Симфония жизни Жубановой

6961 просмотров
0
Юлия МИЛЕНЬКАЯ
Среда, 06 Дек 2017, 16:30

Артисты ГАТОБа отметили 90-летие со дня рождения композитора Газизы Жубановой

На снимке: Газиза Жубанова.

В Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая 2 декабря состоялся концерт, посвященный 90-летию народной артистки СССР, лауреата Государственной премии, профессора Газизы ЖУБАНОВОЙ. Плоды насыщенной творческой жизни лидера композиторской школы Казахстана были представлены современными талантливыми музыкантами.

Читайте также
Зарина Алтынбаева: Музыкант должен быть честен с собой

Атмосфера правды и доверия

Жанровый спектр творчества Газизы Ахметовны невероятно многообразен, в особенности по меркам современных композиторов. Ею созданы три оперы, четыре балета, три симфонии, три концерта, шесть ораторий, пять кантат, свыше тридцати произведений камерной музыки, песенные и хоровые сочинения, музыка к спектаклям и кинофильмам.

Формирование музыкального мышления Газизы Жубановой произошло в студенческие и аспирантские годы в Московской консерватории в классе профессора Юрия ШАПОРИНА. В своих воспоминаниях о своем учителе она писала:

«Как это много значит с молодых лет быть в атмосфере правды и доверия! Как это возвышает душу и направляет на поиски подлинного в искусстве, учит, что настоящее достигается каждодневным трудом, одержимостью и страстью к своему призванию».

На прошедшем концерте прозвучало произведение Юрия Александровича Шапорина на слова русского поэта Александра БЛОКА «Твой южный голос томен» в исполнении Гульнар САКЫШОВОЙ.

Читайте также
Аве, Мария!

«Это как первая любовь»

Сегодня произведения Жубановой продолжают быть на слуху как у профессионалов, так и любителей классической музыки страны. Студенты творческих вузов республики в свою экзаменационную программу охотно включают концерты Газизы Ахметовны.

Композитор успешно сочетала творческую работу с активной общественной и педагогической деятельностью. Будучи ректором Алма-Атинской консерватории в течение 12 лет она посвятила воспитанию современной плеяды талантливых казахских композиторов, музыковедов, исполнителей.

Один из ее учеников – композитор-классик Тимур ТЛЕУХАН.

– Отучившись два года на подготовительных курсах, я поступил на первый курс консерватории. В тот момент Газизы Ахметовны не стало, и я оставил консерваторию, потому что учителя Жубановой мне очень не хватало, - вспоминает Тлеухан. – В консерватории были именитые и профессиональные преподаватели, которые взяли шефство над классом ее учеников, но у меня с ними такого контакта, как с Газизой Жубановой, я уверен, не получилось бы. Это же ведь как первая любовь…

Тимур Тлеухан также вспомнил, что с Газизой Ахметовной всегда можно было поговорить на разные «музыкально-житейские темы».

– Бросив консерваторию, я не бросил музыку. Все время старался руководствоваться советами, которые мне давала Жубанова, - отмечает композитор.

Читайте также
Почетная должность – играть на органе своими руками, своими ногами!

Возвращение спустя 40 лет

Будучи глубоко национальным композитором, Жубанова сказала свое мастерское слово в таких сочинениях, как симфоническая поэма «Аксак-Кулан», оперы «Енлик-Кебек» и «Курмангазы», симфония «Жигер», оратория «Письмо Татьяны», кантата «Сказ о Мухтаре Ауэзове», балет «Карагоз».

Кстати, 24 января 1975 года в ГАТОБе имени Абая с большим успехом состоялась премьера оперы «Енлик-Кебек». Позже она прозвучала в московском Большом театре, в петербургском Мариинском театре и в других городах Советского Союза. В рецензиях писалось:

«Опера обладает чертами оперы-оратории. Здесь нет бытовых деталей, действие подчас как бы перенесено в «пространство», все подчинено выявлению главного – эмоций, чувств героев. В основе оперы – драма Мухтара АУЭЗОВА, близка шекспировской «Ромео и Джульетте». И в опере – не только в музыке, но и в сценическом решении спектакля Азербайжаном МАМБЕТОВЫМ подчеркивается столкновение двух полярных начал».

Год назад алматинцы смогли насладиться новой версией оперы «Енлик-Кебек», а 22 февраля 2018 года театр планирует показать данный спектакль, посвятив его юбилею Газизы Ахметовны Жубановой… Арию Енлик из оперы «Енлик-Кебек» на концерте исполнила Дана ТАЛАСПЕКОВА, а ариозо Кебек – Балуан БЕРКЕНОВ.

Читайте также
Мальтийский «орден» для наших солистов

Династия талантов

Ценности, принятые от отца, народного артиста Казахской ССР Ахмета ЖУБАНОВА, основанные на любви к людям, к труду, к познанию мира, Газиза Ахметовна передала и своим детям.

В концерте принял участие и представитель талантливой династии – Алиби МАМБЕТОВ – сын Газизы Ахметовны и знаменитого режиссера, народного артиста СССР, народного героя Казахстана, лауреата Государственной премии СССР Азербайжана Мадиевича Мамбетова.

На снимке: Газиза Жубанова и Азербайджан Мамбетов.

Алиби Мамбетов продолжил дело своей матери, став композитором и педагогом. Его проникновенное лирическое «Трио-элегия», посвященное памяти родителей, исполнили Еркин МУРЗАГАЛИЕВ, Дилара КУРМАНАЛИЕВА, Гульнар ЖИДИЛОВА. Музыкально и виртуозно выступила с четырьмя пьесами для флейты Мамбетова Оксана ТАРАСКИНА.

Читайте также
Карина Абдуллина: Чтобы выжить, мне нужно петь

Музыка всегда актуальна

Помимо плодотворного диалога с традиционной культурой, Жубанова представила яркие образцы обращения к современной тематике с ее трагическими и незабываемыми страницами. Это камерно-инструментальная поэма «Толгау», которая посвящена памяти Алии МОЛДАГУЛОВОЙ, опера «Двадцать восемь» – подвигу панфиловцев, в балетах «Акканат», «Легенда о белой птице» и «Хиросима» выражена боль трагедии японского народа.

Главным для Жубаной всегда являлся вопрос о путях дальнейшего развития культуры Казахстана. «Истинная традиция живет в развитии», - говорила она.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером