Из-за чего разбился Ан-2

13494 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 28 Янв 2015, 10:26

«Кукурузники» с пассажирами летают на обычном автомобильном бензине

Случившаяся на прошлой неделе катастрофа самолета Ан-2 произошла из-за допущенного в очередной раз безалаберного подхода к использованию авиационной техники.

Как удалось выяснить сайту Ratel.kz, разбивший на прошлой неделе биплан авиакомпании OLIMP AIR, работавший по найму корпорации «Казахмыс» и перевозивший ее сотрудников, был заправлен топливом, использование которого запрещено на этом типе самолетов при перевозке пассажиров.

Напомним: авария случилась во вторник 20 января примерно в 15.20 в Шуйском районе Жамбылской области в 20 километрах от медного рудника «Шатирколь». Туда самолет вылетел из Балхаша с тремя членами экипажа и четырьмя пассажирами на борту. Во время крушения погибли двое пилотов В. КЛЮШЕВ и В. САВЕЛЬЕВ, бортмеханик В. ЛИТВИНОВ, а также трое сотрудников корпорации «Казахмыс» - директор департамента техразвития Г. ТОЛЕУБАЕВ, главный механик объединения «Балхашцветмет» Е. ИБРАЕВ, начальник отдела технического и инвестиционного планирования этого объединения У. ЕСМАГАНБЕТОВА. Главный геолог «Балхашцветмета» А. ШАЯХМЕТОВА единственная чудом выжила в этой авиакатастрофе. Она не только выжила, но и, несмотря на серьезные травмы, сумела по сотовому телефону дозвониться до отдела полиции в Кызылорде, сообщить примерное место крушения самолета и на сильном морозе дождаться помощи.

Известно, что сейчас создана правительственная комиссия, которая будет разбираться в причинах случившегося. Предварительно утверждается, что крушение Ан-2 могло произойти из-за неблагоприятной погоды – якобы в том районе был сильный туман.

Однако уже сейчас мы располагаем довольно скандальной информацией, которую, как водится, наши авиационные власти не торопятся обнародовать.

Дело в том, что самолеты Ан-2 или «кукурузники», как их еще называют за использование в сельхозавиации, хоть и являются заслуженными ветеранами неба еще с советских времен, все же до сих пор считаются сверхнадежными. Даже в книгу рекордов Гиннеса занесены как единственные в мире самолеты, выпускаемые более 60 лет. Главное – обеспечить им достойное обслуживание. А с этим у нас – швах. Помимо нормальных запчастей, которые по нынешним временам очень непросто раздобыть, проблемы возникают даже с таким, казалось бы, элементарным вопросом, как снабжение авиатопливом. Оказывается, установленный на этих самолетах авиационный двигатель АШ-62ИР изначально был рассчитан на авиатопливо марки Б-91/115. Его производили три нефтеперерабатывающих завода в России – Новокуйбышевский, Омский и Новоуфимский. Первые два закончили выпуск этого авиатоплива к 2000 году. Третий выпустил последнюю партию к концу 2006 года. И все – больше ничего подобного на постсоветском пространстве не делают. Потому что входящий в состав этого авиационного бензина тетраэтилсвинец вот уже лет десять как запрещен в России к использованию. Есть, правда, зарубежный аналог - его маркировка AVGAS 100LL. Однако приобрести его можно всего у нескольких компаний и крайне недешево, поскольку очень большим спросом он не пользуется. И отгружают это топливо железнодорожными цистернами по 50-60 тонн, так что ни одной из казахстанских периферийных авиакомпаний взять его будет просто не по кошельку – чтобы израсходовать такие объемы частникам-авиаторам потребуются годы. А еще ведь где-то такое количество топлива надо хранить, как-то заправлять, периодически сертифицировать. Короче, дорогое удовольствие.

А теперь спрашивается: если «кукурузники» у нас до сих пор в Казахстане летают, то на чем?

Ответ простой – их повсеместно заправляют обычным автомобильным бензином АИ-95. С ближайшей автозаправки или нефтебазы. Качество соответствующее. Во всяком случае, разработчики самолета дали заключение, что летать на автобензине можно, но количество отказов двигателя при этом резко возрастает.

И вот теперь подходим к самому главному вопросу: знали ли об этих рисках в авиакомпаниях, эксплуатирующих Ан-2, и в Комитете гражданской авиации РК?

Обязаны были знать. Имеется соответствующий документ - приказ № 64, датированный 23 мая 2006 года и подписанный тогдашним исполняющим обязанности председателя комитета гражданской авиации Казахстана Радильбеком АДИМОЛДОЙ. Сегодня он есть даже у нас в редакции. В приказе четко указано: использование автомобильного бензина АИ-95 при эксплуатации самолетов Ан-2 допускается при выполнении всех видов авиационных работ, кроме пассажирских перевозок. Но при этом нужно строго следить за соответствием физико-химических показателей данного бензина, а РГП «Казаэронавигация» должно согласовывать и утверждать планы полетов, не допуская авиапассажирские перевозки. Контроль за исполнением приказа возлагался на тогдашнего начальника управления государственного надзора за безопасностью полетов Амантая ЖОЛДЫБАЕВА.

Господа Адимолда и Жолдыбаев уже не один год как находятся на заслуженном отдыхе. Пенсионеры они. И за исполнением приказа №64 должны были следить те, кому они передали бразды правления отечественной авиацией.

Тут и становится ясно, кто виновен в очередной авиакатастрофе и человеческих жертвах. Надо только поднять документы, сертифицирующие деятельность авиакомпании OLIMP AIR, которой принадлежал разбившийся самолет. В декабре 2014 года Комитет гражданской авиации РК разрешил пяти Ан-2 этой авиакомпании, помимо работ по опрыскиванию полей химикатами, полетов для аэрофотосъемок, лесоохраны, транспортно-связных работ и других чисто технических полетов, когда на борту находились бы только члены экипажа, еще и совершать полеты с целью десантирования и выброски парашютистов, летать для оказания медицинской помощи населению, совершать поисковые и аварийно-спасательные работы. И мы понимаем, что во всех этих случаях на борт самолета допускались бы врачи, охотинспекторы, полицейские, спасатели, в общем все те, кого называют одним словом - пассажиры. В отдельном конкретно взятом случае, закончившемся трагедией, это были сотрудники корпорации «Казахмыс».

Рискну предположить, что у самолета с пассажирами на борту мог просто отказать двигатель или не хватить мощности из-за того, что в баках был не авиационный, а обычный автомобильный бензин. В совокупности это было грубейшим нарушением как подписанного в 2006 году приказа №64, так и общих норм безопасности полетов. Проще говоря, уже традиционный для нашей авиации бардак и общее разгильдяйство, за которое, как и в случае с разбившимся два года назад пассажирским самолетом CRJ-200 авиакомпании «Скат», так никто ответственности и не понесет. Вот поэтому и наступаем в который уж раз на одни и те же грабли.

Фото Vlast.kz. Публикуется с разрешения.

 

Президент РК
- В России некоторые лица перевирают всю эту ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия "спасла" Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно "служить и кланяться в ноги" России.
Ratel Instagram
Новая попытка захватить информационное пространство Казахстана
Кибертеррористы нашли дыру, через которую можно беспрепятственно проникать в информационное поле страны
Раньше было совсем плохо, а сейчас стало ещё лучше
О непредумышленном патриотизме и профессиональных любителях Родины
Бомбы под тенгизскую нефть
Есть основания предполагать, что это "послание" не только Казахстану, но и американской компании "Шеврон", ключевому акционеру Тенгизского проекта
В Казахстане возникла Наурызбайская тендерная аномалия
Если распиливать бюджет по 100 МРП на лот, ни один ревизор не придерётся
Как аким Тасмагамбетов заложил в Алматы мину техногенной катастрофы
После заявления президента о прекращении точечных застроек, застройщики стали активнее осваивать любые свободные от зданий участки в Алматы
Проект закона о местном самоуправлении - вопреки Посланию президента народу Казахстана
Бессмысленные мечтания, или Не видать нам местного самоуправления
Шашлык – великая радость советского человека, которой ему всегда не хватало
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Ожидания и реальность в медицине. Часть 2
О гарантированном объёме бесплатной медицинской помощи
Чем живёт большая, сильная, противоречивая, удивительная Америка
Самое большое богатство для Америки - человеческий талант
Алма-Ата и Алматы. Про настоящих героев
О Примжаре Наурзбаеве - забытом герое
Судьи павлодарских судов путают лево и право
Всё для того, чтобы в банальном ДТП признать виновной водителя машины, пропускавшей на пешеходном переходе бабушку и получившей удар сзади
Почему судья Гавриченкова адвоката Брамонтова покрывает
И отчего адвокат подсудимого Боровикова послала отца погибшей девочки к чёртовой матери
Актюбинский суд намекнул, как безнаказанно обозвать человека
Для этого нужно обидные слова писать на кириллице и латинице
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"