В это время большая группа инвалидов-колясочников, купивших билеты на дневной поезд в столицу для участия в соревнованиях, не сможет в него забраться
Колясочники взяли билеты на единственный дневной поезд №339Х, в котором нет ни одного подъемника и ни одного места, оборудованного для инвалидов. Кассир сообщила, что ради инвалидов никто не будет цеплять к поезду приспособленный вагон. Между тем, по закону, каждый состав должен быть оборудован подъемником и инвалидным местом.
В 2013 году инвалид первой группы Елена ЮРЧЕНКО уже добилась от АО "Пассажирские перевозки" компенсации морального вреда в сумме 500 000 тенге за то унижение, что ей пришлось испытать по дороге на лечение в Боровое. Сначала она не смогла попасть в здание павлодарского железнодорожного вокзала – пандусы оказались опасными для жизни. Пришлось добираться до вагона через рельсы. Затем женщина шесть часов терпела, потому что не могла попасть в туалет. Другие колясочники вынуждены были ползти в уборную на руках. После этого громкого судебного процесса в Казахстане вроде бы начали закупать вагоны для лиц с ограниченными возможностями, отвечающие требованиям технического регламента, утвержденным постановлением правительства РК № 794 от 04.08.2010 г. Однако, как выяснилось, сделано все было больше для галочки.
- В мае этого года я ездила в Нур-Султан, - рассказывает Елена Юрченко. - Купила билеты в вагоны для инвалидов в поезд № 673ЦА сообщением "Павлодар – Нур-Султан" и поезд № 354ЦА сообщением "Нур-Султан - Павлодар". Они продаются только по справке об инвалидности, которую нужно предоставить кассиру только офлайн. В вагоне не оказалось подъемника, которым согласно статьи 17-2 Закона "О железнодорожном транспорте" должен быть оборудован каждый состав. Пассажиры спускали меня на перрон вручную. 23 сентября мне снова нужно быть в Нур-Султане. Обратилась в АО "Пассажирские перевозки", чтобы приобрести билет, но мне ответили, что пассажирский поезд № 339Х не оборудован вагоном для инвалидов.
Юрченко написала письмо в РГУ "Инспекция транспортного контроля по Павлодарской области" с просьбой провести внеплановую проверку перевозчика по факту нарушений закона "О железнодорожном транспорте" и обязать его навести порядок. В своем ответе инспекция сообщила, что "в отношении регионального филиала по пассажирским перевозкам "Северный" АО "Пассажирские перевозки" составлено два административных материала в связи с выявлением двух фактов отсутствия в составе поезда № 354 вагона с подъемным устройством". А что с устранением нарушений?
- Я дозвонилась в АО "Пассажирские перевозки", там были полны сочувствия, но ответили: у нас нет возможности переоборудовать старые поезда и электрички. Между тем 23 сентября в Нур-Султан на соревнования едут наши колясочники - стрелки и легкоатлеты, затем – спортсмены, занимающиеся настольным теннисом и пауэрлифтингом, и все в поезде 339Х. Представляете, что будет твориться на перроне? Для защиты наших прав я подготовила новый иск в суд.
Наша справка
Согласно ст. 17-2 Закона "О железнодорожном транспорте" для доступа инвалидов к услугам в сфере железнодорожного транспорта на железнодорожных вокзалах и железнодорожных станциях должны быть обеспечены:
1) выделение мест с установкой специальных дорожных знаков для парковки автотранспортных средств инвалидов;
2) приспособление зданий, подъезда к зданиям (входа в здание, лестниц), путей движения внутри здания для маломобильных групп населения;
3) оборудование информационными сигнальными устройствами и средствами связи, доступными для инвалидов с нарушениями зрения и (или) слуха, в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан;
4) наличие дежурной инвалидной кресло-коляски для обслуживания инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других маломобильных групп населения;
5) оборудование общественных туалетов кабинами для лиц, перемещающихся на инвалидных кресло-колясках;
6) установление специализированных таксофонов для лиц, перемещающихся на инвалидных кресло-колясках.
В составе поезда должен быть вагон с подъемными устройствами для посадки и высадки лиц, передвигающихся на инвалидных кресло-колясках, со специализированными местами для лиц, передвигающихся на инвалидных кресло-колясках.