Ветерану цирка Мурату Джумагалиеву запретили использовать бренд «Казгосцирк»
Я очень давно не была в цирке. Лет 20. Вспомнила об этом на днях. И оказалось, вспомнила не зря - 24-го июля у нашего цирка день рождения.
50 лет! Юбилей! Прошел он как-то тихо и незаметно.
Конечно, для артистов нашего цирка это большой праздник, и они друг друга поздравляли. Но не было праздничных гуляний – карантин, и это понятно. И, увы, не нашлось у администрации цирка цветов, подарков и просто добрых слов для ветеранов цирка, для тех, кто стоял у истоков национального циркового искусства, и вот это совсем непонятно…
Почему я это знаю? Рассказал мне это ДЖУМАГАЛИЕВ Мурат Давлетович. Тот самый, которого алматинцы и все те, кто бывал в нашем цирке, знают и любят как доброго клоуна - это клоунский дуэт «Мурик и Лизаня» (Мурат Давлетович и его супруга Елизавета), Мальчишки и девчонки прошлых лет, помните восторг и радость от появления на манеже этой яркой пары?..
Небольшая справочка. Джумагалиев Мурат - клоун, режиссер цирка,обладатель приза зрительских симпатий на Фестивале юмора в Праге.Неоднократный участник Международных фестивалей и конкурсов совместно с супругой ДЖУМАГАЛИЕВОЙ Елизаветой. Кавалер Ордена «Курмет».
- Мурат, я поздравляю вас и вашу супругу с большим праздником. 50 лет цирку… А как все начиналось?
- Начиналось все в 1968-м году, когда был первый набор в Республиканская студия эстрадно-циркового искусства. Возглавляла ее тогда артистка КазССР Гульжихан ГАЛИЕВА. Надо отдать должное Гульжихан Галиевне, это благодаря ее инициативе, ее энтузиазму, ее напору было создано цирковое отделение. И кстати знаменитый ансамбль «Гульдер» – это тоже выпускники студии, ученики, ученицы нашей уважаемой Гульжахан Галиевны. В студии преподавали тренеры из Москвы и в небольшом спортивном зале на улице Кирова начинали репетировать наши будущие звезды. Но для репетиций требовался манеж, готовили же артистов для манежа, а не для сцены, поэтому была договоренность отправить молодую труппу в Саратов. Там они репетировали год-полтора и 24 июля 1970 впервые на манеж вышли молодые, красивые, талантливые… И эта дата сейчас считается днем рождения Казахского цирка.
- Вы тоже окончили это заведение?
- Да, но я позже поступил. На отделение разговорного жанра, руководителем его и была Галиева. Но я всю жизнь мечтал о цирке. Еще в 1968-м году при Доме культуры строителей был цирковой кружок, который вел Глеб Васильевич КОЖЕВНИКОВ, который одновременно являлся педагогом студии. Он и создал цирковой кружок. И он привил мне любовь к цирку. И я мечтал о цирке, но я всегда сомневался в себе, сомневался, что я могу быть цирковым.
- Простите, а сколько вам лет тогда было?
- Мне было семнадцать, самое время определяться в жизни...И хоть я стеснялся-стеснялся, но все школьные годы был в художественной самодеятельности, занимался в цирковом кружке в Доме культуры, участвовал в КВН, учился в драматических кружках, на всяких конкурсах чтецов занимал места. Любил я аплодисменты… (смеется) Но поступил не на цирковое отделение, а на отделение разговорного жанра, для меня это было проще. На первом курсе Гульжихан Галиевна готовила со мной серьезный литературный материал. Допустим, поэму Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА «Земля, поклонись человеку!», Сказки ПУШКИНА, другие серьезные произведения, она меня видела академическим чтецом, в то время был такой жанр - «литературные концерты». А меня тянуло на юморески, анекдоты, я приносил на наши уроки зарисовки юмористические. И она мне говорила: «Ну что ты, Мурат, посмотри, ты уже начал Олжаса читать, ну зачем ты размениваешься! Конферансье много, ты будешь сотый конферансье в Казахстане, а чтецов вообще нет. Поэтому тебе и квартиру дадут, и звание». Но природу и желание не затопчешь… А в 1972 году казахский цирковой коллектив остался без клоуна. И нужна была замена. И тогда Гульжихан Галиевна меня спросила: «Ну что, клоун, хочешь быть клоуном? Поедешь в Москву, тебя посмотрят, и будут готовить в казахский цирковой коллектив». И меня с моим однокурсником отправили в Москву. В Центральной студии циркового искусства была очень солидная комиссия, состоящая из народных артистов, известных деятелей искусств. Они нас посмотрели, мы им понравились и нам дали шанс. И, кстати, именно там я познакомился со своей будущей супругой, в последствии моей партнершей Елизаветой Джумагалиевой.
- О, вы вместе уже почти полвека!...
- Да, мы вместе 45 лет, в этом году как раз исполняется. Мы в 1975-м году расписались. И столько же лет начала моей цирковой деятельности – в 1975 мы приехали в Алма- Ату. А коллектив цирка тогда готовился к спектаклю, последствии ставшему легендарным – «Земля чудес». Музыкальная феерия, новое слово в цирковом искусстве. Постановщиком был известный цирковой режиссер, народный артист СССР Вилен ГОЛОВКО, авторы сценария – ЛЕВИЦКИЙ и Олжас Сулейменов. Участвовали в спектакле вокально-инструментальный ансамбль, артисты балета. Спектакль состоял из пяти блоков: «Эпос», «Цветы земли», «Степь», «Медео», «Байконур». Это было очень сильная программа, которая вошла в историю мирового цирка, можно сказать. И я там работал в качестве клоуна. До 90-го года. А в 90-м коллектив ушел на пенсию.
- Весь коллектив? Почему?
- Потому что время подошло. Посчитаем: с 1970 до 1990 прошло 20 лет. А тогда 20 лет это был тот стаж, который позволял уйти на пенсию артистам цирка. И большинство артистов с нетерпением ждали этой пенсии. И потому коллектив прекратил свое существование в 1990-м году. Это был коллектив, который работал еще в организации «Союзгосцирк».
А в 1991 году, уже после развала СССР и создания отдельного государства, Министерство культуры поручило Калдыку БЕГЕНОВУ, он тогда был директором, возродить казахский цирковой коллектив. Он позвонил мне, а я на тот период заканчивал ГИТИС поспециальности «режиссер цирка», и сказал: «Тебе ж нужна дипломная работа, давай берись за это». И я взялся. И в 92-м году была создана программа из номеров артистов, которые давно работали в цирке, и номеров молодых артистов – «Волшебная юрта». Это был спектакль, у колыбели которого стоял я.
- А сейчас?
- Сейчас я не работаю в цирке. В 2017-м году нас отправили на пенсию. С почетом, можно сказать, выпроводили. Это было неожиданно, потому что мы с моей супругой на тот момент были единственными клоунами, единственными дрессировщиками с кошками. Но нам вручили уведомления, что с нами не продолжают договор.
- Было обидно?
- Обидно, но так получилось. Три года тому назад когда меня из цирка выпроваживали, мне подарили чапан, супруге – сервис. И я тогда вот что попросил… Когда-то, на 30-летие цирка нам всем выдали удостоверения на право входа в цирк в любое время. Но потом сменилось руководство, и все как-то забылось. Вот я и попросил руководство цирка: «Сделайте нам такие удостоверения, чтобы мы могли приходить в цирк в любое время». И нам сказали: «Да, никаких проблем, сделаем!». Все ветераны обрадовались, собрали фото, собрали документы, передали в администрацию. Но дело закрыли. Хотя, казалось бы, чего тут сложного, мы ж не будем каждый день ходить, да и само удостоверение стоит копейки – это ж картонка…А для человека, который 20 лет в цирке отработал, или как я, вообще 40, это очень важно… И льготную пенсию отобрали у артистов цирка. Тоже несправедливость. Но это уже Министерство культуры. А пенсия - это же стимул для молодежи идти именно в цирк работать. Вот есть, к примеру, хороший спортсмен. Он мог бы пойти работать в цирк, отработал бы 20 лет (а в России 15) и ушел на пенсию. Почему 20, а не в 63, как сейчас? Да потому что работа тяжелая, человек изнашивается - травмы переломы… Но ранняя пенсия была бы стимулом. И был бы престиж профессии, приток студентов в колледж….
- Грустно… А чем вы сейчас занимаетесь?
- Я до сих пор продолжаю жить в цирковом мире, хоть меня и отправили на пенсию. Сейчас я один из администраторов группы «Цирковые» на Facebook, там более 16 тысяч подписчиков. Ищу интересные материалы о цирке, о цирковых событиях. Пять лет назад я сам создал страницу, которая называлась «Казгосцирк – Алматинский цирк», размещал там архивные и современные фотографии, видео, все что касается истории казахского цирка. Но года два тому назад мне позвонил юрист и сказал: «Мы запрещаем вам использовать бренд «Казгосцирк». И я убрал из названия группы «Казгосцирк», осталось «Алматинский цирк». Там больше трех тысяч подписчиков, тех, кому интересна история нашего цирка.
- Очень интересная группа, кстати, спасибо, я подписалась… И последний вопрос. Что для вас цирк?
- Когда работаешь постоянно вцирке, то цирк – это образ жизни. Ты живешь в другом государстве. Ты живешь по другим законам…Некоторые артисты говорят: «Цирк – это болото, ты туда вступил, и уже не выберешься, затянет». Другие артисты говорят: «Кто ступил на манеж, оттуда уже не уходит». А я считаю, что цирк – этоокеан, икак и рыбы в океане, которые не могут жить без воды, так и артисты не могут жить без цирка. Цирк для меня – это моя жизнь, моя судьба…