Солнечный свет Абдрашита Сыдыханова

3499 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Понедельник, 06 Ноя 2017, 16:30

В Государственном музее искусств имени Кастеева открылась ретроспективная выставка выдающегося казахского художника Абдрашита Сыдыханова – «Бесконечная мелодия»

Говорят, что некоторые книги надо читать несколько раз: в детстве, в юности и в зрелости. И каждый раз будешь открывать их по-новому.

А картины?

Готова поспорить: на картины Абдрашита СЫДЫХАНОВА надо смотреть, быть может, всю жизнь – и каждый раз открывать их по-новому.

Помню, как я рассматривала их в девяностые. Именно «рассматривала», вычленяя взглядом из живописного полотна неожиданные вкрапления: кефирные крышки, какие-то зерна, кусочки фольги... особенно меня удивляла яичная скорлупа. Это потом я узнаю, благодаря искусствоведу Баян Карибаевне БАРМАНКУЛОВОЙ, что художник считал: «такого белого сияния краской не добиться». А тогда меня поражала сама техника. Это было ново и неожиданно, и, не только поэтому, интересно. Но вот это самое «не только» тогда от меня ускользало, и, сердясь на собственную несообразительность, я снова и снова возвращалась к его знаковой живописи.  

«Знак Сокол», «Знак Арал», «Знак Старик», «Рыба с трубкой», «Символ Горизонт» (на снимке).

Читайте также
Как «опозоренной» вернуться в род?

В этих картинах, равно как и в других была (и есть) доброта и ирония. Но и боль - наверное, именно ее я тогда чувствовала, но не могла осознать.

Осознание пришло потом. Когда, уже после ухода из жизни Абдрашита-аға, я листала его каталоги. Расположенные в хронологическом порядке картины все расставили по местам, «проиллюстрировали» биографию художника – простую и сложную, типичную и необычную одновременно. Но главное – я увидела начало этой боли, ее источник.

Баян Карибаевна напишет в своей статье о Сыдыханове, что в 1986 году произошел «трагический сбой реальности». Все, созданное им до декабря, он стал считать результатом давления соцреализма. Страшно подумать, что туда же «полетели» потрясающие по своей доброте и выразительности полотна – от «Сбора яблок» до «Девятого микрорайона» и «На уборке табака». Те самые полотна, которые, при своей реалистичности, все равно выбивались из общего ряда советских картин на любой выставке – и что в них было? Та самая доброта? Яркость цвета? Или почти солнечный свет, который льется с картин Сыдыханова, иногда сменяясь на лунный...

Картина "Девятый микрорайон".
Картина "На уборке табака".

Все это осталось в прошлом. Художник искал. Не себя, как принято думать о творцах – он искал опору и веру. Отсюда – самые простые подробности: казахская шапочка на современной девочке («Портрет дочери»), отсюда – другие знаки, которые могут прочесть и объяснить только искусствоведы – а зрители просто почувствовать.

На снимке: дочь и жена, Зауреш и Раушан Сыдыхановы.

Наверное, именно в девяностые и нулевые годы зрители (и я в том числе) смогли почувствовать главное: он нашел. То, что нельзя объяснить словами – и слава Аллаху, что у Сыдыханова были другие средства, не слова. Потому что он смог объяснить – и в своей знаковой живописи, под эгидой которой, по словам художника Галыма МАДАНОВА, прошли все девяностые, и в других картинах – в тех, в которых он опять по-новому говорит о прежних, дорогих его сердцу вещах – самое главное. «Белый кимешек», «Символ Шолпан», «Аральская юрта»... и мой любимый «Лунный волк» (на снимке).

...К некоторым картинам, как к отдельным книгам, нужно возвращаться всю жизнь – и каждый раз открывать их (и себя) по-новому. Могла я подумать в середине нулевых, что только через 10 лет пойму все значение его «Пустой лодки», ее спокойную открытость миру? Могла я подумать, что «Лунный волк» из девяностых «поймется» только сейчас: тотемный зверь, что заполняет собой едва ли не все небо, защищая нас...

Фото предоставлено Зауреш СЫДЫХАНОВОЙ.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Попечительный «охотник на ведьм»?
Что скрывается за информатакой на министра просвещения?
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Какой город «круче»: Астана, Алматы или Шымкент?
Сравнительный анализ трёх мегаполисов по демографии, доходам и экономике
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером