В Алматы люди с особенностями развития будут играть на одной сцене с профессиональными актерами
В субботу, 23 декабря, в Алматы завершился первый этап большой программы инклюзивного театра «Действие буквально». С декабря этого года по февраль следующего у нас будет действовать лаборатория московской Ассоциации деятелей инклюзивного искусства, в ходе которой театральные специалисты проведут мастер-классы для людей с нарушениями зрения и слуха, а также расскажут руководителям общественных фондов, что такое инклюзивный театр.
Проект уникальный, сложный, требующий терпения и большой вовлеченности со стороны всех его участников. И еще очень ответственный, потому что итогом работы лабораторий, а предполагается, что их будет несколько, станет готовый продукт – самая настоящая профессиональная театральная постановка.
И еще одна особенность проекта в том, что это наглядный пример алгоритма действия инклюзии, процесса реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Когда инициатива исходит, прежде всего, со стороны общества. В этом случае все происходит как-то проще и быстрее. А пока у нас наоборот – это родители особенных детей каждый раз прилагают неимоверные усилия, преодолевая топи бюрократических процедур и долгих дискуссий, чтобы получить хоть какую-нибудь возможность для своих подопечных житьнормальной жизнью: жить, учиться, работать среди людей.
Час, чтобы познакомиться друг с другом
Конечно же, на первый взгляд идея инклюзивного театра кажется фантастической, чем-то за гранью реальности. Это действительно трудно представить, как человек, который не видит и не слышит или имеет ментальные нарушения, может сыграть в профессиональном спектакле.
На практическом мастер-классе в рамках первой лаборатории, который проходил под руководством московских преподавателей, профессиональные актеры казахстанских театров и люди с нарушениями зрения и слуха тратят почти час только на то, чтобы познакомиться друг с другом. С помощью специальных жестов они не только называют свое имя, но и показывают свое настроение. При всей сложности работы с особенными актерами, по мнению специалистов, есть в ней и свои преимущества. Такие люди в большинстве своем проявляют себя естественно и непосредственно. Они открыты миру, не скрывают своих эмоций за масками, выражают то, что действительно чувствуют и думают. Поэтому главное – создать дружественную атмосферу на площадке, а остальное - дело времени и самого процесса.
- Сдвиг в отношении инклюзивного театра у нас произошел не так давно. Наверное, три или четыре года назад, - рассказывает преподаватель из России Варвара КОРОВИНА (на снимке). – Государство и художники вдруг одновременно поняли, что у театра должна быть и социальная функция, он должен помогать определенным социальным группам общества. У нас появилось огромное направление – социальный театр.
Конечно, среда не очень готова к нему. Когда, например, приезжаешь в Оренбург, российский город, находящийся достаточно далеко от Москвы, и говоришь, что мы хотим показать инклюзивный спектакль на сцене вашего драматического театра, то нас направляют в колледж - мол, показывайте там, где такими вещами занимаются. И нам приходится объяснять, что у нас профессиональный театр, у нас работают профессиональные актеры, режиссеры, постановщики, хореографы, которые открывают для себя новые творческие задачи. Серьезным достижение было то, что в 2014 году инклюзивный спектакль получил престижную театральную премию «Маска». То есть профессиональное театральное сообщество приняло то, что инклюзивный театр может существовать.
Зритель не должен видеть разницу между актерами и особенными актерами
Российский опыт действительно внушает оптимизм, ведь уже несколько спектаклей с участием людей с особенностями развития получили номинации на национальную театральную премию «Маска». В Казахстане пока с осторожностью говорят о перспективах инклюзивного театра. Директор фестиваля исполнительских искусств Ольга СУЛТАНОВА (на снимке) говорит, что это длительный процесс, который требуют тщательной подготовки всех: и актеров, и зрителей.
- Глобальная идея инклюзивного театра – на сцене все равны, никто никого не делит по каким-то признакам, - рассказывает Ольга. -Сначала нам надо было понять, как это работает, готовы мы к этому или нет. Насколько наш рынок готов принят такой вид социального театра. Мы поняли, что на такое есть определенный запрос: фонды ищут новые пути социализации своих подопечных, театрам тоже нужно развиваться, и они хотят двигаться в этом направлении, расширять свои границы. Мы создали большую программу, рассчитанную на полгода. В каждой лаборатории есть дни теории и дни практики. Дни теории организованы для руководителей фондов, театральных менеджеров, чтобы понимать, как это можно развивать. Чтобы фонды понимали, что инклюзивный театр – это не арт-терапия. Это разные вещи. Для чего нужны мастер-классы?Во-первых, это хорошая практика, а во-вторых, это нужно для создания единой театральной труппы, которая будет состоять из профессиональных актеров и актеров с особенностями развития. Кто будет готов, кто останется с нами, вместе создадут спектакль. Это ближайшая цель. Есть еще и глобальная, но о ней пока говорить рано.
Вторая лаборатория будет работать с февраля по апрель – она для людей с ментальными нарушениями. В апреле в конце лаборатории мы будем показывать предэскиз спектакля. И после всего этого мы предполагаем, что будет большая годовая лаборатория, по итогам которой мы выпустим спектакль. Условно это будет 2020 год, потому что на создание спектакля с инклюзивной группой (неважно, какие у актеров нарушения), уходит минимум один год.
- Как вы считаете, наш зритель готов к инклюзивному театру?
- Это очень длительный процесс. Не будет такого, что люди придут и скажут: «А, вы, оказывается, инклюзивным театром занимаетесь!». Половина понятия не имеют, что это такое. Нужна большая работа, чтобы сформировать зрительский интерес. К тому же такой театр не предполагает, чтобы человек пришел на спектакль и сказал: «Ах, здесь играют люди с ограниченными возможностями, мне их так жаль!». Это история не про это. Она про то, когда человек приходит и говорит: «Афигеть, какой спектакль! Просто шикарный!». То есть он вообще не видит разницы между актерами - в этом и есть суть того, что мы делаем...
Фото автора, kirov-portal.ru, из открытых источников в интернете.