
Правозащитники готовят судебные иски
В Жетысу потребители активно обсуждают рост тарифов на коммунальные услуги. О резком повышении цен на услуги монополистов сообщили в областном департаменте по регулированию естественных монополий. По данным ведомства, уже утверждены новые тарифы на тепло и воду с учетом норм потребления.
По словам и. о. руководителя департамента АРЕМ Акботы ТУРУСБЕКОВОЙ, эта мера реализуется в рамках национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов.
- Согласно новым правилам, для теплоснабжения установлены социальные лимиты, привязанные к площади жилья. До 100 кв. м сохраняется базовый тариф без изменений. От 100 до 200 кв. м тариф повышается на 10 %, а свыше 200 кв. м применяется среднеотпускной тариф. Для водоснабжения введены четыре уровня тарифов в зависимости от объема потребления. До 3 куб. м в месяц оплата производится по базовому тарифу, от 3 до 5 куб. м – на 20 % дороже, от 5 до 10 куб. м — на 50 % дороже, а более 10 куб. м или при отсутствии счетчика – н а 100 % дороже.
Дополнительные доходы от дифференцированных тарифов направят на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Контроль за их целевым использованием будут осуществлять как государственные органы, так и общественность. Для социально уязвимых граждан предусмотрена жилищная помощь. В 2025 году на ее выплату в местном бюджете заложено более 63 млн тенге для 1 229 получателей, - пояснила госпожа Турусбекова.
Между тем, помимо шока от роста тарифов, жители Талдыкоргана стали получать неожиданные квитанции от ранее незнакомых им коммунальных компаний.
Так, пенсионерка Самал АЙНАБЕКОВА рассказала, что ей недавно принесли квитанцию от компании “Юрта Дом” с начислением за тепло, хотя она уже оплатила его через Kaspi непосредственно в ГКП “Теплосервис”. А жители частного сектора продолжают жаловаться на ТОО “Жана Сана” за то, что получают от них квитанции за вывоз мусора, хотя фактически эта услуга не оказывалась.
Руководитель городского ЖКХ Алмас БАРЛЫБЕКОВ не стал отрицать наличие подобных фактов. По его словам, такие вопросы нужно решать индивидуально в каждом случае. Также он пояснил, откуда берутся новые квитанции.
- Согласно приказу Министерства промышленности и строительства, в Казахстане внедряется единая квитанция по коммунальным услугам. Новшество позволит жителям городов и поселков получать ее онлайн и оплачивать через банки второго уровня. При желании можно будет получить и бумажную версию.
В настоящее время открыт информационный центр, который разрабатывает соответствующую программу. Одна из компаний предложила свои услуги за 13 тенге за квитанцию – это самое дешевое предложение. Другие запрашивали более 50 тенге. Сейчас компания заключает договоры с коммунальными предприятиями и получает данные у них, - утверждает Алмас Барлыбеков.
При этом господин Барлыбеков не смог объяснить, по какому принципу выбрали компанию, которая будет выставлять единый коммунальный платеж горожанам и жителям области. Кто эта компания? Каким образом она вошла на местный рынок? Проводились ли госзакупки, или это обычный договорняк между “своими”?
Как отметил Алмас Барлыбеков, “они просто ее нашли в южной столице”.
Напомним, власти Казахстана преподносят внедрение единого платежного документа как значительное благо. По оценкам специалистов, объединение всех платежей в один документ якобы улучшит контроль за коммунальными расходами граждан и обеспечит прозрачность денежных потоков.
Тем временем в департаменте защиты прав потребителей области Жетысу заявили о планах проверить качество и объем оказанных услуг мусорной компанией ТОО “Жана Сана”.
- Мы сейчас собираем заявления от потребителей, пострадавших от действий “Жана Сана”, которым выставили счета за вывоз мусора, но фактически услуга не была оказана, - сообщил официальный представитель департамента Газиз АМАНЖАЛУЛЫ.
Лицензированный эксперт при общественном совете Талдыкоргана Канат ИДРИСОВ поделился своим мнением по поводу ажиотажа вокруг тарифов и коммунальных счетов:
- Происходит много странного и, возможно, незаконного. Необходимо вмешательство правоохранительных органов и проверка. Лично мне многие жалуются на высокий тариф на тепло, особенно владельцы больших домов. Но открыто возмущаться люди боятся. В любом случае такие процессы нужно обсуждать с потребителями. Нельзя внедрять новшества без предварительного разъяснения среди населения, - считает Канат Идрисов.
Фото: © Ratel.kz / Алия Ахмедиева.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!