Они предупредили о том, что не выйдут на смену в случае невыплаты зарплаты
В пятницу, 11 ноября, в Уральске водители и кондуктора одного из шести городских автопарков ТОО "Урал Тех Сервис", порядка 30 человек, собрались во дворе предприятия, чтобы выразить свое несогласие с несвоевременной выплатой заработных плат. На этот раз собралась только одна смена работников, вторая смена - вышла на маршруты, однако же, в случае непоступления им заработных плат, весь общественный транспорт не выйдет на линии.
По словам работников "Урал Тех Сервис", им должны были выплатить заработную плату за октябрь до 10 числа, однако же ее им не заплатили, руководство парка утверждает, что денег в казне нет из-за отсутствия субсидий со стороны акимата и ждать их нужно до декабря, когда подойдет время второй их зарплаты.
Дело в том, что в Уральске введена система электронной оплаты за проезд, раньше в автобусах брали деньги наличкой, после сдавали в автопарк, а автопарк, в свою очередь, распределял их между работниками. После введения системы наличности автопарки не видят, все деньги поступают на счет оператора, а тот выдает их им позже, за вычетом своих процентов.
- Когда мы брали оплату за проезд наличными, работодатель вовремя выплачивал нам зарплату, потому что у предприятия был оборот средств. С введением электронного билетирования мы не видим, сколько мы зарабатываем, сколько мы сдаем в день денег. Это видит Smart Qala (оператор системы электронной оплаты - А.Ш.), видит акимат. Тем не менее мы не видим вовремя свою зарплату. У нас есть кредиты, обязательства, комуслуги, нужно покупать продукты, чем мы должны покрывать свои расходы? И почему мы вообще стоим здесь и просим свои же деньги? - возмущенно говорит кондуктор 20 маршрута Эльмира ТАУПОВА.
Помимо жалоб на задержки заработных плат, кондуктора автобусов пожаловались на то, что электронная система работает из рук вон плохо - платежи не проходят, интернет все время зависает.
- Мы просим пассажиров, если не работает электронная оплата, то пусть заплатят хотя бы не 150 тенге, а 80 тенге за проезд. Но они говорят - внедрили эту систему, не могут получить оплату - не наши проблемы. Правильно, в общем-то говорят. А если автобус ломается на линии и не довозит людей до места, мы не можем им вернуть уплаченные деньги. За эти неудобства ежедневно мы слушаем оскорбления, доходит до драк с пассажирами, но мы все равно ходим на работу и выполняем план по пассажироперевозке. Кроме того, когда вводили систему электронного билетирования всем пообещали одинаковую зарплату, что водителям будут платить по 300 тысяч и бонусы, но наши водители получают 250 тысяч тенге, - говорит Эльмира Таупова.
Владелец автопарка ТОО "Урал Тех Сервис" Александр БАКЛАН пояснил, что денег, которые они получают от Smart Qala, недостаточно для того, чтобы оплатить зарплату вовремя.
- Эти деньги мы тратим на кредиты, на ремонт, покупку запчастей. Также с них мы оплатили зарплату слесарям, они сидят на голом окладе и вообще не видят налички. Платили водителям и кондукторам небольшие авансы. Дохода не хватает даже на ГСМ, уговорили автозаправку дать нам топливо в долг в счет будущих субсидий. А основную заработную плату водителям и кондукторам уже платим с субсидий, это большие суммы - 18 миллионов тенге в месяц, мы ее сами не набираем, - сообщил Александр БАКЛАН.
Представитель отдела ЖКХ акимата Уральска Алмаз АХОШЕВ, присутствовавший на собрании, заявил, что субсидии автопарк получит только после 10 декабря этого года, соответственно, примерно в тех же числах стоит ожидать и зарплаты водителям и кондукторам.
- Почему раньше не было сбоев с заработной платой? Потому что выделили бюджет на полгода, теперь он закончился, нужно запрашивать его заново. Для этого нужно, чтобы вопрос о выделении средств рассмотрел маслихат на сессии, а она состоится в декабре. В течение этого года на все шесть автопарков выделялось 2,14 млрд тенге, дополнительно запросили еще 1,5 млрд, - отметил чиновник.
Впрочем, собравшихся его ответ не удовлетворил, они сравнили эту схему получения денег со строительством дорог в стране - все лето думают, бюджет выделяют, а к осени, в разгар слякоти, начинают класть асфальт. Они попросили акимат ускориться в разрешении этого вопроса, в противном случае - забастовка, общественный транспорт не выйдет на линии.
С сентября прошлого года в Уральске действует электронная система билетирования, которую внедрила компания "Smart Qala", и введен дифференцированный тариф: 80 тенге - при электронной оплате, 150 тенге - при оплате наличными. Установка валидаторов во все городские автобусы и разработка приложения обошлись установщикам в 350 миллионов тенге. Из бюджета города средства на это не выделялись, это - частные инвестиции самой компании, за это с ними был заключен договор о получении 9% со всех транзакций в автобусах.
Представитель отдела ЖКХ акимата Уральска Алмас Ахошев сообщил, что в будущем они намерены предъявить компании требования по улучшению качества обслуживания.
- Да, действительно, сбои с интернетом есть, но в допсоглашении с фирмой мы прописали условие по улучшению качества связи. В целом, система зарекомендовала себя хорошо, повысилась прозрачность денежных потоков, мы увидели многие сокрытые, серые доходы автобусников, - отметил Алмас Ахошев.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Акмарал Шаяхметова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!