Сегодня его знают во всем мире, но это не мешает некоторым его землякам называть знаменитого режиссера... бездарным
«Не знаю... как можно гордиться Тимуром Бекмамбетовым? – написал астанчанин Аскар БЕЙСЕНБАЕВ на своей страничке в ФБ. - Он не снял ни одного стоящего фильма (и рекламы тоже - компилятор)! Испортил «Иронию судьбы». При этом у него такие звезды снимались...
Он входит в ту же плеяду бездарей, как Сарик АНДРЕАСЯН и Федор БОНДАРЧУК (кроме «9-й роты» - фильма субъективного, но снятого более-менее по стандартам Голливуда), которым дают много денег - особенно на фантастику, но которые даже третьесортности не только Голливуда, но и даже Болливуда не стоят! За такие деньги ГАЙДАЙ, БОНДАРЧУК-старший, а тем более Сергей Михайлович ЭЙЗЕНШТЕЙН переплюнули бы все киностудии мира!
Мне нравятся «Жат», «Келин», «Кек», «Жизнеописание юного аккордеониста», «Балкон»... Дело вкусовщины, но я Тимуром не горжусь. Его рекламные ролики слизаны тоже. (Моё мнение - кого хотите, того любите и обожайте)».
Пост астанчанина вызвал не то что негодование, но иронию точно. Ответы тех, кто вступил с ним в полемику, звучат примерно так: «Ну давайте будем гордиться вами, который не гордится Бекмамбетовым». Автор этих строк тоже считает нужным откликнуться на него интервью с самим именитым режиссером.
Множество наград и … ни одного зрителя
«Ночной дозор», «Дневной дозор», «Особо опасен», «Ирония судьбы. Продолжение» - все это работы нашего земляка Тимура Бекмамбетова, успешно заявившего о себе в Голливуде. Фильмы, которые он снял, только в кинотеатрах посмотрели более сотни миллионов зрителей.
«Мне кажется, что открытость, любопытство и общительность - национальная черта всех казахов. Мне это помогло добиться многого. Соприкасаясь с другой культурой, я ничего не боялся, мне было интересно приобщаться к чему-то новому. Это заслуга даже не родителей, а страны. Желание двигаться вперед, умение дорожить встречей с каждым путником, который может поделиться информацией, у нас, потомков кочевников, заложено в крови», - сказал человек, покоривший Мекку мировой кинопромышленности, в ответ на просьбу - рассказать об истории своего успеха в Голливуде.
- С чего все начиналось? – переспрашивает Тимур. - С детства, наверное. Жил в небольшом провинциальном городке Гурьеве (сейчас Атырау. – Авт.), где все друг друга знают. Ничего особенного в моей жизни в те годы не происходило. Самое обыкновенное детство - ходил в кино, играл в футбол, мечтал стать летчиком, любил свою семью, боготворил отца и мать.
Еще школьником начал подрабатывать в народном театре в Доме культуры нефтяников. Делал декорации к спектаклям, собирался стать театральным художником, поэтому и поступил позже в Ташкентский театрально-художественный институт. Окончил его, но получилось, что так и не смог найти режиссера, с которым хотелось бы работать.
Потом служил в армии, а когда вернулся, в стране вовсю шла перестройка.
Начало 90-х - необычное время. Каждый мог реализовать себя, возможностей для этого было много. Так я стал снимать кино. Первый фильм, который сделал в Алма-Ате, назывался «Пешаварский вальс». Он получил всевозможные награды на фестивалях, в том числе был удостоен приза за лучшую режиссуру. Но, к сожалению, системы проката в то время в стране уже не было. Если кто и видел «Пешаварский вальс», то только на кассетах или по телевизору, а на экраны он так и не вышел.
Делать фильмы, не имеющие зрителя, было неинтересно, и я занялся тем искусством, у которого есть аудитория, - рекламой. Все, наверное, помнят популярный рекламный сериал банка «Империал». Многомиллионная аудитория СНГ каждый день смотрела маленькие фильмы про людей (царей, королей и ханов), которым хотелось подражать.
В конце 90-х в России случился кризис: многие банки закрылись, рекламой тоже стало неинтересно заниматься. К этому времени было уже понятно, что у кино - и российского, и казахстанского - появилась перспектива. В 2000 году по заказу американского продюсера Роджера КОРМАНА я сделал фильм «Гладиатрикс».
После этого мы приступили к подготовке проекта «Ночной дозор». В 2004 году картина вышла на экраны. Так началась история нового российского кинематографа - этот фильм собирал зрителей больше, чем любой американский фильм, шедший в то время в России.
Вскоре о «Дозоре» заговорили в Америке, и уже через месяц после его выхода на экраны, мы вели переговоры с американскими студиями, наперебой пытавшимися стать нашими партнерами. С этого, собственно, и началась моя американская жизнь. И вот уже больше пяти лет я сотрудничаю с различными студиями: с Fox, которая получила права на экранизацию «Ночного» и «Дневного дозоров», и с Universal, с которой я сделал два фильма – «Особо опасен» и «Девять».
Без Голливуда не будет и казахского кино
- Насколько глубоко вы сегодня ощущаете себя казахстанцем?
- Я стараюсь думать об этом как можно меньше, иначе мне будет трудно работать в Америке. Моя цель – двигаться вперед, чтобы завоевать новое пространство. Отец мне в детстве рассказывал, что у каждого казахского рода есть не только своя тамга - логотип, но и лозунг, слоган, иначе говоря. Так вот, слоган нашего рода – идти туда, где трава зеленая. И вот я, следуя этому, всю жизнь двигаюсь туда, где есть перспективы, есть будущее, есть возможность создавать что-то новое. В принципе, какая разница, где ты живешь? Это ведь не меняет души: место, где ты вырос, то, что окружало тебя в детстве, остаются с тобой на всю жизнь.
- Вы, кажется, родились в интернациональной семье?
- Так и есть! Там, где я провел свои детство и юность, русские говорили на казахском, казахи – на русском, а самое главное, все жили между собой в ладу. Сегодня, оглядываясь назад, мне кажется, что рос я в идеальном мире. Для меня общение между разными народами, имеющими разные культуры и религии, - самое замечательное, что может быть в жизни.
Ведь почему я нашел себя в Америке? Там все работают вместе, и никого не интересует твоя национальность (в американском паспорте этой графы нет вообще). Правда, чем старше становлюсь, тем больше начинаю вспоминать родные места, задумываться о традициях своего народа. Это становится все более и более важным для меня. При этом я знаю, что пользу своей стране я могу принести, только заявляя о себе в мировом пространстве.
Профессиональный ремесленник
- Как вы научились работать, как они? Я имею в виду голливудских режиссеров.
- Я никогда не пытался работать, как кто-то. Я старался работать так, как считаю правильным, как нравится мне, но чтобы обрести эту независимость, я многому учился у разных режиссеров. Сам я вырос на картинах Георгия ДАНЕЛИИ, Эльдара РЯЗАНОВА, Владимира МЕНЬШОВА. Их фильмы оказали на меня гораздо большее влияние, чем американские, хотя я, бесспорно, люблю и их работы тоже. Мне очень нравится, например, стиль создателя «Терминатора» Джеймса КЭМЕРОНА, но я опять же никогда не стремился подражать ему.
- Вас называют уверенным в себе, бесстрашным ремесленником, чьи фильмы построены на машинерии и компьютерной технике.
- Мне важнее услышать мнение зрителей и делать свои фильмы так, чтобы они смотрелись при полных залах. Когда я говорю, что фильмы Данелия и Рязанова оказали на меня большое влияние, то имел в виду именно это: они в свое время тоже шли в переполненных залах. Но это режиссеры другого поколения, другого времени. Я, к сожалению, делать свои фильмы так, как они, не умею и не имею права. А то, что меня называют ремесленником, - это же хорошо. Очень важно качественно делать то, что востребовано сегодня обществом. Поэтому я изо всех сил стараюсь быть тем, в чем меня обвиняют – профессиональным ремесленником и полезным обществу человеком.
- Поделитесь секретом - как же все-таки стать своим среди чужих?
- Оставаться самим собой.
- А что для этого нужно делать?
- Сложный вопрос… Думаю, нужно не делать того, чего не хочется, и помнить о том, чему учили родители. Для меня это, как я уже говорил, - помнить о своих корнях и быть честным с самим собой. В общем, все очень просто.
- Какое место в вашей жизни занимают деньги?
- Мы живем в мире, где деньги являются инструментом достижения цели, но это ни в коем случае не цель, а всего лишь средство для ее достижения. Без денег невозможно быть свободным в выборе пути.
В свободный день доделываю то, что не успел в другие
- Сделаем маленькую паузу. Как вы проводите день, когда свободны?
- Я не могу вспомнить такого дня. Наверное, пытаюсь доделать то, что не успел в другие дни. Вообще, у меня такая счастливая работа, которая не предполагает деления на рабочие и нерабочие дни. Неважно, где бы ни находился, что бы ни делал, - мысль где-то внутри продолжается.
- Вам приходилось терять друзей из-за нехватки времени?
- Конечно, в моей жизни есть и это, но я не думаю, что друзья теряются навсегда, просто мы теряемся во времени и пространстве, но если в душе эти люди для тебя живы, то неважно, сколько лет прошло, отношения вернутся, как только ты их встретишь вновь. К счастью, сейчас легко и удобно поддерживать отношения при помощи мобильной связи, всевозможных поисковых сайтов, скайпа, наконец. Я, например, нашел при помощи этих новых технологий всех своих одноклассников и однокурсников, и сейчас общаюсь со всеми, с кем подружился еще в детстве и юности. Возможность общения, пусть даже ограниченного во времени из-за его вечной нехватки, – самое дорогое, что у нас есть.
- Вопрос напоследок. В вашей жизни много было случайностей?
- Ситуации бывают разные. Есть неудачи, трудности, провалы, но, в общем, на судьбу я не жалуюсь. Может быть, именно поэтому (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) мне очень везет в жизни?
Фото: из открытых источников в интернете.