Плохо, когда госпрограммы и комплексные планы по воде принимаются, потом отменяются, потом снова принимаются и опять вслепую
Как подсчитали аудиторы, из-за того, что у нас не бетонируют трансграничные каналы, к примеру, в Туркестанской области, до некоторых пользователей доходит только 20 процентов воды от фактического водозабора. Как подсчитал аграрный эксперт Кирилл ПАВЛОВ, в Кызылорде при потребности на рис 350-380 млн м3 воды, ещё около 700 млн мы теряем из-за разрушенных каналов, просто поливая пустыню. Рис нам обходится в почти миллиард кубов. Кто так строит?
Во вторник, 19 декабря, Telegram-канал министерства водных ресурсов и ирригации сообщил, что ведомство решило эффективно использовать пресную воду, потому что 70% поверхности Земли покрыто водой, однако 97,5% от этого объема – соленая.
Для эффективного использования МВРИ разработало "Комплексный план развития водного хозяйства на 2024-2030 годы". "На территории страны планируется построить 20 новых водохранилищ, а также реконструировать 15 действующих водохранилищ и более 14 тысяч километров оросительных систем", - сказано в сообщении.
А сегодня, 20 декабря, на заседании мажилиса запланирован отчет председателя Высшей аудиторской палаты РК Натальи ГОДУНОВОЙ об эффективности прежних программ и планов правительства, которые принимались последние 20 лет. К примеру, в апреле 2014 года "для решения накопившихся проблем в сфере водных ресурсов" была разработана и утверждена "Государственная программа управления водными ресурсами Казахстана со сроком реализации в период с 2014 по 2020 годы". Как выяснили аудиторы, в 2017 году эта госпрограмма утратила силу "без логического завершения и подведения фактических результатов" в связи с утверждением другой – "Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы". Затем часть мероприятий из этой второй программы перекочевала в Национальный проект "Зеленый Казахстан", который был утвержден постановлением правительства РК от 12 октября 2021 года № 731, но поставлен на утрату с 01.01.2024 г.. Параллельно в 2020 году разрабатывался проект новой "Государственной программы управления водными ресурсами РК на 2020 – 2030 годы", который так и не был утвержден, в связи с разработкой и утверждением Национального проекта "Зеленый Казахстан".
В рамках проекта республиканского бюджета на 2024-2026 годы на строительство и реконструкцию водохозяйственных объектов, а также на увеличение водности поверхностных водных ресурсов за счет республиканского бюджета и Национального фонда предусмотрено 114,3 млрд тенге. При этом проекты, начатые в прошлые годы, никак не могут завершиться. К примеру, проект "Реконструкция Кызылкумского магистрального канала с автоматизацией водоучета и водораспределения Шардаринского и Арыского районов ЮКО (3-очередь)" реализуется с 2014 года. Генподрядчик - ТОО "Управление механизированных работ", несмотря на многолетнее неисполнение обязательств и дебиторскую задолженность, регулярно продолжал получать новые авансы. В РГП "Казводхоз", в состав которого входят каналы, первые руководители меняются каждые год или два. Поэтому отвечать за начатые, но так и незавершенные проекты некому
Если вы еще не запутались в госпрограммах и проектах, напомним, что у нас же еще есть Водный кодекс, который, собственно говоря, и является основным законодательным актом в водной отрасли. Он был принят 9 июля 2003 года и, как подсчитали аудиторы, с с тех пор в него внесено более 70 изменений и дополнений. "В результате внесенных изменений и дополнений в кодекс потеряна последовательность правоприменения, что приводит в целом к ухудшению обстановки на всех уровнях водного хозяйства, - резюмировали аудиторы. - И в то же время, остается нерешенным целый ряд системных вопросов".
В 80-90-х годах прошлого века, как отметили аудиторы, в Казахстане функционировало около двух тысяч гидрологических постов, а сейчас их в стране всего 377. По пятилетнему плану автоматизации оросительной сети РГП "Казводхоз" на 2021-2025 годы, в 2021-2022 годы ожидалась реконструкция и строительство 165 гидропостов с внедрением 23 систем автоматизации водоучета в Алматинской, Жамбылской, Туркестанской и Кызылординской областях. Увы, в бюджетной заявке почему-то не оказалось проектно-сметной документации, и РБК отклонено финансирование из республиканского бюджета. Таким образом, система автоматизации учета воды на гидротехнических сооружениях, поступающей из трансграничных и межгосударственных водных объектов, не налажена.
Реализуемый с 2009 года проект по созданию единой информационной аналитической системы по управлению водными ресурсами на сумму 421,9 млн тенге до сих пор не сдан в промышленную эксплуатацию. В 2023 году при помощи USAID проведен его технический аудит ЕИАСУВР, и установлено, что необходимо разработать новую систему.
До настоящего времени не восстановлен гидропост "Жасоркен", через который велся учет межгосударственного вододеления по бассейну реки Талас между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой, размытый и разрушенный в 2016 году. В результате учет межгосударственного вододеления по реке Талас, как выяснили аудиторы, фактически отсутствует. Интересно, каким образом тогда мы отслеживаем объем подаваемой из Кыргызстана воды?
Нет постоянного мониторинга естественного гидрологического режима рек (половодье, межень, паводок), необходимого для того, чтобы знать – когда и на каких реках нужно углублять дно и укреплять берега, чтобы увеличить их пропускную способность.
У РГП "Казводхоз" нет методики по начислению физического износа гидротехнических сооружений, не проведена инвентаризация водохозяйственных объектов, не создан резерв для обеспечения их безопасности, и прочее, прочее.
Фото: газета "Уральская неделя".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!