Почему казахстанские министры не ходят в театры
Руководители государственных театров Казахстана давно забыли, что такое цензура. Это сенсационное признание прозвучало вечером в четверг, 24 марта, на пресс-конференции «О совершенствовании деятельности театров», прошедшей в Астане. Многие могут подумать, что незадолго до встречи с журналистами настоятелям храмов Мельпомены выкручивали руки, но на деле все было совсем не так. Их привел на встречу с прессой заместитель руководителя департамента по делам культуры и искусства Министерства культуры и спорта Нурболат АХМЕТЖАНОВ. Сначала он сам рассказал, как отечественные театры растут и процветают, а новое Управление репертуарной политики в структуре ведомства этому всячески способствует. Потом дал высказаться и самим директорам.
Качеством театральных постановок в Министерстве культуры и спорта озаботились с приходом министра Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ, прославившегося на всю страну незаурядными познаниями в области высокого искусства. Однажды ему так надоело смотреть низкопробные спектакли, что он решил сформировать худсоветы, члены которых не дают режиссерам ставить спектакли, не соответствующие их представлениям о прекрасном, а затем для тех же целей создал еще и управление по делам репертуарной политики. Многие деятели культуры и критики заговорили тогда о введении цензуры в государственных театрах, но свободолюбивые худруки развеяли все эти страхи.
- Слово «цензура» мы забыли. Для нас оно архаизм, - признался режиссер Талгат ТЕМЕНОВ. – В моем понимании, цензура - это совесть режиссера. Когда человек знает, что нельзя, а что можно вот это и есть главная цензура. Поэтому замечательно, что есть такое управление в Министерстве культуры, которое может направить областные театры, республиканские театры.
Теменов сказал, что ему очень нравится культурная политика нашего государства, без нее теперь работать совсем невозможно, потому что и так «все дозволено». С ним тут же согласился директор Государственного академического русского театра драмы им. Лермонтова Юрий ЯКУШЕВ. По его мнению, появление репертуарного управления могло взволновать лишь тех, кто натерпелся от советской цензуры.
- У всех было такое опасение, кто работал еще в советских театрах и знал, что такое цензура - и когда сдавали спектакли в министерство, и спектакли не принимали, и очень трудно пробивали все это, - объяснил Юрий Якушев. - Поэтому, когда создавалось управление, возникали эти вопросы. Но в данном случае управление репертуарной политики создавалось не для того, чтобы производить цензуру, а чтобы именно помочь тем театрам, особенно в областях, поставить небольшой барьер для низкопробной драматургии.
В Министерстве культуры и спорта говорят, что теперь, благодаря новому подразделению, ни один режиссер не сможет поставить спектакль на малозначимые темы, как это было раньше. Отныне в каждом театре есть постановки о патриотизме, об истории казахского ханства и даже такие, что приурочены к "ЭКСПО-2017"! Но, несмотря на все старания в виде повышения зарплат актерам, организации заграничных гастролей, участия в фестивалях, пошива новых костюмов и заботы чиновников, народ в большинстве почему-то не хочет смотреть отечественные постановки. Руководители театров долго искали причину этой несправедливости. И неожиданно нашли ее прямо во время пресс-конференции. Во всем оказались виноваты журналисты и члены правительства. (Кроме Арыстанбека Мухамедиулы, разумеется, он-то завзятый театрал – А.Б.).
- Отношение к театру становится в Казахстане, как к второсортному искусству. Я не видел акима области, или замминистра, или министра, чтобы они купили билет в театр. Я понимаю, они ходят в «Астана Опера». Я понимаю, это - замечательное здание. Но другие театры, областные, тоже есть. Когда в сознание этих чиновников дойдет, что театр – это не только место зрелища, но это и место для воспитания, для души, вот тогда и ваше отношение будет другое, - говорит Талгат Теменов .
Тут же он сказал, что ужасно обиделся, когда на один из фестивалей в Казахстан приезжал российский актер Сергей БЕЗРУКОВ, и все местные издания написали об этом, а про местные премьеры не пишут. Пожаловался и директор столичного театра имени Горького, заметив, что журналисты вообще плохо разбираются в драматургии и пишут совсем неинтересно. А Теменов для наглядности остроты вопроса, потребовал поднять руки тех, кто посещает казахский театр.
- Вы не ходите сами. Вот видите? – щурясь, сказал он, не обнаружив ни единой поднятой руки. - Задавать вопросы - хорошо, но ходить в театр тоже нужно.
Сразу после пресс-конференции группа журналистов помчалась с левого берега на правый, в театр ''Жастар''. Там выступал с гастролями независимый театр «АРТиШОК» из Алматы, не получающий из бюджетной казны ни тиына. В зале царил аншлаг. Но члены правительства снова замечены не были. Даже Арыстанбек Мухамедиулы не пришел.