Камнем преткновения стали несколько десятков тополей, которые планировалось вырубить для расширения проезжей части
В понедельник, 15 июня, жители областного центра Восточного Казахстана начали распространять и подписывать петицию на имя градоначальника Жаксылыка ОМАРА. Люди требуют сохранить зеленые насаждения при ремонте проспекта Шакарима на участке от улицы Белинского до улицы Добролюбова. Кроме того, население настоятельно рекомендует обеспечить компенсационную посадку на месте уже выполненного сруба вдоль дороги для защиты здоровья жителей.
"Подрядной организацией по заказу городского акимата начат средний ремонт проспекта Шакарима от улицы Белинского до улицы Добролюбова, что делается без проектно-сметной документации. В рамках "ремонта" запланировано расширение каждой стороны движения до семи метров в ширину, что влечет за собой снос взрослых деревьев с обеих сторон улицы, а также сужение тротуаров на отдельных участках. Расширение на данном участке не имеет целесообразности по ряду указанных ниже факторов, это нарушает экологические и градостроительные связи в этом районе, требуется остановить работы, которые ухудшат экологические условия для местных жителей", - говорится в документе.
Если ориентироваться на генеральный план развития Усть-Каменогорска, то расширение указанного проспекта, который ещё год назад был второстепенной улицей (местами с односторонним движением), нужно лишь для выхода на перспективную магистраль вдоль одного из заводов между двумя основными проспектами центральной части областного центра. Но в ближайшее время создание такой магистрали не предвидится. Для этого нужно снести несколько промышленных зданий, а значит, расширенная улица упрётся в полосу одностороннего движения и чуть дальше в бетонный забор завода. По мнению инициативной группы жителей, такое бесцельное расширение городу попросту не нужно, это лишь трата бюджетных средств.
"Расширение проспекта до требуемой ширины на участке от ДКМ и далее до городской налоговой возможно только за счет сужения тротуаров почти до существующих домов (на отдельных участках прямо до домов), то есть движение транспорта будет осуществляться почти у окон жилых домов без всякой защиты от выхлопных газов. Ухудшить положение пешеходов в городе с малоэтажной застройкой, загнав их на узкие тротуары вдоль домов, при отсутствии сколько-либо серьезного трафика транспорта - это ли не своего рода издевательство?", - возмущаются составители петиции.
При расширении подрядчики вырубят несколько десятков взрослых тополей, которые высажены здесь для снижения экологического воздействия от находящихся поблизости металлургических заводов и ТЭЦ. Деревья снижают запылённость и защищают многоквартирные дома от шумового воздействия транспорта. По мнению специалистов, один взрослый тополь способен осадить в год более 40 килограммов пыли, поглотить 180 г серного газа и выделить кислорода в среднем в семь раз больше, чем взрослая ель. Именно поэтому жители считают, что выделенные бюджетные средства можно эффективнее использовать для качественного улучшения трамвайных путей в этом районе, что позволит обеспечить безопасное движение транспорта по путям, как это делается в развитых странах.
Для того чтобы снизить градус, Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска объявил о проведении общественных слушаний, которые должны пройти в четверг, 18 июня. Предполагается, что именно там будет поставлена точка в очередном противостоянии властей и населения.
Фото: петиция жителей ВКО.