«…процесс распада авторитарного режима можно повернуть вспять, как это случилось в 1968 г. в Чехословакии, в 1974 г. в Бразилии и в 1981 г. в Польше.
«Сумеречная зона или «ловушки» переходного периода»
© Альянс Аналитических Организаций, 2013
© Группа оценки рисков, 2013
Авторский коллектив:
Досым Сатпаев, кандидат политических наук (PhD);
Толганай Умбеталиева, кандидат политических наук (PhD);
Андрей Чеботарёв, кандидат политических наук;
Расул Жумалы – политолог;
Рустем Кадыржанов, доктор философских наук;
Замир Каражанов – политолог;
Айдос Сарым – политолог;
Айман Жусупова, кандидат политических наук.
художник-иллюстратор – Игорь Кийко
ГЛАВА 2. «КОРОЛЬ УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ...!?». ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТРАНЗИТА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ В ПЕРЕХОДНЫХ ОБЩЕСТВАХ
Продолжение.
Начало
http://ratel.su/news.php?news=102
http://ratel.su/news.php?news=103
«Одним из парадоксов системы президентского правления
является то, что, несмотря на тенденцию к персонализации власти,
законодательные механизмы этой системы могут в случае досрочного прерывания
президентских полномочий вынести наверх человека, который при обычной
избирательной процедуре никогда бы не стал главой государства».
Хуан Линц «Опасности президентства»
Большинство стран мира находятся в состоянии политического транзита, то есть перехода из одного социально-политического состояния в другое. В современной политической науке под этим явлением обычно подразумевают социальные и институциональные преобразования, связанные с продвижением от тоталитарных и авторитарных режимов правления к демократическим. Вместе с тем в большинстве случаев данный процесс не является скорым и автоматическим. Переход может проходить в большом количестве вариантов и весьма долгое время под влиянием специфических факторов развития соответствующего общества.
При этом Переходное общество характеризуется отсутствием сложившихся и устойчивых демократических традиций, в том числе связанных с преемственностью верховной власти. В условиях переходного общества многие политики, ставшие президентами соответствующих государств даже сравнительно демократическим и легитимным путем, не смогли удержаться от искушения властью и использовали всевозможные политико-правовые технологии для того, чтобы «задержаться» на своем посту как можно дольше, а то и до конца своей жизни.
Показательной в связи с этим является следующая оценка переходного состояния общества, данная польским политологом Адамом Пшеворским: «…процесс распада авторитарного режима можно повернуть вспять, как это случилось в 1968 г. в Чехословакии, в 1974 г. в Бразилии и в 1981 г. в Польше. Он может привести и к новой диктатуре, как это произошло в Иране и Румынии. И даже если не будет установлена старая или какая-нибудь новая диктатура, переход может остановиться на полдороге и вылиться в такую форму правления, которая ограничивает конкуренцию или оказывается под угрозой военного вмешательства. Но и в том случае, когда все же удается прийти к демократии, она не обязательно оказывается прочной. При определенных условиях деятельность демократических институтов может привести к тому, что, в конце концов, отдельные влиятельные политические силы сделают выбор в пользу авторитаризма».[1]
2.1. «Мягкие» сценарии перехода власти: успешные и безуспешные примеры
Для переходных стран с точки зрения поддержания существующей политической системы и сохранения статус-кво правящей элиты самым оптимальным вариантом передачи верховной власти является персональная преемственность. В данном случае имеется в виду передача правителем своего официального статуса и рычагов правления наиболее приближенному к нему лицу, пользующемуся у него особым доверием. Иначе говоря, правитель самостоятельно выбирает себе подходящего, на его взгляд, преемника и обеспечивает все необходимые условия для того, чтобы в определенное время тот сменил его на посту руководителя государства.
Политический опыт различных государств демонстрирует следующие четыре основных способа рассматриваемой передачи власти.
1. Кончина или гибель главы государства и последующее вступление, при соблюдении соответствующих официальных процедур, преемника на президентский пост. Очевидно, что в данном случае речь идет о заранее, еще при жизни соответствующего правителя, подготовленном преемнике и, что самое важное, о достижении внутриэлитного консенсуса по поводу вступления именно этого человека на президентский пост.
При таком раскладе более успешно процесс передачи власти проходит в семейно-династическом порядке – от отца к сыну или от брата к брату. В частности, здесь можно отметить правление представителей кланов Сомоса в Никарагуа (1937-1979 гг.), Дювалье в Гаити (1957-1986), Асадов в Сирии (с 1970 г.) и Кабила в Демократической Республике Конго (с 1997 г.). При этом процесс перехода верховной власти от старших представителей данных кланов к младшим в этих странах осуществлялся без каких-либо потрясений.
Примечательно, что практически никто из наследников соответствующих диктаторов не занимал положенных для вступления в президентскую должность постов. Так, Башар Асад получил власть из рук бывшего при его отце вице-президентом Сирии Абделя Халима Хаддама. Исполняя обязанности президента Сирии в период с 10 июня по 17 июля 2000 года, последний назначил Асада верховным главнокомандующим, затем обеспечил его избрание генеральным секретарем правящей партии Баас и выдвижение единственным кандидатом в президенты страны. Кроме того, через парламент были внесены поправки в конституцию страны, снизившие минимальный возраст кандидата в президенты с 40 до 34 лет, специально для избрания на эту должность Башара Асада.
Основатель никарагуанской диктаторской династии Анастасио Сомоса Гарсиа установил порядок, согласно которому старший в семье был президентом страны, а следующий по старшинству занимал пост командующего Национальной гвардии. В связи с этим его сыновья Луис и Анастасио Сомоса Дебайле автоматически заступали на президентский пост с позиции руководителя указанной силовой структуры. Примечательно, что для придания этому семейно-династическому режиму некоторой легитимности в 1950 году между возглавляемой Сомосой-отцом Либеральной партией и Консервативной партией, которой руководил экс-президент Никарагуа в 1917-1921 и 1926 гг. Эмилиано Чаморро Варгас, были подписаны «пакты 50-го»[2]. Тем самым стороны договорились о том, что в президенты Никарагуа могут избираться только члены семейства Сомосы.
Гибель в январе 2001 года вследствие покушения на президента ДРК Лорана-Дезире Кабилы привела к занятию его места сыном Жозефом Кабилой, который на тот момент был командующим сухопутными войсками страны. Решение о его назначении временно исполняющим обязанности президента было принято на экстренном заседании совета министров. Но, судя по всему, в условиях так называемой второй конголезской войны главную роль в этом сыграл генералитет.
Наконец, гаитянский диктатор Франсуа Дювалье в целях максимальной легитимизации будущей передачи власти своему сыну провел 31 января 1971 года референдум, вынеся на его рассмотрение следующий вопрос: «Гражданин доктор Франсуа Дювалье выбрал гражданина Жан-Клода Дювалье своим преемником на пост пожизненного президента республики. Отвечает ли этот выбор вашим устремлениям и желаниям? Вы его одобряете?».[3] По официальным данным, положительный ответ на него дали «100% гаитян».
Впрочем, с точки зрения дальнейшего удержания верховной власти и обеспечения устойчивости существующей политической системы Жан-Клод Дювалье, сменивший своего отца после его кончины, демонстрирует неудачный пример. В феврале 1986 года в результате массовых акций протеста против его власти диктатор сбежал с семьей из страны. То же самое можно сказать и про последнего Сомосу, свергнутого в июле 1979 года в результате «Сандинистской революции».
В условиях осуществления преемственности президентской власти в официально установленном порядке один из успешных примеров продемонстрировало непризнанное государство Тайвань, фактически отколовшееся в 1949 году от Китая. Его основатель, бессменный президент и лидер правящей партии Гоминьдан Чан Кайши скончался в апреле 1975 года. После этого Национальное собрание страны избрало новым главой государства одного из соратников покойного диктатора, председателя ЦИК Гоминьдана Янь Цзяганя. При этом не исключено, что его правление было промежуточным для последующей передачи власти сыну Чан Кайши Цзян Цзинго. Последний был избран президентом Тайваня в 1978 году и пребывал на этом посту до своей смерти в 1988 году. А его в свою очередь сменил избранный в 1984 году вице-президентом страны Ли Дэнхуэй. Очевидно, что во многом такой преемственности способствовало наличие однопартийной системы, которую олицетворял тогда Гоминьдан.
Приведем также пример вступления на пост главы государства в Пакистане в августе 1988 года Гулама Исхак Хана. Это произошло вследствие гибели в авиакатастрофе президента этой страны в 1978-1988 гг. Мухаммеда Зия Уль Хака, в свою очередь занимавшего свой пост в результате военного переворота. Что касается Гулама Исхак Хана, то он, будучи тогда спикером Сената пакистанского парламента (Маджлисе-е-Шура), принял на себя полномочия президента в соответствии с конституцией. Правда, в 1993 году на волне происходившего в Пакистане политического кризиса под давлением военных кругов он подал в отставку. Тем не менее, в стране, где в годы диктатуры Зия Уль Хака усилилось положение армии, соблюдение конституционного порядка преемственности верховной власти без какого-либо сопротивления военных и восстановление на этой основе гражданского правления следует считать сравнительно хорошим показателем устойчивости политической системы Пакистана.
Успешным с точки зрения беспроблемного перехода власти можно считать и приход к руководству в Египте в октябре 1981 года Хосни Мубарака, бывшего до этого вице-президентом страны, после убийства исламистами президента Египта Анвара Садата. При этом Мубарак бессменно правил почти 30 лет и находился на грани создания собственной правящей династии. Однако в феврале 2011 года он был свергнут в ходе так называемой «Арабской весны». Тем самым преемственность собственного правления Мубараку обеспечить не удалось.
Из безуспешных примеров преемственности верховной власти в официальном порядке можно отметить президентство Чхве Гю Ха в Республике Корея. После убийства в октябре 1979 года военного диктатора страны Пак Чон Хи в соответствии с принятой в 1972 году конституцией Чхве Гю Ха, будучи на тот момент премьер-министром, стал временно исполнять обязанности главы государства. Затем специальная коллегия выборщиков – Национальная конференция за объединение – избрала его президентом страны. Однако в августе 1980 года в условиях военного положения, введенного в ответ на произошедшие по стране массовые антиправительственные выступления, Чхве Гю Ха под давлением военных кругов сложил с себя президентские полномочия. В результате этого фактически военного переворота страну возглавил генерал Чон Ду Хван.[4]
Другой пример демонстрирует неудачную попытку восстановления в первой половине 1970-х гг. в Аргентине перонизма. Последний представляет собой социально-политическое движение, созданное одним из ведущих политиков этой страны Хуаном Доминго Пероном. Перон первый раз был президентом Аргентины в 1946-1955 гг. и установил авторитарно-популистский режим. В июне 1955 года он был свергнут в результате военного переворота и покинул страну. В 1973 году Перон возвращается в Аргентину, переживавшую серьезный политический кризис, и в третий (после выборов 1946 и 1952 гг. – прим.) раз избирается на пост главы государства. При этом, благодаря своему авторитету, он добивается избрания вице-президентом Аргентины своей супруги Марии Эстелы Мартинес де Перон. Однако в июле 1974 года Хуан Доминго Перон внезапно скончался, в результате чего страну возглавила его супруга. Правда, попав во власть исключительно по волеизъявлению своего супруга и не имея никакого влияния в аргентинской элите и поддержки среди народа, Мария Эстела Мартинес де Перон не смогла удержаться на президентском посту. В марте 1976 года очередной военный переворот прервал процесс реставрации перонизма в Аргентине.
Довольно неоднозначная ситуация произошла в апреле 2012 года в Гвинее-Бисау. После внезапной кончины в январе президента страны Малама Бакая Саньи исполняющим обязанности главы государства стал председатель Национальной ассамблеи Раймунду Перейра. В этой позиции он должен был обеспечить проведение президентских выборов и последующую передачу власти вновь избранному главе государства. В первом туре выборов лидировал бывший премьер-министр Гвинеи-Бисау Карлуш Гомеш Жуниор. В этих условиях оппозиция обвинила власти в подтасовках и призвала к бойкоту второго тура. При этом на ее стороне фактически выступили военные, которые арестовали Перейру и Жуниора и позже выслали в Кот-д'Ивуар. Вместе с тем военные заключили с оппозиционными партиями соглашение об установлении двухлетнего переходного периода и формировании временного органа власти - Национального переходного совета. На должность президента переходного периода был назначен председатель Народной ассамблеи Мануэль Серифу Ньямаджу.[5]
2. Отставка главы государства в силу определенных естественных (например, по состоянию здоровья) или политических обстоятельств и передача им власти преемнику, как правило, занимающему в соответствии с конституцией данной страны необходимый для обеспечения такой преемственности пост в политико-властной системе (спикер парламента или одной из его палат, премьер-министр и т.д.). В таком случае все здесь решают воля и непререкаемый (во всяком случае, до ухода в отставку) авторитет уходящего правителя.
Наиболее успешный пример такого варианта перехода власти олицетворяет собой отставка в декабре 1999 года покойного ныне первого президента Российской Федерации Бориса Ельцина и вступление на пост главы государства Владимира Путина. Последний был назначен председателем правительства России в августе того же года. В последующем телевизионном обращении к россиянам Ельцин четко заявил о своем грядущем уходе с поста главы государства следующее: «Через год впервые в истории страны первый президент России передаст власть новому, вновь избранному президенту». Он назвал Путина своим преемником, охарактеризовав его как человека, способного «консолидировать общество, опираясь на самые широкие политические силы, обеспечить продолжение реформ в России».
Далее, Ельцин не стал дожидаться официального срока президентских выборов в июне 2000 года, а подал в отставку под Новый год. В своем заявлении данный поступок он обосновал следующим образом: «Я ухожу, я сделал все что мог. И не по здоровью, а по совокупности всех проблем. Мне на смену приходит новое поколение, поколение тех, кто может сделать больше и лучше».[6] В целом, однозначной мотивации ухода Бориса Ельцина после довольно жесткой за все время его президентства борьбы за власть нет. Что касается Владимира Путина, то он сперва стал исполняющим обязанности президента страны, а в марте 2000 года был избран на этот пост.
Следует отметить, что до своей отставки Борис Ельцин принял указ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнения своих полномочий, и членам его семьи». Этот документ, в частности, наделял его как экс-президента неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной ответственности за деяния, совершенные во время президентства, а также устанавливал различные льготы и привилегии, позволяющие ему поддерживать максимально благоприятные условия для своей дальнейшей жизнедеятельности. В последующем Путин укрепил правовую базу данных гарантий с принятием в феврале 2001 года одноименного федерального закона.
Хотя и в довольно сложных политических условиях, но все-таки сравнительно благоприятно в процедурном отношении прошла передача власти в феврале 2012 года в Йемене. Бессменный с 1978 года глава государства Али Абдалла Салех начал президентствовать еще в Йеменской Арабской Республике (Северный Йемен – прим.) и продолжил руководить с 1990 года уже объединенным Йеменом. Однако на волне «Арабской весны» в феврале 2011 года в стране вспыхнули антиправительственные выступления, переросшие в вооруженные столкновения между противоборствующими сторонами. В этих условиях в целях стабилизации ситуации в стране Салех заявил о своей готовности уйти до конца года в отставку и передать власть вице-президенту Абд Раббо Мансур аль-Хади.
При этом президент прибег к международному посредничеству со стороны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC). При участии последнего был разработан план урегулирования ситуации, который основывался на конституционном переходе власти с предоставлением Салеху и его семье гарантий безопасности. Салех отказался подписать этот документ, в результате чего гражданский конфликт в Йемене затянулся. Но в конечном итоге в ноябре 2011 года план урегулирования был все-таки им подписан.
Хотя в течение последующих трех месяцев Салех продолжал оставаться президентом страны, власть его была уже номинальной. Временное правительство сформировал уже вице-президент аль-Хади. В январе 2012 года йеменский парламент принял закон, предоставляющий Али Абдалле Салеху политический и юридический иммунитет от судебного преследования. Примечательно, что такой же иммунитет первоначально предполагалось распространить и на всех приближенных и подчиненных Салеху чиновников. Но в итоге решили оставить возможность для привлечения соответствующих лиц к ответственности за коррупционные правонарушения[7]. В следующем месяце в стране прошли досрочные президентские выборы, на которых Абд Раббо Мансур аль-Хади баллотировался, причем на безальтернативной основе, и был избран президентом Йемена.
По состоянию здоровья позицию главы государства оставили, в частности, президент Ирака в 1968-1979 гг. Ахмед Хасан аль-Бакр и военный диктатор Мьянмы (бывшей Бирмы – прим.), первый председатель Государственного совета восстановления законности и порядка (ГСВЗП) в 1988-1992 гг. Со Маунг. Спокойная преемственность власти в обоих случаях была обеспечена в рамках высших коллегиальных органов власти - Совета революционного командования, возглавляемого президентом страны, и ГСВЗП, представлявшего военную хунту, соответственно. В результате в июле 1979 года Ирак возглавил Саддам Хусейн, бывший до этого вице-президентом страны. Правда, есть версия, что аль-Бакр был смещен со всех постов набравшим силу Хусейном и какое-то время даже находился под домашним арестом. Что касается Мьянмы, то после отставки Со Маунга ГСВЗП возглавил его бывший первый помощник Тан Шве. Саддам Хусейн и Тан Шве также возглавили правительства своих стран, совмещая тем самым до определенного времени посты главы государства и премьер-министра. В целом, приход каждого из этих лиц к верховной власти в своих странах стал следствием консенсуса внутри военно-политических элит.
Правда, в 2003 году диктатура Хусейна была свергнута вследствие военного вторжения США и Великобритании в Ирак. Тогда как в Мьянме в марте 2011 года было объявлено о роспуске Государственного совета мира и развития, сменившего в 1997 году ГСВЗП, и перехода верховной власти к гражданскому правительству. Хотя Тан Шве и не занимает с этого времени никаких официальных должностей в стране, тем не менее, по ряду оснований можно предположить, что он сохраняет большое влияние в политической жизни Мьянмы. Официальным президентом этой страны с февраля 2011 года является Тейн Сейн, бывший до этого премьер-министром и членом хунты.
В то же время Мьянма, называясь еще Бирмой, демонстрирует весьма неоднозначный процесс перехода верховной власти от бессменного в 1962-1988 гг. правителя, генерала У Не Вина к его преемникам. Будучи руководителем единственной (в связи с запретом деятельности других политических партий – прим.) и правящей Партии бирманской социалистической программы (ПБСП), Не Вин также занимал в 1974-1981 гг. пост президента Бирмы. Однако затем он поставил на этот пост одного из своих соратников – генерала Сан Ю, оставаясь при этом реальным правителем страны.
В 1988 году на волне ухудшения социально-экономической ситуации и принятия властями непопулярных мер, включая изъятие из обращения банкнот крупного достоинства без всякой компенсации их владельцам, начался острый политический кризис вызванный массовыми выступлениями студенческой молодежи и представителей других слоев населения. В этих условиях с целью имитации перемен Не Вин в июле того года оставил пост председателя ПБСП, а Сан Ю – президента страны. В результате партию и государство возглавил их соратник генерал Сейн Лвин.
Однако такие перестановки вызвали еще больший протест в обществе. На это власти ответили введением чрезвычайного положения и жесткими репрессиями. Тем не менее, на посту главы государства Сейн Лвин пробыл всего лишь 18 дней. Под напором массовых выступлений он был вынужден уйти в отставку. В августе 1988 года во главе государства и правящей партии встал Маунг Маунг, являвшийся гражданским лицом, но и вместе с тем ставленником Не Вина.
В то же время в условиях непрекращающегося кризиса в сентябре того же года был осуществлен военный переворот, в результате которого представители сравнительно молодого поколения в руководстве военных кругов Бирмы сменили у власти представителей старшего поколения. Иначе говоря, от 60-70-летних генералов власть перешла к 50-летним.[8] Новое военное правительство упразднило все ранее действующие государственные органы и образовало в качестве высшего руководящего органа Государственный совет по восстановлению законности и порядка во главе с генералом Со Маунгом.
Фактически в Бирме-Мьянме все отмеченные события 1988 года ознаменовались всего лишь сменой одной формы военной диктатуры другой. Разве что был свернут проводимый Не Вином «Бирманский путь к социализму», кардинально преобразована созданная им же политическая система, а сам экс-диктатор быстро утратил свое политическое влияние. Вплоть до того, что в марте 2002 года Не Вин был посажен под домашний арест вместе с членами своей семьи, которые готовили заговор по его возвращению к власти.
Среди же откровенно безуспешных примеров преемственности в рассматриваемом случае можно отметить передачу в мае 1998 года власти в Индонезии от бессменного в 1967-1998 гг. президента этой страны Хаджи Мухаммеда Сухарто вице-президенту Бурхануддину Юсуфу Хабиби. Последний должен был занимать президентский пост до 2003 года, когда официально завершался срок полномочий его предшественника. Сам Сухарто в возрасте 77 лет подал в отставку в условиях политического кризиса, связанного с массовыми беспорядками в столице страны Джакарте и их подавления вооруженным путем.
Следует отметить, что Хабиби был одним из верных соратников Сухарто, который даже относился к нему как к сыну. Тем самым в данном случае был реализован проект передачи власти правителем своему преданному выдвиженцу, который должен был обеспечить спокойное существование своего предшественника и сохранить статус-кво его клана. Правда, приняв бразды правления, Хабиби, не осмелился потворствовать дальнейшему влиянию клана Сухарто. В результате отдельные родственники экс-президента, занимавшие посты в госаппарате, были уволены. А в отношении аффилированных с его кланом коммерческих структур были отменены всевозможные льготы и привилегии.
Более того, новый президент начал проводить политику либерализации. Одним из самых серьезных показателей этого стали проведенные в июне 1999 года на свободной основе парламентские выборы. По их результатам первое место (33,7%) заняла оппозиционная Демократическая партия Индонезии (борющаяся). Тогда как правящая партия Голкар получила второе место (20,9%), утратив в связи с этим свое прежнее абсолютное лидерство. Однако экономическое положение в стране продолжало ухудшаться, а недовольство народных масс возрастать. Официальный отчет президента перед парламентом – Народным консультативным конгрессом не был им принят, что можно было расценить как выражение недоверия главе государства. Под воздействием всех этих обстоятельств Хабиби в октябре 1999 года подал в отставку. Новым президентом Индонезии парламент избрал лидера Партии национального возрождения Абдуррахмана Вахида. Таким образом, Сухарто и его клан потерпели серьезное политическое поражение, что привело к максимальной утрате их влияния в стране.
3. Завершение конституционного срока пребывания главы государства на президентском посту (как правило, после двух сроков занимания данной должности) и избрание новым президентом страны кого-либо из приближенных к нему лиц. При таком раскладе важными условиями обеспечения преемственности верховной власти являются достигнутый по этому поводу внутриэлитный консенсус и максимальный контроль правящих кругов над механизмами проведения выборов и подведения их итогов.
Успешные примеры такой преемственности продемонстрировали постсоветские Азербайджан и Армения. Причем в первом из них процесс передачи власти прошел в семейно-династическом формате. В октябре 2003 года тяжело больной президент страны с 1993 года, а также бывший партийный руководитель Азербайджана в 1969-1982 гг. Гейдар Алиев заявил о том, что снимает свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах в пользу своего сына Ильхама Алиева. Последний с августа того же года занимал пост премьер-министра республики. Согласно официальным итогам голосования, он одержал победу на выборах, набрав 79,46 % голосов.
В декабре 2003 года Гейдар Алиев скончался. А Ильхам Алиев, будучи избранным главой государства в январе 2008 года на второй срок, провел в октябре того же года референдум в пользу принятия поправок к конституции страны, которыми были сняты ограничения относительно пребывания одного лица на посту президента Азербайджана не более двух сроков. Это позволяет Алиеву избираться бесконечное количество раз и дает шансы формировать в стране относительно устойчивое семейно-династическое правление.
В Армении президент страны в 1998-2008 гг. Роберт Кочарян в сентябре 2007 заявил через своего пресс-секретаря о том, что видит будущим президентом страны Сержа Саргсяна и поддержит его на предстоящих в феврале 2008 года президентских выборах. Саргсян с апреля 2007 года занимал пост премьер-министра республики, а в 1999-2000 гг. возглавлял администрацию президента Армении. В ноябре 2007 года он также был избран председателем правящей Республиканской партии Армении. Президентские выборы Саргсян, согласно официальным данным, выиграл уже в первом туре, набрав 52,86% голосов избирателей.
Следует отметить, что оппозиция во главе с также баллотирующимся в президенты Армении и занимавшим этот пост в 1991-1998 гг. Левоном Тер-Петросяном провела в феврале-марте 2008 года серию акций протеста против итогов прошедших выборов. Последняя из них переросла в вооруженное столкновение участников в количестве около 7 тыс. человек с полицией и солдатами внутренних войск. По официальным данным, в ходе беспорядков пострадал 131 человек, из которых 8 погибли от огнестрельных ранений. В этих условиях пока еще действоваший президент Роберт Кочарян объявил о введении в Ереване на ближайшие 20 дней чрезвычайного положения. А в апреле того же года в должность главы государства вступил Саргсян.
Таким образом, попытки оппозиции осуществить в Армении собственную «цветную революцию» провалились. Что касается Кочаряна, то с 2009 года он занимает должность независимого директора российской финансово-промышленной группы АФК «Система». Вместе с тем ряд наблюдателей и экспертов не исключают, что он может баллотироваться на пост президента Армении на очередных выборах в феврале 2013 года.[9] В таком случае он имеет шансы повторить политический маневр Владимира Путина, избранного на третий срок президентом РФ в марте 2012 года.
Безуспешной же в рассматриваемом случае следует считать первую попытку действующего президента Украины Виктора Януковича занять данный пост еще в 2004 году. Бывший в 1994-2004 гг. президентом Украины Леонид Кучма, при котором Янукович занимал в 2002-2004 гг. пост премьер-министра, баллотироваться на третий срок отказался, хотя в декабре 2003 Конституционный суд Украины признал право Кучмы в третий раз баллотироваться на пост главы государства законным и соответствующим конституции страны. Это решение было обусловлено тем, что Кучма в первый раз избирался президентом страны в 1994 году, а потом переизбран в 1999 году, тогда как Конституция Украины была принята в 1996 году.[10]
Вместе с тем Леонид Кучма не стал объявлять своего официального преемника, хотя фактически таковым стал Виктор Янукович, выдвинувший свою кандидатуру на пост президента Украины. Во всяком случае, только он представлял на тех выборах действующую власть. В ноябре 2004 года, по данным Центризбиркома Украины, Янукович выиграл президентские выборы, получив во втором туре в свою поддержку 49,46% голосов избирателей. Однако оппозиция, поддерживающая его главного соперника, бывшего премьер-министра в 1999-2001 гг. Виктора Ющенко, инициировала акции протеста, переросшие в так называемую «оранжевую революцию». Под воздействием оппозиции Центризбирком принял беспрецедентное решение провести в декабре того же года третий тур голосования. В результате со счетом 51,99% голосов президентом был избран Ющенко. Янукович же после этого подал в отставку с поста главы правительства.
Что касается Леонида Кучмы, то на основании принятого правительством Украины в январе 2005 года постановления № 15-р экс-президент получил пожизненное содержание в размере заработной платы действующего главы государства и ряд других льгот, включая государственную дачу, охрану и т.д. Правда, уже в феврале того же года новый состав правительства во главе с Юлией Тимошенко данное постановление отменил. Но в апреле 2007 года правительство во главе с Виктором Януковичем, который стал в 2006 году премьер-министром в связи с победой возглавляемой им Партии регионов на парламентских выборах и распадом правящей «оранжевой» коалиции, восстановило все льготы и привилегии Леониду Кучме. Данное обстоятельство также подтверждает факт определенных взаимосвязей между последним и Януковичем.
В конечном итоге в феврале 2010 года Виктор Янукович избран президентом Украины. Таким образом после определенного перерыва, вызванного «оранжевой революцией» и президентством Виктора Ющенко, власть фактически вернулась к правящей группе, понесшей политическое поражение в 2004 году. Одним из первых серьезных шагов нового главы государства стала отмена через Конституционный суд внесенных в декабре 2004 года поправок в Конституцию Украины, которые ввели в стране парламентско-президентскую форму правления и существенно урезали полномочия президента. Условно реванш Януковича можно назвать феноменом «электоральной контрреволюции».
4. Президентство носит откровенно номинальный характер, поскольку реальная власть находится в руках соответствующего правителя.
Наиболее всего такая практика имела место в странах Латинской Америки. Одним из первых ее использовал диктатор Доминиканской Республики в период с 1930 по 1961 гг. Рафаэль Трухильо. В августе 1930 года он, будучи командующим Национальной гвардией, выиграл президентские выборы. Правда, по некоторой информации, результаты этих выборов были сфальсифицированы. За годы своей диктатуры Трухильо не только установил максимальный контроль в стране, но и обеспечил присвоение себе звания генералиссимуса и титулов «Благодетель отечества», «Восстановитель независимости», «Освободитель нации».[11]
В 1938 году Трухильо не стал переизбираться на очередной президентский срок. Интересно, что на пост главы государства был выдвинут личный врач-дантист диктатора Хасинто Бьенвенидо Пейнадо. С кончиной последнего в 1940 году президентом Доминиканской Республики стал политический деятель Мануэль де Хесус Тронкосо де ла Конча. В 1942 году Трухильо, который во время «перерыва» сохранял командование вооруженными силами, вновь вернулся на президентский пост и занимал его до 1952 года. Затем до 1960 года президентом Доминиканской Республики стал родной брат диктатора Эктор Трухильо. Когда же последний по рекомендации присутствующих в стране американских советников оставил пост главы государства «по состоянию здоровья», его сменил вице-президент республики Хоакин Балагер. Такое «марионеточное президентство» продолжалось до убийства Рафаэля Трухильо представителями оппозиционных кругов в мае 1961 года.
Номинальное президентство имело место в процессе правления на Кубе в 1933-1940 гг. Фульхенсио Батисты. Последний в сентябре 1933 года возглавил так называемый «мятеж сержантов», свергнувший временное правительство Карлоса Мануэля де Сеспедес-и-Кесада. Затем при его поддержке президентом был избран видный политический деятель того периода Рамон Грау Сан-Мартин. Сам же Батиста занял пост начальника генерального штаба кубинской армии. Однако в январе 1934 года он под угрозой переворота вынудил Сан-Мартина уйти в отставку.
После этого Под «присмотром» Батисты в 1934-1940 гг. президентский пост занимали 6 человек. Кстати, один из них, Мануэль Агустин Маркос Стерлинг-и-Лорет де Мола,побил все рекорды по пребыванию во главе государства самый короткий срок – несколько часов в течение 18 января 1934 года. Его предшественник Карлос Эвиа был президентом Кубы с 15 по 18 января того же года. Другие номинальные президенты правили от 5 (Хосе Агрипно Барнет) до 11