Чтобы показать казахстанский спектакль на фестивале NET («Новый Европейский театр»), москвичи придумали для него специальную OFF-программу
* Чрезвычайный и полномочный
* Критическая масса
* Kalmykoff FEST
* Театр без вешалки
В Москве в Центре имени Всеволода МЕЙЕРХОЛЬДА 9 и 10 декабря покажут спектакль «Медея. Материал» казахстанского режиссера Рустема БЕГЕНОВА. Показы пройдут с пометкой «Программа OFF фестиваля «Новый Европейский театр».
Чрезвычайный и полномочный
Рустема Бегенова, который учился у Бориса ЮХАНАНОВА, художественного руководителя московского «Электротеатра «Станиславский» и в этом же театре успел поработать ассистентом у легендарных режиссеров Хайнера ГЕББЕЛЬСА, Ромео КАСТЕЛЛУЧЧИ и Теодороса ТЕРЗОПУЛОСА, в анонсах к NET называют «послом европейского авангарда в Алматы».
По работе он продолжает ездить в Москву, в «Станиславский», где весной этого года показал запись спектакля «Медея. Материал» арт-директору Центра имени Мейерхольда Елене КОВАЛЬСКОЙ и арт-директору фестиваля NET Марине ДАВЫДОВОЙ.
Что «Медею» нужно включить в NET, поняли сразу, но у фестиваля была сложная финансовая ситуация, поэтому даты показов спектакля в ЦИМе утвердили раньше, чем даты проведения фестиваля.
И так как «Медея. Материал» в конечном итоге оказалась запланированной почти на неделю позже закрытия NET, организаторы «Нового Европейского театра» придумали специально для казахстанцев особую «Программу OFF» - впервые за 18 лет существования фестиваля.
«Медея. Материал» поставлена в «поп-механическом» жанре – его Бегенов придумал сам. В основе спектакля одноименная пьеса Хайнера МЮЛЛЕРА, кроме этого, постановщик включил в него фрагменты книги «Аз и Я» Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА.
В «Медее» нет актеров в буквальном смысле: на сцене только полтора десятка бессловесных моделей. Но звучат в записи голоса Вероники НАСАЛЬСКОЙ (ARTиШОК) и Шынар ЖАНЫСБЕКОВОЙ (театр Ауэзова) и живьем – музыка ансамбля «Игеру».
Основное же наполнение «Медеи. Материал» - механические конструкции, в том числе роботы-аниматроники, которые создают и свет, и звук, и движение.
Критическая масса
В Алматы перед поездкой в Москву «Медею. Материал» покажут дважды: 22 и 23 ноября. После первого дня показов Рустем Бегенов предложит зрителям подискутировать о современном театре – для участия в дискуссии из России уже летят арт-директор ЦИМа Елена Ковальская и арт-директор «Электротеатра «Станиславский» Кристина МАТВИЕНКО.
«Мы просто на пару шагов отстаем от Москвы. В скором времени у нас театр займет такое же важное место, как он занимает там. Мы можем находить свой театр, у нас есть для этого все предпосылки, у нас есть для этого люди – актеры, режиссеры, художники. Просто это уже понятно нам внутри, но еще не так ясно для публики. Многие наши «лидеры мнений» все еще не относятся к театру как к мощному инструменту, а театр, мне кажется, один из самых мощных катализаторов изменений в обществе. Но критическая масса уже сейчас набралась. Мы живем буквально за секунду до того, как у нас здесь произойдет театральный взрыв. Я серьезно это вижу, и поэтому мы в эту сторону сейчас движемся, чтобы взрыв создать. Скоро у нас будет возможно все», - считает Рустем Бегенов.
Kalmykoff FEST
Рустем Бегенов и его команда, работающие как творческое объединение ORTA, параллельно с подготовкой к показам спектакля в Москве, работают и над новыми проектами. Один из них будет называться «Сергей КАЛМЫКОВ» - исследование на тему гениальности.
Как рассказал Бегенов, в центре проекта будет спектакль, основанный на найденных в архивах текстах легендарного алматинского художника. В дальнейшем режиссер рассчитывает развить эту концепцию настолько, чтобы в городе появился собственный фестиваль Калмыкова, а имя художника стало символом и брендом города, который можно представлять туристам и которым можно гордиться.
Театр без вешалки
Все свои проекты ORTA называет «вселенными». По словам Бегенова, театр в наше время не имеет границ и способен нести в себе буквально – все.
«В сегодняшнем театре зритель не может быть потребителем, он создатель, - говорит Бегенов. - Он чувствует свое вовлечение, и вместе с авторами создает что-то интересное. Смыслы в театре рождаются не на сцене, смысл – это не что-то, что родилось у режиссера в голове или у актера в голове, и потом он пошел доносить это до людей. И они не в голове у зрителя тоже. Смыслы рождаются между. Почему сегодня театр выходит за границы сцены, за границы зданий, театр ищет новые пространства? Чтобы показать, что театр – это не просто какое-то место, которое начинается с вешалки. Театр – везде».
Фото из открытых источников в Интернете.