В акимате города его восстановление считают нерентабельным проектом
Большая вода
О том, что большая вода принесла массу проблем региону, говорить не стоит. Из 10 миллиардов тенге, выделенных из резерва бюджета области на ликвидацию последствий половодья, часть пойдет на восстановление дорожной инфраструктуры.
А она в эту весну изрядно пострадала.
Давайте по пунктам разложим: какие дороги смыло, размыло, затопило и "поломало".
По последней сводке, на 18:30 22 апреля для всех видов транспорта закрыты республиканские автодороги:
- Р-65 “Подъезд к с. Мариновка” 0-9 км (нейтральная полоса РК-РФ). Для легкового транзитного транспорта, следующего на г. Кокшетау, Астана, Петропавловск, н/п Рузаевка, Саулмалколь;.
- М-36 Гр. РФ (на Екатеринбург) - Алматы 555 км – 729 км (г. Тобыл – гр. СКО) – в связи с переливом воды через проезжую часть в районе с. Севастопольское.
Областные автодороги:
- Рудный-Качар-Федоровка с 52 по 58 км;
- Койбагор-Карасу-Севастопольское с 64 по 124 км;
- Аркалык-Торгай с 196 по 288 км;
- Карасу-Б.Чураковка с 0 по 15 км.
Районные автодороги (принято решение об ограничении движения транспортных средств):
- Шубалан-Карасу, 9 (размытие), 27-28, 46-49,91 км (в связи с переливом);
- Шубалан-Карасу-Кокалат, 25 км, 31-32 км (в связи с размытием);
- Токанай-Сага-Бидайык, 10, 50-51 км (в связи с размытием);
- Кокалат-Колкамыс, 19 км (в связи с размытием);
- Жумагул-Челгаши-Панфилово на 7-14 км (в связи с переливом);
- Подъезд к с. Жамбыл (на 2 км перекопали для сброса талых вод);
- а/д Урпек-Кабырга на 47 км (в связи размытием);
- а/д Боровское-Молодежное на (для сброса воды перед мостом перекопали в близи н.п. Молодежное).
Не приМОСТились
Больше всего население переживало за сообщение между городами и районами. Далеко не все мосты выдержали натиск большой воды.
Малый мост (пешеходный) в Костанае.
Горожане, по сути, осознали весь объем приближающейся воды только тогда, когда этот мост эта самая вода и скрыла от глаз людских.
В начале апреля дорогу у моста разрыли, чтобы обеспечить проход стихии.
Еще утром 6 апреля на самом мосту работали экскаваторы (сгребали крупногабаритный мусор, приносимый течением, чтобы он не мешал реке). Параллельно на мосту были демонтированы ограждения и фонари, чтобы не мешали проходу воды. Уже около 17.00 этого же дня Малый мост "утонул".
Показался из-под воды он только 11 апреля.
Мост на КЖБИ в Костанае.
Движение для всех видов автотранспорта по нему закрыли тоже 6 апреля. В ночь. Вода пошла поверху. Возобновили движение 12 апреля легковые автомобили, 15 – пустили и грузовики. Но сам мост еще будут восстанавливать, как и дамбу, разрушенную водой.
"Корейский мост" в Костанае.
Его закрыли для движения в ту же ночь. Но для прохода воды пришлось раскопать дорожное полотно. А ведь новый старый мост чуть больше года назад только открыли после строительства. Проект обошелся бюджету в 4,3 миллиарда тенге… Но тут уже поделать нечего – мера была вынужденной. Открыли мост для движения в минувшие выходные, но частично – только для легкового автотранспорта.
Мост в Наурзумском районе. Тот после паводка… треснул.
15 апреля в Департаменте полиции сообщили:
"Департамент полиции сообщает, что из-за образовавшейся трещины на мосту около поселка Дамды Наурзумского района существует угроза его разрушения. В связи с этим, принято решение о закрытии движения по мосту для всех видов транспорта. Объезд предусмотрен через автодорогу республиканского значения А-16 "Жезказган-Петропавловск".
18 апреля в акимате района отрапортовали: начато строительство объездной дороги. В минувшее воскресенье по ней открыли движение. Сам мост для движения закрыт. Судьба его пока неизвестна.
Снести нельзя оставить
Запятую акимат Костаная в этом предложении уже поставил. И касается этот вердикт Малого моста в Костанае. Сейчас он относится к категории пешеходных.
А ведь это мост с большой историей. Построили его в 1915 году, до этого момента из Костаная в Тобыл (Затоболовку) ходил паром. Да-да. Паром в Костанае. В одной из исторических книг об объекте писали так: “Более ста метров в длину, около семи метров в ширину, с тротуарами, семипролетный, с опорой на мощных железобетонных быках и сваях системы Генебик”
Востребованным мост был вплоть до 1959 года. До того момента, пока не построили мост Большой. Уже в независимом Казахстане Малый мост стал пешеходным, так как никто не мог гарантировать, что он выдержит движение транспорта.
И вот мост не выдержал стихии. Течение было настолько мощным, что раскопанная часть дороги размылась в несколько раз, а сам мост почти на две трети водой разрушен.
“Восстанавливать его не будем, - однозначно заключил аким Костаная Марат ЖУНДУБАЕВ. – Он пойдет под разбор, он там не нужен. Я думаю, если нужен будет, построим другой мост, который не будет мешать течению воды. Если нужен будет. Пока на данный момент мы будем мост Малый разбирать. Соответственно, по укреплению берега будем смотреть".
Выходит, что еще один символ Костаная канет в Лету.