Большинство из них не могут попасть ни в сады, ни в школы, а на медицинские процедуры отправляются в Россию
Точные причины расстройств аутистического спектра (РАС) остаются пока загадкой. Но число людей с таким диагнозом в Казахстане, как и во всем мире, неуклонно растет. По одним данным, за последние 15 лет оно увеличилось в 10 раз, по другим - в 20 раз. Сколько таких детей зарегистрировано по стране, также не совсем понятно: чиновники называют то одну тысячу, то три тысячи. По неофициальной статистике, количество таких ребятишек достигает почти 50 тысяч.
Шансы на то, чтобы стать полноценными членами общества, у них есть, но для этого требуется комплексная реабилитация. В ряде регионов Казахстана этому уделяется должное внимание, чего не скажешь про Северо-Казахстанскую область.
Конечно, утверждать, что здесь вообще ничего не делается для детей-аутистов, нельзя. Но, по словам родителей, эти меры явно недостаточны.
Например, в тех же открытых в Петропавловске кабинетах коррекции образуются такие большие очереди, что об их регулярном посещении говорить не приходится.
Попасть в детские сады сложно, а в учебные заведения – почти невозможно. Принимать ребят с особенностями развития и поведения решаются далеко не все общеобразовательные школы, что в общем-то понятно, а специализированных классов не хватает. Вот и приходится обходиться домашним обучением.
Тем временем изоляция от сверстников для таких ребятишек губительна и оборачивается еще большим замыканием в себе.
Маленьким аутистам практически не доступны спортивные секции и творческие кружки. Примеры, когда они их посещают, есть, но это, скорее, исключение из правил.
Проблем много, их от имени родителей детей с РАС озвучила на недавнем отчете акима Северо-Казахстанской области жительница Петропавловска Татьяна КОВАЛЕВА.
- Наша область находится на третьем месте по количеству детей с нарушениями аутистического спектра, однако у нас до сих пор нет реабилитационного центра, - сказала женщина. - А вот в Актобе таковых четыре, и еще один скоро откроют. Вопросов накопилось много, в том числе по посещению детских садов. Туда попадают лишь единицы, остальные - дома, или посещают частный детский сад «Знайка». Попасть в коррекционную школу просто нереально! Набирают всего один-два класса, остальные дети остаются без образования, без социализации и адаптации….
Особое внимание горожанка просила обратить на то, что пройти реабилитацию в Петропавловске, на базе детской областной больницы, дети с аутизмом просто не могут.
- Приходится ехать в Россию, в Челябинск, другие города, - сообщила Татьяна Ковалева. - И нас там спрашивают с удивлением: неужели у вас даже элементарного нет? Больше двух лет мы пытаемся добиться оснащения нашей детской областной больницы барокамерой, но безуспешно. Хотя во всем мире барокамеры сегодня широко применяются и дают прекрасный результат. Он ощутим уже в течение двух недель после прохождения соответствующего курса. Сейчас вы говорили о миграции, причинах оттока населения. Хочу сказать, что в прошлом году две знакомые семьи уехали в РФ только потому, чтобы иметь возможность поднять ребятишек на ноги.
Татьяна отметила, что, согласно европейским стандартам, к 18 годам обычно с детей - аутистов инвалидность снимают. Успешная реабилитация позволяет им стать полноправными членами общества, получить образование, найти работу, платить налоги.
- Я считаю, что государству гораздо выгоднее сейчас вложить деньги в решение этих проблем, чем потом всю жизнь выплачивать таким людям пособие по инвалидности, - выразила свое мнение женщина.
Аким области Кумар АКСАКАЛОВ с этим согласился, поручив подчиненным поработать над комплексом вопросов. Даст ли это какой-то результат, пока судить трудно. Но родители особенных детей пытаются достучаться до властей не первый месяц, и даже не первый год.
Говорят, неоднократно писали в министерства образования и науки, здравоохранения, участвовали в недавней интернет-акции, позволяющей задать вопрос руководству области. Они, например, предлагали создать на базе городских школ ресурсные классы, позволяющие сделать инклюзивное образование по-настоящему эффективным и комфортным. К слову, такая модель рассчитана не только на детей с РАС, но и ребят, испытывающих трудности в освоении школьной программы, а их сегодня немало.
Фото из открытых источников.