Семь крупных компаний-перевозчиков областного центра находятся на грани банкротства
По мнению председателя Совета по защите прав предпринимателей Восточно-Казахстанской области (ВКО) Галины КАЗАНЦЕВОЙ, основные компании, которые занимаются перевозкой жителей Усть-Каменогорска, оказались в тяжелом финансовом состоянии после того, как в прошлом году их проверил департамент государственных доходов (ДГД) по ВКО. Перевозчикам, среди которых самые крупные предприятия ТОО «Вебас», ТОО «Рост», ТОО «Voska», насчитали неоплаченных налогов и штрафов за пять лет на сумму свыше 4 млрд тенге.
- Им департамент госдоходов вменяет нарушения, которые совершенно непонятны. Говорят, они не имеют права передавать право перевозки третьим лицам, но никто не передавал право перевозки. Тут речь идет об аренде транспорта. Это разрешается Гражданским кодексом и не запрещено Налоговым кодексом. И эта проблема стоит уже на протяжении года. Одно предприятие, ТОО « Ульба транс», уже ликвидировалось, другое прекратило деятельность перевозчика и продолжило работу в строительной отрасли. В принципе нарушение Налогового кодекса сотрудники Комитета государственных доходов не указали, но, тем не менее, их оштрафовали, - возмущается Галина Казанцева.
По ее словам, не то что штрафные санкции, но и налоги сами по себе неподъемны для перевозчиков. Для того чтобы работать в общеустановленном порядке, уверена Казанцева, нужно решить вопрос налогообложения. Точнее – убрать НДС на городской общественный транспорт. В противном случае это приведет к банкротству предприятий.
- Ни в России, ни в Белоруссии, а мы с ними состоим в одном экономическом союзе (ЕАЭС – Ж. А.), общественные городские перевозки не облагаются налогом. Это большая сумма. Установленные у нас тарифы взяты без учета налогообложений, без НДС и без КПН. Если считать с НДС и КПН, то себестоимость перевозок с нынешнего года должно составить больше 176 тенге за один проезд. Но понятное дело, что народу это будет неприемлемо, - говорит Галина Казанцева.
Кроме того, упомянула она, во многих областях производится субсидирование перевозок. В Восточном Казахстане подобных субсидий нет. Зато есть льготные условия для определенных категорий граждан.
- Перевозчиков воспринимают как благотворительную организацию. Вы хотя бы субсидируйте стоимость горюче-смазочных материалов (ГСМ), разницу. Потому что, пока утверждали новый тариф в 90 тенге, стоимость ГСМ была 112 тенге за литр, а сейчас зимняя уже больше 200 тенге за литр. Кроме того, дорожают все запчасти. Сейчас перевозчики выполняют требования акимата и начали заниматься обновлением парка, понабрали кредитов, покупают новые автобусы. А тут у них еще после проверки описали имущество. Есть информация из республики, что с 1 января 2018 года арестуют счета и имущество. И тогда будет полный транспортный коллапс, - продолжила Казанцева.
По ее словам, в этом случае остановятся больше 250 автобусов.
О том, что в регионе остро стоит вопрос налогообложения перевозчиков, отметил и директор палаты предпринимателей ВКО Игорь ШАЦКИЙ. И этот вопрос был вынесен на заседание регионального совета палаты предпринимателей ВКО с участием главы Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Тимуром КУЛИБАЕВЫМ.
На заседании, которое прошло 25 ноября, обсуждались злободневные вопросы бизнес-сообщества региона. И речь шла об изменениях, которые планируются ввести в некоторые законодательные акты со следующего года, в том числе и в Налоговом кодексе.
На заседании сгладить обстановку попытался аким области Даниал АХМЕТОВ.
- Закон не запрещает передать в аренду транспорт. Поэтому Комитет государственных доходов должен принять однозначное решение: либо разрешить эту процедуру, либо нет. Но поскольку Комитет не принимает ни первого, ни второго решения, я считаю, вы (сотрудники департамента госдоходов ВКО – Ж. А.) не должны трогать бизнес до внесения изменений в существующий Налоговый кодекс, - отметил глава региона.
В свою очередь глава НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев также подчеркнул, что вопрос готовы рассмотреть на недавно созданной апелляционной комиссии при Минфине.
- Мы постараемся защитить интересы перевозчиков. К сожалению, эта проблема стоит не только у перевозчиков ВКО, - сказал он.
Фото: ust-kamenogorsk.avizinfo.kz.