  мероприятий часть авторов узнали, что актеры получили пожелание, чтобы со сцены не звучали фразы с ненормативной лексикой. Причем режиссеры об этом знали, а авторов поставили практически перед фактом.

Читайте также
Одноразовые памятники - одноразовая память

«Вышло так, что  практически в половине написанных пьес был мат, - говорит Ольга МАЛЫШЕВА, автор одной из пьес. - Но где-то это было художественное осмысление, где-то речевая характеристика персонажей, где-то использовалось для передачи духа эпохи и т.д. Когда дело дошло до постановки читок, то есть итогового мероприятия лаборатории, выяснилось, что режиссерам поставлено условие: никакой матерщины на сцене. Режиссеры знали об этом почти с самого начала, но получилось так, что авторам пьес Олжас сообщил об этом решении только за 3 дня до начала ридингов».

Тогда напечатаем маты на футболках!

Четверо участников лаборатории (Ольга Малышева, Альмира ИСМАИЛОВА, Диана БАЛАЯН и Алина АБИЛКАЛАМОВА) возмутились и выразили свой протест... визуально.

Девушки распечатали на футболках цитаты из своих пьес без цензуры и пришли в них на чтения.

Читайте также
«Безбюджетная» картина Жанны Исабаевой - на кинофестивале класса «А»

Во время самих ридингов пьеса Дианы прозвучала в отредактированном (читай прошедшем цензуру) виде. 

В пьесе Алины, где по замыслу времени и места шла плотная маргинальная лексика, во время чтения все-таки мат со сцены прорывался. Ее пьесу отдали на читку актерам «лермонтовки».

Пьесу Альмиры читали артисты корейского театра и ТЮЗа им. Мусрепова. Режиссером выступила Дина КУНАНБАЙКЫЗЫ.

Они договорились выдать пьесу без цензуры. И это был единственный текст, который был прочитан на сцене так, как написан автором.

«Для меня было важно использование обесценной лексики для более полного понимания персонажа. Стирание ее с тела пьесы делает текст нечестным, неточным, не вполне правдоподобным. То, что на читке актеры поддержали мою позицию и все-таки прочитали без купюр, было ценно как для меня, так и для зрителя. Как говорит герой пьесы «Куль-тягин»: «Кому не интересно, валите нах'ген!», - прокомментировала ситуацию Альмира Исмаилова.

В пьесе Ольги Малышевой было одно-единственное матерное слово, и актеры театра «Жас сахна», которые читали пьесу, вместо этого слова громко крикнули «пиииии».

Во время обсуждения пьес актеры «Жас сахны» выразили свое отрицательное отношение к нецензурной лексике со сцены театра, поддержав тем самым решение площадки.

Читайте также
Голливуд приехал в Казахстан

«По итогам лаборатории было написано 13 пьес, и при этом Олжас Жанайдаров (руководитель лаборатории - Ред.) не ограничивал нас. Мы могли писать как угодно, используя любую лексику. В ближайшую неделю мы хотим читать эти пьесы без купюр и в том виде, в котором они писались. В этом нас поддержал проект ARTMEKEN, предоставив свое помещение», - рассказала драматург Ольга Малышева.

Тем временем, заведующий литературной частью ГАРТД им. Лермонтова Алексей ГОСТЕВ так прокомментировал случившееся: «Я присутствовал на читках. Вся ненормативная лексика звучала, к моему глубокому сожалению. Но пожелания убрать ее от театра авторам не выдвигалось».

Фото из открытых источников.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером