Как клиенты казахстанских банков становятся жертвами финансовых мошенников
В прямом эфире эксперт АО "Народный банк Казахстана" Канат ЕЛШИБЕКОВ рассказал про распространенные мошеннические схемы, в которые злоумышленники часто вовлекают потребителей финансовых услуг.
Схема первая: "зеркальные" кредиты, "безопасные" счета и "страховые ячейки"
На мобильный номер потенциальной жертвы поступает звонок якобы от сотрудника банка, Национального банка Казахстана, полиции или прокуратуры. Звонящий сообщает о действиях мошенников, которые успели оформить кредит. Чтобы его аннулировать,необходимо оформить "зеркальный" кредит. Для этого надо пройти в отделение банка или лучше зайти в банковское мобильное приложение, оформить новый кредит и перевести все деньги (кредитные и собственные средства) со своих счетов, в том числе хранящиеся на депозите, на "безопасный" счет или в "страховую ячейку". Такие термины используют только мошенники!
Злоумышленники очень часто запрашивают у потенциальных жертв наличие счетов в разных банках и остатки денежных средств, а также уточняют размер ежемесячного дохода, чтобы понять, какую максимальную сумму кредита сможет оформить на себя клиент банка.
После перевода денег, совершенного гражданами добровольно, вернуть их уже невозможно, так как преступники сразу переводят средствана другие банковские карты и в последующем выводят через банкоматы или обменивают на криптовалюту.
В ходе беседы мошенники постоянно торопят и запугивают собеседников, говоря, что потом будет поздно, и денежные средства пропадут. Главная их цель–ввести людей в состояние паники.
Мошенники, начав свой обман с телефонного звонка, далее продолжают обрабатывать потенциальных жертв через переписку посредством WhatsApp или Telegram. Злоумышленники высылают поддельные документы, доказывающие, что они работают, к примеру, в банке или правоохранительных органах, и инструкции "по спасению денег". Они просят скачать различные мошеннические приложения: Any Desk, Team Viewer и их аналоги, с помощью которых могут удаленно подключиться к чужому мобильному телефону, на котором установлено банковское приложение, и уже без участия и согласия владельца совершить хищение денежных средств
Схема вторая: "инвестиции" в проекты крупных компаний с получением высокого дохода
Интернет и особенно социальные сети пестрят рекламой от лжефинансовых компаний с предложением инвестировать денежные средства в крупные проекты, "чудо-платформы" от имени банков, перерабатывающих компаний. Псевдоброкеры обещают и гарантируют будущим инвесторам "золотые горы" – сверхвысокую прибыль.
Мошенники используют чужие логотипы и бренды, упоминают известных лиц в качестве участников "инвестиционных проектов". Вся подобная реклама является ложной, не соответствует действительности и имеет признаки мошенничества.
Граждане по данной схеме переводят свои собственные и кредитные средства на банковские карты физических лиц – соучастников злоумышленников. И в итоге остаются ни с чем, да еще и с долгами.
Схема третья: обман на сайтах бесплатных объявлений
Продавцу поступает звонок или сообщение в WhatsApp от покупателя, который согласен купить товар и перечислить деньги, но он якобы находится в другом городе или за границей. На самом деле это мошенники, которые просят продавцов отправить товар через курьерскую доставку. После этого мошенник посредством WhatsApp отправляет на телефон жертвы ссылку на сайт, где он якобы уже оплатил курьерскую доставку, и собеседнику нужно только подтвердить, чтобы его товар доставили до покупателя.
После перехода на сайт мошенник просит продавца ввести данные своей карточки, на которую якобы поступит оплата. Человек, следуя указаниям мошенника, вводит 16-тизначный номер карты, срок ее действия и трехзначный код с обратной стороны карты, а также код из SMS-сообщения. После этого с его банковской карты происходит списание денег, то есть все имеющиеся средства переводятся на карту мошенника.
Как отметил эксперт, в настоящее время на уловки мошенников попадаются люди практически всех возрастных категорий и разных социальных слоев, особенно лица с инвалидностью и пожилые граждане. Он дал несколько рекомендаций потребителям финансовых услуг.
Семь полезных советов, чтобы не потерять свои деньги:
- Запомните, банк никогда не торопит клиента, потому что в случае возникновения подозрений банк блокирует операции, и только потом менеджер звонит клиенту. Работник банка в разговоре никогда не пугает и не давит на клиента.
- Если вам сообщают о несанкционированных операциях по вашей карте, счету и далее просят перевести средства на "безопасный счет", "страховую ячейку", знайте – это мошенники.
- Если вам сообщают о незаконном оформлении кредита на ваше имя и в целях его "аннулирования" просят оформить "зеркальный" кредит – это мошенники.
- Только мошенники просят установить на ваш мобильный телефон приложения Any Desk,Team Viewer.
- Будьте осторожны, мошенники высылают различные фишинговые ссылки, чтобы завладеть вашими персональными и платежными данными. SMS-сообщения на сайтах, проводящих различные розыгрыши гарантированных призов и опросы за деньги, в том числе для участия в выгодных "инвестиционных проектах".
- В случае подозрительного звонка, когда вам сообщают о несанкционированных операциях или мошеннических действиях, необходимо незамедлительно прервать разговор и сообщить о произошедшем по номеру телефона, указанному на обратной стороне платежной карты банка или обратиться в отделение банка. Банковские работники разъяснят дальнейшие действия.
- Если вы успели сообщить мошенникам конфиденциальную информацию о себе и своей карточке, то необходимо незамедлительно заблокировать ваш аккаунт (логин) в мобильном банкинге и все ваши активные карточки, а также обратиться с заявлением в правоохранительные органы!
Источник: fingramota.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!