Сколько еще нужно смертей младенцев в придорожных туалетах и на обочинах дорог, чтобы правительство озаботилось сексуальной грамотностью подростков?
В Казахстане уже много лет обсуждается инициатива введения в средних школах такого предмета, как нравственно-половое воспитание. Этот вопрос изначально получил неоднозначную оценку и вызвал острую дискуссию в обществе. Причем не только в казахстанском. На все доводы сторонников данной идеи о том, что такие уроки повышают уровень образованности подростков, а значит, снижают уровень нежелательной беременности, заболеваемости инфекциями, передающихся половым путем (ИППП), у ее противников есть свои железобетонные аргументы: «О таких вещах должны рассказывать только родители», «Такие уроки раньше времени вызывают интерес к сексу» и совсем шедевральное - «Их там учат, как заниматься сексом».
Но координатор национальных программ Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Казахстане Газиза МОЛДАКУЛОВА (на снимке) отмечает, что, независимо от нашего желания и представлений, подростки занимаются сексом.
Как показывает практика, введение предмета или отдельных уроков по нравственно-половому воспитанию в учебных заведениях – это вопрос времени. Или точнее - вопрос количества новых жертв сексуальной неграмотности.
Когда «стыдно» купить презерватив
- После ряда резонансных случаев, когда девочки-школьницы, боясь гнева родителей, избавлялись от своих младенцев, бросая их в туалетах и на мусорных свалках, в Казахстане снова заговорили о необходимости нравственно-полового воспитания в учебных заведениях. Вы чувствуете, что этот вопрос сдвинулся с мертвой точки?
- К сожалению, противников у этой идеи по-прежнему очень много, но мы не оставляем эту инициативу. В рамках совместных проектов ООН и правительства РК, ЮНФПА пилотировал курсы нравственно-полового образования в колледжах Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Мангистауской областях. На данном этапе идет подготовка «пилота» в колледжах Южно-Казахстанской и Актюбинской областях. Студенты колледжей - это те же дети, которые, возможно, уже не так контролируются родителями и учителями, как в школах. Они уже более самостоятельные, некоторые живут в общежитиях, то есть предоставлены сами себе. Гормоны в таком возрасте играют, и подростки уже начинают сексуальную жизнь. При этом они не предохраняются и не знают, к каким последствиям приводит небезопасное сексуальное поведение. Подростки обычно экономически не самостоятельны, у них нет элементарно средств, чтобы купить презервативы или противозачаточные таблетки. Либо им стыдно это делать. Из-за своей неинформированности в этих вопросах они не распознают симптомы беременности и ИППП. При этом нелеченые гонорея, трихомониаз, когда переходят в хроническую форму, могут привести к деформации и нарушению функций репродуктивных органов. Когда эти мальчики и девочки вырастают, создают свои семьи и приходят к осознанному решению иметь детей, около 17% этих молодых пар сталкиваются с проблемой бесплодия, неспособности к рождению детей.
Ежегодно в среднем 4-5 девушек из 1000 в возрасте от 15 до 18 лет делают аборт, основная причина - небезопасное сексуальное поведение. Предположим, девочка случайно забеременела. Что она делает? Говорит родителям или идет к врачу? Ей проще пойти на барахолку и купить китайские таблетки для стерилизации животных, что часто и случается, чем рассказать о своей проблеме родителям, которых она больше всего и боится. Действие этих таблеток, предназначенных для домашних животных, наносит ущерб ее репродуктивному здоровью, приводя зачастую к таким серьезным последствиям, как бесплодие. Чтобы помочь молодым супружеским парам в рождении детей, в дальнейшем государство тратит колоссальные деньги на ЭКО. Причем учитывайте, что может потребоваться не одна такая процедура. То есть такая безграмотность наших подростков в вопросах безопасного поведения впоследствии обходится государству очень дорого.
В селах как? Врач узнает – все узнают...
- В колледжах это был отдельный предмет?
- У нас было 20 часов в рамках факультативного предмета «валеология». Мы усилили его вопросами репродуктивного здоровья, гендерного равенства, семейных традиций, недопущения насилия в семье, а также ответственного поведения. Также было разработано методическое пособие для учителей, потому что они не знали, как преподавать такой курс студентам, да к тому же многие вопросы и для них были новыми. Понятно, что и сами родители далеко не компетентны в вопросах проявлений признаков ИППП. То есть получается, что ребенку, попавшему в сложную ситуацию, не к кому обратиться за помощью. К тому же он не уверен в конфиденциальности информации. Особенно в селах, где все друг друга знают. В том же фельдшерском пункте наверняка врач является родственником или знакомым родителей подростка. Врач узнает – все узнают. Конечно, в этом случае подросток не пойдет к медику. А если и пойдет, то его и не примут по таким вопросам без сопровождения родителей, если ему нет 18 лет (по казахстанскому законодательству).
Хотя мы знаем примеры стран, где уровень нежелательной подростковой беременности и ИППП очень низкий. В этих странах есть так называемые дружественные молодежи центры. Ребенок может прийти в центр в полной уверенности, что его история останется конфиденциальной. Сотрудник проконсультирует, предложит варианты решения проблемы без последствий для здоровья. Поэтому в Корее, например, всего 4 случая подростковых родов на 1000 девочек в возрасте 15-19 лет. В Казахстане - 30-33. Поэтому и у нас хорошо бы снизить возраст информированного согласия подростка на получение такого вида консультаций - с 16 лет.
Не открою большую тайну, сказав, что возраст подростков, имеющих сексуальный дебют, все младше. В нашей стране 8-9% подростков начинают половую жизнь в 14 лет. К 19 годам уже половина из них имеют опыт половой жизни.
- Возвращаясь к пилотным проектам в колледжах. Насколько сложно было это организовать?
- Это не было так сложно. И, наверное, потому, что как раз в то время участились случаи подростковых беременностей и суицида среди подростков, о которых говорилось в СМИ. Местные власти были обеспокоены этой ситуацией. Да, было некоторое сомнение, что учащиеся колледжей не воспримут информацию всерьез: будут смешки, стеснение. Были предложения проводить уроки отдельно для девочек и мальчиков. Однако есть успешный международный опыт, и учитывая, что это взаимоотношения между обоими полами и ответственность ложится в одинаковой степени на юношей и девушек, обучаться они должны вместе.
Уроки в основном проходили в интерактивной игровой форме. К примеру, девушка забеременела. Что делать? Как должен поступить юноша? У нас почему-то считается, что это естественно, когда молодой человек отвернулся от девушки в такой ситуации. А почему, собственно, «естественно»? Это абсолютно не естественно! Ведь зачастую именно мальчики выступают инициаторами сексуальных отношений. А на девочку ложится весь груз ответственности, в таком хрупком возрасте она остается один на один с этой взрослой сложной ситуацией. Страх и изолированность, отсутствие поддержки и порицание со стороны общества могут толкнуть эту девочку на опасные и необдуманные и даже криминальные действия. Это же подросток, а не взрослый человек. И в этом даже не ее вина, а ее беда.
Хотелось бы отметить, что у нас есть положительные результаты внедрения уроков нравственно-полового воспитания. Результаты тестирования знаний до и после этих уроков показали, что многие подростки стали осторожнее в своем поведении. Есть понимание, что лучшая защита – это воздержание от начала половой жизни.
Девочки-подростки в аулах рожают чаще, чем в городах
- На одном из мероприятий, посвященных проблеме полового воспитания, вы сказали, что в зоне риска сельская молодежь. Всегда считалось, что в селах молодежь более целомудренная, чем в городах…
- Частота родов у девочек-подростков, проживающих в сельской местности выше, чем у их городских сверстниц, на 5-6%. Я думаю, что проблема кроется также и в экономической составляющей. На селе слабо развит рынок труда, больше проблем с трудоустройством, выше уровень безработицы, низкие доходы. Не у каждого есть компьютер, доступ к интернету, чтобы получить нужную информацию. Для подростков меньше возможностей заняться спортивной или творческой активностью, ввиду чего они зачастую предоставлены сами себе. Поэтому, к сожалению, большинство случаев подростковой беременности приходится на сельских девушек. Там и родители, как правило, придерживаются более патриархальных традиций, и можно представить, что ждет девушку, расскажи она родителям о том, что у нее такая сложная ситуация.
- Если говорить о средней школе, то многие родители выступают против уроков по половому воспитанию…
- Ну кто вам сказал, что они против? Мы тоже, когда начинали свой проект в колледжах, думали, что родители будут против. Поэтому перед тем, как начать обучение, собрали родительские комитеты, рассказали, что это за курс и для чего он предназначен, что никто не собирается учить их детей, как заниматься сексом. Да, были те, кто настороженно отнеслись к этой идее, но большинство сказало: «Ну наконец-то! Хоть кто-то расскажет об этом нашим детям квалифицированно». Они сами признаются, что не только элементарно стесняются заводить такие разговоры со своими детьми, но и не знают, как об этом рассказывать! Стоит отметить, что в таких, казалось бы, более подверженных влиянию традиций областях, как Кызылординская и Мангистауская, мы ощутили наибольшую поддержку.
- Почему тогда средняя школа до сих пор не охвачена нравственно-половым всеобучем?
- Нужно понимать, что включение нового предмета в школьную программу – довольно сложный процесс. Мы нередко слышим от представителей сектора образования об уже перегруженном школьном расписании.
- Это весомая причина?
- Нет, конечно. Думаю, 20 часов можно было бы на это потратить. Учитывая сложность внедрения отдельного предмета в школе, можно было бы отразить вопросы охраны репродуктивного здоровья и взаимоотношения полов в рамках биологии, анатомии или самопознания. Детей надо учить, иначе они сами начнут искать информацию. И куда они идут? На порно-сайты. О каком небезопасном сексуальном поведении может идти речь, если они будут черпать информацию там?
- Получается, что все происходящее вокруг внедрения нравственно-полового воспитания укладывается в формулу «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»?
- Конечно, лучше предотвращать, чем бороться с последствиями. По стандартам ВОЗ, например, постепенное образование в соответствии с возрастом предусмотрено уже с 5-6 класса, когда можно объяснять какие-то элементарные вещи. Что это девочка, а это мальчик. Что нужно уважительно относиться друг другу, помогать, нельзя обижать.
Но мы предлагаем внедрение нравственно-полового образования хотя бы с 15 лет, потому что это начало подросткового возраста. Почему важно внедрение этого предмета именно в школьную программу? Потому что это обеспечило бы полный охват детей и обеспечение достоверной, не искаженной информацией, которую не всегда могут предоставить родители.
Предупредить наших детей и предостеречь от негативных последствий их небезопасного поведения – это ответственность нас, взрослых, как родителей, так и учителей, врачей и лиц, принимающих государственные и политические решения...
Фото: предоставлено Газизой Молдакуловой и из открытых источников в интернете.