Чтобы заманить 25-летнего всемирно известного пианиста-виртуоза Алима Бейсембаева домой, его папа и главный дирижер оркестра Астана Опера придумали совместный концерт
В 23 года Алим БЕЙСЕМБАЕВ стал первым лауреатом – казахстанцем в истории конкурса пианистов в Лидсе, получил премию в 25 тысяч фунтов стерлингов, а также призовой пакет, в который входит контракт на запись с Warner Classics и европейский тур, который организует компания Steinway&Sons. Помимо основной награды, музыкант также завоевал приз зрительских симпатий medici.tv и приз Королевского филармонического общества Ливерпуля, присуждаемый за лучшее за исполнение произведения ХХ-ХХI веков.
Как гласит официальная биография музыканта, Алим родился в 1998 году в Алматы, начал играть на фортепиано в возрасте пяти лет. В сентябре 2008 переехал в Москву, чтобы учиться в Центральной музыкальной школе. В том же году он победил на Международном телевизионном конкурсе "Щелкунчик", с ранних лет получив известность в России. К двенадцати годам у Алима уже был опыт игры с многочисленными оркестрами и дирижерами. Проведя два года в Москве, переехал в Англию, чтобы продолжить обучение в Школе Перселла для молодых музыкантов, где его педагогом была Тесса НИКОЛСОН. Затем он, продолжая побеждать в международных конкурсах, включая победу на Jaques Samuel Intercollegiate Competition, позволившую ему дать дебютный концерт в лондонском зале Уигмор-Холл, закончил Королевскую академию музыки. Лауреат стипендии ABRSM и обладатель наград от фонда графини Мюнстер, Hattori Foundation и Drake Calleja Trust имеет очень плотный график выступлений.
- Ему исполняется пять лет, мы идем в магазин игрушек в Алматы, он ходил-ходил, выносит маленькое фортепиано, - рассказал Ratel.kz после генеральной репетиции в Астана Опера папа виртуоза Малик БЕЙСЕМБАЕВ. - Купили, вдвоем с ним дома играем-играем, не наигрались, оно в тот же день ломается. Пошли купили синтезатор. Понимаем, что для того, чтобы красиво играть, нужно учиться. Открываем газету, звоним первому попавшемуся учителю музыки Маржан. Она дала первые уроки на дому, и тогда Алим решил, что будет выступать. Это желание его потом ни разу не покидало. Поступил в Байсеитовскую школу, потом в Аубакировскую. На конкурсе "Щелкунчик" познакомились с детьми из московской ЦМШ, прошел туда на грант.
Мама, Айнагуль БЕЙСЕМБАЕВА, бросила работу и поехала с сыном в Москву, папа-инженер остался в Казахстане зарабатывать деньги им на жизнь.
- Тяжелое, конечно, было финансово время. – вспоминает Айнагуль. - Квартиру искали через земляков-казахстанцев, в интернете еще таких сайтов не было, к тому же в Москве орудовало много квартирных аферистов. Алим учился и гастролировал по всей Росси с оркестрами, попал в фонды Спивакова и Розума. Потом услышали, что лучших из лучших пианистов учат в Лондоне. Списались с педагогом, накопили денег, купили билеты, полетели сдавать экзамены. Его запустили в школу, а нам помахали ручкой – погуляйте, придете за ребенком вечером. Тестировали целый день - и психолог, и математик, и другие преподаватели. Вечером нам его вручили и ничего не сказали. Мы уехали, через месяц звонят – вы поступили на грант. Там интернат, детей отпускают к родным раз в месяц на два-три дня. Поэтому в 11 лет мы его оставили одного. Он там, как выяснилось через годы, плакал в подушку, мы ревели в самолете. Самым страшным для нас было то, что мы практически пропустили его детство. Алим рос вдали, мы его видели раз в году. Воспитывала школа, учительница - Тесса Николсон - стала его второй мамой. Если бы он сказал: "Заберите меня", я бы тут же забрала. Но не сказал ни разу, он очень терпеливый. Быстро освоился, выучил язык, привык. Там формат школы, конечно, очень интересный. Это огромная территория, свой лес, футбольные поля, замок, как из фильма про Гарри Поттера. В его 13-летнем возрасте он как-то приехал летом, стал слушать другую музыку, мы ему сами предложили: "Можешь бросить". А он собрался и уехал. И в следующий раз вернулся уже другим человеком.
По словам Алима он всегда знал, что достигнет своей цели. Благодаря сильной базе, которую дают в Казахстане и России.
- У меня в Лондоне была лучше база, чем у кого-либо, потому что в Казахстане и России база дается сильнее, чем в Европе, - говорит он. - В Казахстане есть сильные дети и хорошие педагоги, просто у них меньше возможностей выехать и показаться, и поэтому их просто не видят. В прошлом году в это же время слышал очень талантливое исполнение детей со всего Казахстана на конкурсе Astana Piano Passion. А в Лондоне очень хорошо одухотворяют. У меня было два лучших мира: база и дисциплина вначале и одухотворение потом. Пианисту нужна не только техника, своя манера игры, но и знание себя, собственная индивидуальность. Интерпретация разных композиторов получается так: ты читаешь ноты и пропускаешь их через себя. Вот сейчас у нас с оркестром Астана Опера и его главным дирижером – маэстро Аланом БУРИБАЕВЫМ есть такая тесная связь, благодаря которой мы одинаково понимаем чувство свободы ШОПЕНА. Потому что каждый же свободу понимает по-разному, а для совместного исполнения это должно совпадать. Каждый пианист мечтает сыграть Шопена в любимом месте, потому что этот композитор - истинный романтик, создавший свое рубато – свободу в музыке и гибкость.
Вообще, молодые казахстанские исполнители, ставшие мировыми знаменитостями – это пока что всегда результат инициативы и рисков их родителей. Баянист из Павлодара Олжас НУРЛАНОВ в 12-летнем возрасте стал первым из иностранных участников, когда-либо игравших в Поднебесной, взявшим гран-при на IV международном конкурсе баянистов и аккордеонистов в Китае, в котором состязалось беспрецедентное количество сильнейших баянистов мира – 400 человек. Играл тогда Олжас на инструменте, заказанном специально для него восхищенными российскими профессорами музыки. С самых первых выступлений Олжас выигрывал все конкурсы, в которых принимал участие, но для того, чтобы после окончания павлодарского музыкального колледжа ему для учебы в Гнессинке было на что купить хороший инструмент, обошедшийся в шесть миллионов тенге, родители и родственники заложили две квартиры.
- Мы могли бы благодаря призовым собрать всю сумму, даже больше, чем нужно, если бы не ездили, ведь мне же колледж не оплачивает международные конкурсы, а мы ездим с папой (Мейрамом АЛИМКУЛОВЫМ, который является также педагогом сына – О. В.), - объяснял мне Олжас. – Если бы эти поездки оплачивал колледж, то уже давно, наверное, разорился – у меня по пять конкурсов в год.
Оперная дива Мария МУДРЯК, с пеленок побеждавшая на престижных детских конкурсах и выступавшая перед руководителями государств, в юном возрасте дававшая совместные концерты с итальянским певцом Тото КУТУНЬО и, наконец, получившая диплом оперной певицы самой престижной в мире Миланской консерватории в 18 лет, тоже добилась всего благодаря родителям. Когда на одном из конкурсов в Сочи 10-летнюю девочку заметили педагоги академии при театре “Ла Скала” и предложили поехать в Италию на прослушивание, Машин папа Александр МУДРЯК продал дачу и гараж, и девочка с мамой отправились в Милан. Через два месяца пробных занятий в академии и прослушивания Машу - единственную из всех приехавших со всего мира претендентов - приняли в младший класс консерватории. Тогда гараж продал Машин дедушка. С этими 700 долларами мама с дочкой и поехали жить в чужую страну.
- Номер в гостинице в Милане стоил сто евро в день, - рассказывала мне Мария. - Сняли комнату в пригороде Милана, в трех часах езды от моей академии. Отдали за нее деньги, легли вечером спать, а среди ночи звонит хозяин и говорит: "Выселяйтесь". Почему - непонятно, языка-то не знаем. Как мы плакали, еле упросили его разрешить нам остаться до утра. У папы в тот год не получалось достаточно зарабатывать, чтобы посылать нам необходимый прожиточный минимум. Питались самыми дешевыми продуктами, из-за чего обе за год жутко растолстели. А тут еще в Милане впервые за сто лет пошел снег, а у нас не было теплой одежды. Пришлось покупать себе какие-то дешевые, ужасно страшные пуховики. В общем, если бы не мамин удивительный оптимизм и жизненная стойкость, мы бы в тот первый год ни за что не справились.
Фото и видео: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!