Интеграция с государствами-изгоями наносит урон безопасности и суверенитету Казахстана
В последнее время мы являемся свидетелями того, как кирпичик за кирпичиком разбирается система международного права, установленная Хельсинкским заключительным актом 1975 года. Напомню, что по итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе были закреплены и до последнего времени худо-бедно соблюдались такие фундаментальные межгосударственные договорённости, как:
- в международно-правовой области: политические и территориальные итоги Второй мировой войны, принципы взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принцип нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;
- в военно-политической области: меры укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;
- в экономической области: основные сферы сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;
- в гуманитарной области: обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.
Глобальные геополитические сдвиги, последовавшие после развала СССР и теракта 11 сентября, привели к переоценке системы международного права в виду явного доминирования на мировой арене отдельных стран и политики преобладания их «жизненных интересов».
К глубокому сожалению, первыми, кто вынул такой кирпичик из пребывавшей до этого в относительной стабильности системы международного права, были Соединенные Штаты, считающиеся одной из самых демократических стран, гарантом прав и свобод человека в любой точке мира, чьи национальные интересы стали доминантой на международной арене после краха СССР.
В этом же ряду на фоне последних событий на постсоветском пространстве становится очевидным, чего стоят международные гарантии мировых держав, в частности, предоставленные Будапештским меморандумом 1994 года, где страны-участницы ядерного клуба обязались "уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины". Ядерные державы, включая США и Россию, подписались под тем, что будут "воздерживаться от угрозы силой или её применения против территориальной целостности и политической независимости" Украины, и что никакие их вооружения никогда не будет применены против неё.
Аналогичные гарантии в отношении Казахстана даны в «Меморандуме о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия», подписанном Россией, Великобританией и США той же датой и того же содержания.
Вместе с тем в риторике ведущих стран мира все чаще используются аргументы времен «холодной войны». Аналитические программы телевидения соседнего государства все больше напоминают обзоры «Международной панорамы» советского периода о гонке вооружений и ущемлении прав черного населения в США. В то время как в западных СМИ все чаще можно слышать о русском медведе, размахивающем «ядерной дубинкой».
При таком раскладе вызывает сомнение, что в случае эскалации напряженности на международной арене ядерные державы вспомнят о своих гарантиях, предоставленных относительно небольшой по населению республике, находящейся где-то в центре Азии.
Отказ от ядерного оружия в стране, где многие поколения испытывали на себе все его пять поражающих факторов, безусловно, являлся ответственным, мужественным и политически оправданным решением. Но невольно задаёшься вопросом: вызывает ли уважение такое решение в нынешней глобально-политической реальности? Замкнулся ли цивилизационный круг, начавшись с каменного топора и дубинки, на межконтинентальной баллистической ядерной ракете, проскочив уважение прав и интересов малых стран и небольших народов?
Столкновения интересов мировых держав на стыках геополитических «плит» международных отношений разряжаются небольшими «землетрясениями» региональных конфликтов. Однако от последствий этих несильных, с точки зрения глобальной политики, толчков погибают и страдают люди, и им еще долго придется разгребать возникшие «завалы» межэтнических отношений и оправляться от ран гуманитарных катастроф.
В эпоху гибридных войн и информационных «ураганов», искусственно создаваемых более сильными и подготовленными государствами, неуютно становится и тем странам, которые пока обходят такие не стихийные бедствия. Впору задуматься о том, как защитить свой дом и очаг, если чьи-то «жизненные» интересы пересекутся с интересами безопасности и суверенными правами нашей страны. В мире, где по-прежнему продолжают уважать, прежде всего, силу, первым ответом на такие вызовы напрашивается наращивание оборонного потенциала и укрепление вооруженных сил государства. Вместе с тем, опыт региональных конфликтов и гибридных войн показывает, что для небольших стран этот путь не является залогом стабильности и мира, не дает неоспоримых преимуществ для выживания и успешного развития нации. Если продолжать логику усиления обороноспособности и боеготовности государства, то в современной геополитической реальности единственным сдерживающим фактором, залогом нерушимости границ и гарантией безопасности страны являлось бы обладание ядерным оружием. Однако, как известно, Казахстан отказался от него в обмен на «бумажные» гарантии, которые, как мы теперь понимаем, может легко «сдуть», как только поменяется политический ветер в одном из соседних государств. Конечно, сокрушаться о том, что, обладая вторым в постсоветском пространстве ядерным потенциалом, отказались от него, сейчас глупо и бессмысленно: на то были веские причины – отсутствие технологической базы и квалифицированного обслуживающего персонала в суверенном Казахстане, нехватка средств на поддержание такого потенциала, гуманитарный фактор – закрытие ядерных полигонов.
Какие же в таком случае адекватные меры мог бы принять Казахстан для того, чтобы обеспечить свою безопасность и побудить другие страны уважать суверенитет и нерушимость своих границ?
Прежде всего – обеспечить информационную безопасность, довести долю отечественных СМИ до двух третей, как минимум. Также создать условия для присутствия в стране и поддерживать баланс экономических интересов ключевых стран Европы, Азии и Америки – широкие и глубокие экономические, культурные связи с ведущими странами мира могут послужить надежным фактором сдерживания, когда баланс интересов ряда государства будет служить залогом стабильности нашего общества.
К сожалению, в последнее время мы наблюдаем прямо противоположные шаги со стороны наших властей. Явно сделан крен в сторону экономического и политического блокирования с не самыми развитыми и адекватными государствами. Интеграция с такими государствами-изгоями в ущерб связям с более передовыми в экономическом и технологическом отношении странами, в конечном итоге, наносит непоправимый урон безопасности и суверенитету Казахстана. Тем более на фоне международной изоляции таких «союзников» и введения санкций, которые не могут не отразиться на нашей экономике.
Только сбалансированный подход в экономических отношениях и внешней политике, присутствие интересов различных государств при сохранении независимости в информационном и социально-культурном плане позволит Казахстану оставаться суверенным и уважаемым государством.
Может быть, тогда гарантии, предоставленные в вышеупомянутом меморандуме, в частности «Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Республики Казахстан, и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Республики Казахстан кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций», останутся незыблемыми.