Фильмы «Аманат» и «Тараз» и еще около тридцати новинок отечественного кинопрома везут на Берлинале
* «А зачем вы называетесь казахстанским офисом?»
* «Тараз» вместо «Келинки Сабины»
* Больше нельзя ждать у моря погоды
В четверг, 9 февраля, открывается 67-й Берлинский кинофестиваль, в рамках которого будет работать один из крупнейших мировых кинорынков European Film Market 2017. По сути, это большая деловая выставка-ярмарка, где можно продать и купить кинопродукцию.
Киноруководство страны уже предпринимало попытки найти таким образом покупателей казахстанского кино за пределами республики. Но то были единичные случаи.
В этом году Казахстан будет впервые представлен пулом сразу из около 30 кинокартин отечественного производства. Среди них и фильмы, снятые за счет государства, и коммерческое кино киностудий, созданное на частные инвестиции.
Конечно, тут бы вполне логично предположить, что столь масштабную акцию по продвижению казахстанского кино организовало Министерство культуры и спорта - ведь ведомство отвечает и за кинематографический имидж страны в мире в том числе. А уровень Берлинского фестиваля - как раз по части ведомства МУХАМЕДИУЛЫ.
Но как оказалось, оно тут ни при чем. Либо чиновники уже не верят в отечественное кино, либо не уверены в том, что снятые полотна должны себя окупать, либо вообще считают, что прославлять страну нужно как-то по-другому.
Так или иначе продвижением казахстанского кино на Берлинале занялась частная компания Kazakhstan Cinema, которая и была организована специально для этого командой под руководством Дарии АЗИМОВОЙ (на снимке), представителем кинокомпании Tanaris и кинофестиваля студенческих фильмов «Бастау».
«А зачем вы называетесь казахстанским офисом?»
- Дария, как возникла идея продвигать пулом казахстанское кино на европейский рынок?
- Идея объединения и представления киноиндустрии Казахстана возникла еще в 2016 году, когда Диана АШИМОВА с коллегами собрала отечественные кинокомпании, в том числе и меня, для обсуждения открытия первого Казахстанского павильона в международной деревне на кинорынке, проходящем в рамках Каннского кинофестиваля.
Тогда это не удалось сделать, потому что такие мероприятия требуют солидного вступительного взноса. Но именно тогда я загорелась идеей - собрать все наши киноновинки и открыть казахстанский офис на европейском киномаркете.
С финансовой точки зрения - это сложный вопрос, а именно в плане окупаемости. Каждому «продакшну» не совсем выгодно по отдельности вывозить свои фильмы, открывать стенды, павильоны или офисы. Поэтому я, Диана Ашимова и Айжан КАСЫМБЕКОВА решили объединиться и зарегистрировать компанию Kazakhstan Cinema. Мы везем новинки 2015-2016 годов. Не все, примерно 70%.
В первую очередь мы рассчитываем продать эти фильмы телеканалам. Думаю, что по результатам поездки, если, конечно, действительно удастся что-то сделать, мы проведем пресс-конференцию. Прежде всего для компаний, до которых, скажем так, мы не дошли. И для тех, кто выслушал нас, но не захотел принять в этом участие.
- Были такие?
- Да. И в принципе, их можно понять. Ну вот девчонки захотели что-то сделать. Получится - не получится? Непонятно. В свою очередь мы хотим донести до кинематографистов важную и простую мысль о том, что любое продвижение требует денег. А то ведь у нас как получается: нам говорят, мол, денег-то у нас нет, но мы вам разрешаем продвигать наш фильм. Мы с такими ситуациями сталкивались, я не буду называть имена, конечно.
И когда мы не берем их фильмы, нас упрекают: «А зачем вы тогда называетесь «казахстанским офисом», если вы нас не продвигаете?». Мы – не национальный офис, который спонсирует Министерство культуры и спорта. В то же время мы понимаем, что есть молодые талантливые ребята, которые снимают авторское кино, и у них действительно нет средств на продвижение. В таких случаях мы предлагаем им свои услуги бесплатно, но тогда все контакты с потенциальным покупателем идут через нас.
«Тараз» вместо «Келинки Сабины»
- Ну а какая цена вопроса? Или это не афишируется?
- Нет, это открытая информация. Минимальный взнос – 50 евро. Это для того, чтобы картина была представлена в каталоге с контактными данными. Например, сейчас нас практически полностью поддержали спонсоры, но ведь они не будут делать это ежегодно. Мы понимаем: чтобы предлагать серьезный прайс-лист, мы еще должны доказать свое право заниматься этим. А это будет, если мы покажем результат.
- По какому принципу отбирались фильмы: те, на которые много потратили или те, которые много заработали?
- Нет, мы вывозим все. Например, половина фильмов, которые в нашем каталоге, производства студии «Казахфильм», потому что национальная кинокомпания одна из первых нас поддержала. Надо понимать, что у каждой страны есть проекты, которые созданы не для того, чтобы заработать. Они больше для имиджа. Открыть казахстанский офис на European Film Market и не представить знаковые фильмы последних двух лет было бы неправильно.
- Есть у нас фильм-прецедент, который бы заработал в международном прокате?
- Сколько бы ни ругали фильм «Кочевник», но это была первая картина, права на которую купила компания «Мирамакс» - крупнейший дистрибьютор в мире. Причем были приобретены права не только на прокат, но и ТВ-показ, интернет-продажи. По-моему, «Казахфильм» до сих пор получает за это какие-то деньги.
Надо понимать, что у каждого кино есть своя ниша. Последние 15 лет киномир знает Казахстан как страну-производителя фестивального авторского кино. И это неплохо. Такие фильмы тоже могут зарабатывать. Европейский рынок заинтересован в них. У них тоже есть каналы, аналогичные, например, российскому каналу «Культура». И чем успешнее фестивальная судьба картины, тем больше шансов, что права на нее будут куплены.
- Ставите ли вы на фильмы, которые собрали хорошую кассу в Казахстане? Например, вы везете «Келинку Сабину»?
- Нет. Мы с Нуртасом (режиссер Нуртас АДАМБАЕВ – прим. ред.) встречались и решили, что упор будем делать на фильм «Тараз». Есть категория фильмов с локальной историей. Приколы про келинку понятны нам, но не обязательно их поймут там. На кинорынке многие компании, покупают продукцию «пакетами», то есть несколько фильмов сразу. Так и мы предлагаем казахстанский контент. Если у нас «провиснет» комедийный жанр в «пакете», то мы предложим и «Келинку Сабину».
Кстати, хочу отдельно сказать про Нуртаса. Он с большим энтузиазмом поддержал нас, вообще не было вопросов насчет взноса. То есть человек уже в киноиндустрии, есть понимание, что надо выходить за существующие рамки. Мало собрать хорошую кассу, надо идти дальше – использовать все возможности заработать, а не ждать манны небесной.
«Больше нельзя ждать у моря погоды»
- Ну вот навскидку, как думаете, что может выстрелить?
- Это сложный вопрос. Нам его и киношники задают: «А вы даете гарантии, что продадите наш фильм?». Конечно, никто таких гарантий не даст. Другое дело, что у нас уже есть опыт участия в кинорынках - мы знаем, как все здесь работает. У нас есть связи, мы уже списались с конкретными людьми, договорились о встречах. Кроме этого, запланировано около 50 встреч, о которых нас попросили. Это уже о чем-то говорит.
Что может выстрелить? Возможно, «Аманат», «Тараз». Надеемся на хорошую фестивальную судьбу фильмов «Ханство» и «Раз в неделю», тогда шансы на их продажу возрастут. Помимо картин у нас есть несколько проектов. Это, в том числе, и новый проект Эмира БАЙГАЗИНА «Река».
Будем предлагать его потенциальным копродюсерам, тем, кто захочет сделать этот фильм вместе с режиссером. Будем представлять и компании, которые могут здесь организовать съемочный процесс, дать в аренду оборудование и найти локации. Казахстан очень интересен в плане локаций. Мы покажем все, что у нас есть: от Чарына до Кульсая.
- И все-таки, почему вы этим занимаетесь? Например, в России есть «Фонд кино», действующий при поддержке государства. Он бесплатно представляет российские фильмы на кинорынках…
- Я не хочу давать этому оценку. Думаю, что это просто вопрос времени. Сейчас есть законодательные инициативы, и этот момент там учтен.
Если эти поправки будут утверждены, то будет и бюджет на продвижение наших фильмов. И это, конечно, хорошо.
Но можно ждать, и ждать очень долго. А можно и самим что-то делать. Если мы болеем за наше кино, нельзя сидеть и ждать у моря погоды, пока государство все решит.
Фото: из архива Дарии Азимовой и открытых источников в Интернете.