Получатели всех видов социальных выплат смогут сберечь свои пособия от взысканий со стороны финансовых организаций и госорганов
Адресная социальная помощь одна из самых важных мер поддержки казахстанцев, чей доход не позволяет полностью обеспечить семью. Но в последние годы АСП стало причиной череды скандалов. Например, антикоррупционная служба выявляла госслужащих, которые брали взятки за ускорение оформления выплат даже с многодетных матерей. Проверка в 2019 году показала, что деньги от государства умудрялись получать вполне состоятельные граждане. В то время как нуждающимся приходилось обивать пороги госорганов, чтобы оформить пособие. Скандалом обернулась и выплата 42500 тенге во время пандемии, здесь сыграла свою роль децентрализованность работы над заявками. Таким образом, почти все хорошие начинания нивелирует общественное недовольство из-за недоработок. Отдельная тема многодетные семьи с низким уровнем дохода, для них источником денег стали потребительские кредиты, залоги, ломбарды, микрофинансовые организации с высокими процентами. Последние действуют наиболее жёстко – просрочки по выплатам приводят к блокировкам счетов, ночным звонкам от коллекторов, семьи лишаются последних тенге.
В Казахстане всё же придумали как решить эту проблему благодаря цифровизации, что поможет во многом исключить человеческий фактор. Сейчас заканчивают доработку проекта "Социальный кошелёк", который будет доступен каждому казахстанцу. Таким образом распределение выплат станет не только более прозрачным, но и безопасным. "Социальный кошелёк" будет работать через банки второго уровня, но будет изолирован от основных счетов. А это значит, что к нему не будет доступа у судебных исполнителей, счёт нельзя арестовать, банки не смогут списать оттуда деньги, а налоговые органы наложить взыскания.
На сегодняшний день назначение социальной помощи осуществляется по заявительному характеру, то есть гражданин должен обратиться в государственный орган (в онлайн или офлайн формате) и предъявить свои банковские реквизиты. При этом следует отметить, граждане с низкой финансовой грамотностью не всегда понимают, что вообще от них требуют принести из банков и почему. Кроме того, оформить в городах документы легко, но целевая группа как раз не городские жители.
Если вы посмотрите на статистику АСП, то больше половины - в районах, областях, не городские. Поскольку выплаты назначают исходя из прожиточного минимума, а там заработки не высокие. Опять же люди много жаловались, что какой смысл в этих выплатах, если банк может списать задолженность или госорганы наложить арест на счёт. Так было с выплатами 42500, когда с этих денег взыскивали просрочки. К этому прикладывают руку и сами банки, поскольку активно рекламируют свои услуги. Согласно статистике количество потребительских кредитов резко выросло в последние годы, но казахстанцы не всегда здраво оценивают свои возможности. И как результат - бесконечные долги.
Социальная помощь должна гарантированно дойти до граждан, чтобы человек и его семья не осталась без еды, чтобы могли удовлетворить хотя бы минимальные потребности. Для этого нацелен "социальный кошелек", который открывается по ИИН гражданина, и не будет возможности наложить арест на эти деньги.
Государство поставило задачу внедрения системы "data driven decisions" за счет повсеместной цифровизации государственных услуг и интеграции данных в государственных базах. Благодаря цифровизации государство сможет в проактивном формате назначать и зачислять социальную помощь на "социальный кошелек" без лишних бюрократических проволочек. "Социальный кошелек" будет интегрирован с действующими банковскими сервисами (через API), и люди смогут пользоваться привычными сервисами. Если не обслуживаются в банках, есть отдельное приложение.
Мы также поинтересовались у специалистов, не стоит ли опасаться за безопасность данных тем, кто решит воспользоваться социальным кошельком. Ведь помимо денег там будет и личная информация.
- Данные останутся там же, где они и находятся. Все они защищены законом о защите персональных данных. Если смотреть архитектурно, то они не покинут контур госорганов. Вся обработка этой информации на стороне госорганов. Информация не будет сохраняться на серверах каких-либо других операторов или частных компаний. Весь денежный поток будет проходить классическими методами через банки. Но деньги на "социальном кошельке" будет эмитированы Нацбанком. Как он является эмитентом обычных тенге, так и станет эмитентом электронных денег, которые находятся на "социальных кошельках". При этом все взаиморасчёты, оплата покупок, услуг, или если человек захочет снять наличные, тот тут подключается классическая банковская структура. Никто не создаёт какую-то отдельную компанию, которая через свои счета пропускает эти деньги. Здесь оператор и эмитент Нацбанк РК, но для платёжной инфраструктуры будут использовать банки второго уровня.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Сергей Перхальский.