«Мотор Сич» использует Казахстан как испытательный полигон?

17809 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 10 Фев 2017, 16:45

Серик Боранбаев: Какой идиот из наших мог на такое согласиться?!

* Гибридный эксперимент

* Импортозамещение по-украински

* Вопреки мнению экспертов

* Кто-то должен нести ответственность

* Опять спустят на тормозах?

* На кону жизни летчиков

Гибридный эксперимент

…Неудержимая тяга чиновников Комитета гражданской авиации (КГА) Казахстана к рискованным экспериментам не раз вызывала наше удивление!

То воздушного гастарбайтера в отечественное небо запустят, чтобы все лето возить казахстанских туристов, то примут в эксплуатацию взлетно-посадочную полосу в Уральске, к качеству реконструкции которой вопросов как звезд на небе…

Или вот как теперь - возьмутся эксплуатировать «гибридные» вертолеты, что смахивает на авантюру и обещает обернуться очередным громким скандалом в казахстанской авиации!  

Читайте также
Почему разбился Су-27

На днях попало мне в руки некое «Дополнение №577», подписанное в ноябре прошлого года  председателем КГА Бекеном СЕЙДАХМЕТОВЫМ к своему же приказу №88, датированному еще апрелем 2014 года.  Это «дополнение» разрешает выдачу так называемого государственного сертификата типа воздушного судна вертолетам Ми-8МСБ.  

Для несведущих читателей сообщу, что в модельном ряду Ми-8, разработчиком которых является российское конструкторское бюро (КБ) им. Миля, вертолета модификации Ми-8МСБ попросту не существует. Хотя, если порыться в интернете, можно вычитать, что это детище украинского авиастроения. А про нынешние «теплые» отношения этих двух дружественных Казахстану стран мы здесь распространяться не будем – о них все знают.

Импортозамещение по-украински

В Украине авиапарк в основном российского происхождения. А последние несколько лет Россия по понятным причинам не испытывает желания поставлять туда свои запчасти и комплектующие детали. Вот Украина и пытается обойтись своими силами, стимулируя импортозамещение. С этой целью на базе завода «Мотор Сич» был запущен проект модернизации семейства одного из самых массовых советских вертолетов Ми-8. Украинская сторона предложила по этой же схеме модернизировать весь имеющийся авиапарк вертолетов Ми-8 и в Казахстане…

Украинские источники сообщают, что в результате доработки у них получился более экономичный вертолет, чьи эксплуатационные возможности выше, чем у российских аналогов, но стоит он при  этом вдвое дешевле.

Читайте также
Плата за молчание

Однако, если разобраться, в действительности это все тот же старый Ми-8, на который вместо двигателей ТВ2-117 и ТВ3-117 установили более мощные ТВ3-117ВМА-СБМ1В, производимые на предприятии «Мотор Сич».

Для тех, кто далек от авиации, эти обозначения мало что скажут. Но для специалистов-авиаинженеров скрытый здесь подвох вполне очевиден. Оказывается, более мощные двигатели разрабатывались для вертолетов другого поколения: с усиленными редукторами и трансмиссией, а также с некоторыми изменениями в креплениях агрегатов внутри планеров. Установка таких двигателей на имеющиеся в Казахстане вертолеты произведет такой же эффект, как если бы автомашину УАЗ оснастили двигателем объемом в пять литров от какого-нибудь мощного иностранного джипа.

Любому грамотному водителю или слесарю понятно, что в этом случае на уазике порвет коробку передач и мосты. Так и любой вертолетчик или авиатехник вам скажут, что на старом вертолете с новым двигателем есть все шансы порвать главный и рулевой, он же хвостовой, редукторы, а также идущий к нему через хвостовую балку так называемый вал привода рулевого винта.

Вопреки мнению экспертов

Если опустить эти мудреные технические подробности, то в результате подобной модернизации авиатехники в Казахстане можно запросто получить серию авиакатастроф.

В этом сходятся несколько экспертов-специалистов в области вертолетной техники, с которыми мне довелось консультироваться.

Читайте также
Когда прокурору охота

Между тем, судя по письму, направленному на имя г-на Сейдахметова главой концерна «Мотор Сич» Вячеславом БОГУСЛАЕВЫМ, там считают, что подобные изменения в конструкцию вертолетов семейства Ми-8 не являются настолько всеобъемлющими, чтобы требовалось полное исследование!

А вслед за ним и председатель КГА Бекен Сейдахметов, как сообщалось выше, в ноябре прошлого года приказал считать подобные винтокрылые «гибриды» вполне соответствующими принятым в Казахстане нормам летной годности и признавать сертификаты типа воздушных судов, выданные им иностранными государствами.

Кто-то должен нести ответственность

Прокомментировать ситуацию мы попросили ветерана авиации, профессионального авиационного инженера Серика БОРАНБАЕВА, который в конце 90-х – начале 2000-х руководил гражданской авиацией Казахстана.

Читайте также
QAZAQ AIR идет с молотка?

- Здесь есть две принципиальные вещи, –  отвечая на наши вопросы, Серик Жаканович явно стал горячиться. Первая: какая цель в том, чтобы ставить на вертолет более мощные двигатели, чем родные, рассчитанные конструкцией? Как я понимаю – для того, чтобы таскать больше груза. А есть ли у нас необходимость в таком вертолете? Для этих целей есть другие типы вертолетов с большей грузоподъемностью. И второе, самое главное: как без согласования с разработчиком, а это в данном случае КБ имени Миля, можно вносить какие бы то ни было изменения в конструкцию? Это чревато серьезнейшими последствиями. Конструкторское бюро, разрабатывая тот или иной вертолет, рассчитывает не только силовые элементы, но и, исходя из их мощности, просчитывает всю остальную конструкцию машины: трансмиссию - редукторы, валы, тяги, узлы крепления… Если ставится другой двигатель, более мощный, нужно полностью под него пересчитывать все остальное. И только с согласия разработчика. Очень сомневаюсь, что КБ Миля такое согласие дало. А если так, то какой идиот из наших мог на такое согласиться? Если что-то случится, а у меня процентов на 90 в этом нет никакого сомнения, кто отвечать будет? Российские разработчики скажут: сами внесли изменения в конструкцию без нашего участия - сами и расхлебывайте. Украина? Плевать там хотели на наши проблемы! Скажут: мы лишь предложили, а решали только вы - вот и эксплуатируйте! Кто принимал это решение? Нынешний председатель КГА – он чистый бухгалтер. У них сейчас там есть инженеры? Может, кто-то ему подсунул это на подпись? Это не только подсудное дело, это еще и глупость несусветная. И кто-то должен нести за нее ответственность.

Читайте также
Аэропорт с кондачка

Опять спустят на тормозах?

К слову, в Комитете гражданской авиации Казахстана должны знать, что подобные самовольные изменения в конструкцию воздушных судов без согласия разработчиков чреваты. Хотя бы потому, что 24 октября 2016 года на имя председателя КГА Бекена Сейдахметова из Москвы поступило письмо за подписью заместителя генерального конструктора вертолетного завода им. Миля Валерия ПРИВАЛОВА, в котором сообщается, что в линейке вертолетов Ми-8, разработанных или модернизированных их конструкторским бюро, модификации Ми-8МСБ не существует.

Украинские специалисты выполнили модернизацию самостоятельно, с нарушением нормативной и конструкторской документации. Ни конструкторская документация, ни полномочия разработчика на проведение модернизации вертолета украинской стороне не передавались.

Мы специально на сайте Ratel.kz решили выложить копию этого письма, чтобы у наших читателей не возникло сомнений в его существовании.

 

Так что, похоже, в Комитете гражданской авиации Казахстана назревает новый скандал и очередное разбирательство. Впрочем, могут ведь опять спустить на тормозах. Как у нас обычно водится…

Читайте также
Почему сгорел «Боинг» (ФОТО)

На кону жизни летчиков

А знающие люди предложили нам вот такую интересную версию происходящего. Дескать, россияне и украинцы, подсовывая нам этот гибридный вертолет, используют Казахстан в качестве этакого испытательного полигона. Испытание и постановка на крыло, или как в данном случае - на винт, любой модификации вертолетной техники – дело очень недешевое и рискованное.

На одних битых вертолетах разориться можно. Не говоря уже о жизнях летчиков. А тут дружественная страна сама готова и платить, и вертолеты свои под модернизацию предоставить, и головы летчиков на плаху положить. Грех не воспользоваться! Глядишь, к тому моменту, когда потеплеют отношения между Россией и Украиной, модернизированная разработка вертолета будет испытана, обкатана, учтены и устранены все аварийные риски. И главное – не бесплатно даже, а еще и с прибылью. За наш с вами счет…

Циничная, конечно, версия. Но очень уж правдоподобная. Или нет?

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Из-за чего вертолёт минобороны совершил “жёсткую посадку” в Актюбинской области
Ремонтные предприятия продолжают срывать сроки ремонта военной техники российского производства из-за войны в Украине
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Суд не дал бывшему топ-менеджеру QazaqGaz заработать ещё 63 млн тенге
Бахтияр Избасаров рассчитывал на выплату бонусов по итогам отработанных лет
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
"Зверь" и Илон
Не пришло ли время президенту Америки пересесть на Tesla?
Жертвы Турксиба: сколько человек погибло при строительстве легендарной магистрали
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Первого избранного народом сельского акима всё-таки уволили
Жители Торт-Кудукского сельского округа написали письмо в защиту своего акима президенту, аким Экибастуза посоветовал ему избираться заново
Сергей Агафонов: Нацпроект – это событие с "долгоиграющим" эффектом
Разработчики обещают чуть ли не революцию и полнейшую модернизацию двух ведущих отраслей экономики
После ухода Даниала Ахметова в Семее начался передел сфер влияния
Суд расторг договор доверительного управления культурно-спортивным комплексом "Арена " в районе Карагайлы
Кто учредил фонд Biz Birgemiz, который возглавляла Перизат Кайрат
Фонд прочно связан с правящей партией Amanat
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.