В этом году исполняется 90 лет со дня рождения «казахского кинематографического папы» - режиссера Абдуллы Карсакбаева
На верхнем снимке: Абдулла Карсакбаев.
* Классик детского кино
* Как поставить сорванца в угол в круглой юрте
* Девочка и режиссер
* Дедушка Ленин, почему ты сделал меня сиротой?
* «Алпамыс», еще один сын Карсакбаева
* Антисоветское кино в советскую эпоху
* Школа Абдуллы ничуть не уступает голливудской
* …А он взял и ушел
Кадр из фильма "Меня зовут Кожа".
Его картины были самыми награждаемыми, а он ни разу не выезжал с ними за границу. О том, что его фильм «Меня зовут Кожа» получил диплом Каннского кинофестиваля, Карсакбаев узнал по радио. Он и умер-то с маленьким-маленьким званием, которое получил незадолго до смерти, - заслуженный деятель искусств.
Классик детского кино
Режиссер, которого за его умение «вводить в образ» маленьких актеров называли «казахским кинематографическим папой», родился 2 октября 1926 года в Алма-Атинской области. Был 16-м ребенком в семье. В отличие от своих братьев – крепких парней ростом под два метра, Абдулла рос маленьким и щуплым, но именно он прославил имя отца.
Прошел через многое: сначала было голодное детство, потом четыре года ухаживал за парализованным отцом. Собственно, из-за этого его и не забрали на фронт. Во время войны окончил киноактерскую школу при Центральной объединенной киностудии (ЦОКС) в Алматы. В 1950 году поступил во ВГИК в мастерскую Ивана ПЫРЬЕВА.
В 50-х годах режиссер-игровик Карсакбаев много занимался документальным кино. «Народные ремесла казахов» – это его первая картина на этой стезе. Мало кто из зрителей запомнил ее, но в киношном мире картина имела довольно широкую известность. Она была представлена на конкурсе в Канаде, где получила специальный приз и была закуплена 40 государствами. И хотя после этого фильма стало ясно, что Карсакбаев действительно яркий художник, он еще долго ходил без работы…
Как поставить сорванца в угол в круглой юрте?
Кадр из фильма "Меня зовут Кожа".
Абдулла создавал свои шедевры в 60-х и 70-х. Не расплескать в те трудные для творчества годы данный природой талант было мужеством, хотя те, кто его не любил, называли это по-иному – «невыносимый характер». Да, он выпивал, грубил, был прямолинеен, но те, кто называет его своим «кинематографическим папой», говорят, что ему это шло, что у него все было к месту.
А еще все, кто с ним работал, говорят, что он удивительно понимал детей. У него легко и органично входили в роль даже самые маленькие.
Юсупу ШАМУЗОВУ, тому самому чабанскому сынишке, в юрте которого Кожа и его приятель Султан, «заплатив» копейку, обманом выпили весь кумыс, съели всё мясо и своровали шкурку ягненка, было всего четыре годика, когда он пришел работать в картину «Меня зовут Кожа».
Будущий спортивный доктор, выпускник Ленинградского медицинского института то орла дразнил, то собаку… Бывало, уже и свет поставят, и камеру включат, но Юсуп, увидев, например, бабочку, забывал о роли, о наставлениях режиссера и бежал за ней. Вся группа останавливала работу и с хмурыми лицами терпеливо ожидала, когда малыш, наконец, поймает ее. Воспитательница, которую специально прикрепили к Юсупу, даже в угол пыталась его ставить. Впрочем, последнее сделать было не так-то просто. Съемки шли на жайляу, жили в юртах, углы найти в ней невозможно. Выход нашелся, когда кто-то посоветовал открыть дверь юрты – снаружи как раз получался угол.
Девочка и режиссер
Кадр из фильма "Погоня в степи".
- Абдулла Карсакбаев - мой крестный отец в кино, - говорит народный артист республики Досхан ЖОЛЖАКСЫНОВ.
…Шел 1977 год. Досхан Жолжаксынов в то время только что закончил театральный институт и бегал в поисках работы.
В один из таких дней его и пригласил на кинопробы в своей новой картине «Погоня в степи» Абдулла Карсакбаев, но при этом режиссер не сказал, на какую роль. В ответ на расспросы начинающего актера ограничился уклончивым: «Там посмотрим».
И начались гонки! Пробовалось очень много актеров. В финале Досхан с покойным Жамбылом КУДАЙБЕРГЕНОВЫМ остались вдвоем. Один из них должен был играть красноармейца Хамита, другой – бандита Ахмета.
Роль Хамита досталась Досхану чудом. Большинство членов худсовета склонялось к тому, чтобы доверить ее Жамбылу, поскольку он был уже штатным актером киностудии и уже успел сняться у Булата МАНСУРОВА. Но Карсакбаев настаивал на кандидатуре Жолжаксынова.
- А я в это время стоял в коридоре и волновался, но нутром чувствовал, что красноармеец Хамит близок мне и своей судьбой, и своим характером, - рассказывает актер. - Когда худсовет закончился, Абекен подозвал меня: «Эй, щенок, иди сюда. Я верю в тебя, но ты должен вытащить роль».
- Сердце мое переполнено любовью, нежностью и бесконечной благодарностью к великому мастеру, которым открыл мне дорогу в мир кино, - говорит одна из самых красивых актрис казахского кино Гульнара ДУСМАТОВА, сыгравшая главную роль в этой первой казахской приключенческой ленте. - Будучи очень смелым, даже рискованным человеком, он пригласил меня, 12-летнюю девочку, на серьезную драматическую роль. Это было с его стороны поступком.
Гульнара Дусматова в фильме "Погоня в степи".
Когда ассистент режиссера Мурат ИБРАЕВ на свой страх и риск привел девочку к Карсакбаеву, в уголке полутемной комнаты Гульнара увидела «маленького, щупленького старичка» с грозными усиками и глазами-буравчиками. Он, естественно, расхохотался, увидев ее, но сказал: «Хорошо, я с ней поговорю».
Гульнара, чуть ли не с детсадовского возраста тайно мечтавшая о кино, и стихи рассказывала, и пела, и танцевала – лишь бы понравиться режиссеру. Цели своей она достигла – Абдулла в тот же день сказал своему ассистенту, чтобы он никого больше не искал, и начался марафон бесконечных кинопроб.
- Я краем уха слышала, как некоторые члены худсовета возмущались: «Да вы что! У героини по сценарию пробуждается первое чувство. Но ведь эта девочка (имелась в виду я) совсем еще ребенок!» Это сейчас всё можно, а в те времена любовь подростка к взрослому мужчине считалась запретной темой. Но Абдулла настоял и меня утвердили.
При этом он добился, чтобы у моей героини были не традиционные косы, а распущенные волосы и несколько косичек по бокам. Это тоже было новшеством, смелым шагом - казашки такие прически не носили. Но ему хотелось, чтобы героиня была необычной. Абдулла Карсакбаев просто перевоплощался в девочку 12 лет, когда показывал, как нужно моей героине прыгать, кружиться, смеяться…
Я его называю своим папой в кино. Не знаю, провидение ли это сверху, или случайность, но теперь получается, что я дважды Абдуллаевна: мой отец и Карсакбаев - тезки…
«Дедушка Ленин, почему ты сделал сиротой меня, а не байских детей?»
«Крестным отцом» Абдулла Карсакбаев стал и для кинорежиссера и актера Болата КАЛЫМБЕТОВА.
Он нашел мальчишку в казахской средней школе №12 Алма-Аты, когда искал исполнителя главной роли – сироты Бектаса - в фильме «Путешествие в детство».
- Не совру, если скажу, что, кроме меня, на роль пробовалось около тысячи таких же, как я, смуглых, маленьких, тугощеких аульных ребятишек, - рассказывает Болат. - На кинопробах я должен был вбежать в класс, встать на колени перед портретом Ленина и сказать такие слова: «Дедушка Ленин! Почему ты сделал сиротой меня, а не байских детей? Я не воровал сапоги Сагатбая-ага, учитель их сам мне отдал, а они называют меня вором. А еще, дедушка Ленин, помоги нам снова открыть нашу школу».
Конечно, это была заслуга режиссера, но в этом эпизоде я выдал всё что мог. Пока худсовет заседал (а он был тогда очень мощным - Габит МУСРЕПОВ, Шакен АЙМАНОВ, Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, Абдижамил НУРПЕИСОВ), я стоял в коридоре с Абдуллой-ага и рвался зайти туда, где решалась моя судьба. Пока мы с ним спорили, к нам подошел мужчина. Я в нем узнал Алдара-Косе из знаменитого одноименного фильма. Он и завел меня на просмотр.
Когда начали показывать меня, я заплакал... Алдар-Косе (это был Айманов) крикнул: «Стоп!». И меня вывели из зала, а через два часа все стали поздравлять с утверждением на главную роль.
Потом я стал переходить из фильма в фильм, за мной закрепилось прозвище «казак киносынын кара баласы».
Сейчас я сам ищу точно такого же мальчика, как мой Бектас, в свою полнометражную художественную картину «Талан». Сейчас мои ассистенты ездят по аулам. Есть намеки, но надо еще искать, искать.
Языка родного дети не знают. Когда я прошу ответить на казахском, держат паузу. И все какие-то похожие друг на друга. А кино-то надо делать хорошее, настоящее, как у моего крестного отца Абдуллы-ага.
«Алпамыс», еще один сын Карсакбаева
Кадр из фильма «Алпамыс идет в школу».
Фильм «Алпамыс идет в школу» снят почти 40 лет назад. Исполнителю главной роли Ермеку ТОЛЕПБАЕВУ было всего пять с половиной лет, когда он пришел работать в картину.
После «Алпамыса» он снимется во многих лентах - «Серебряный рог Алатау», «Тайна поющего острова», «Время жить», «Искупи вину»… Но из всех некогда работавших с ним режиссеров Ермеку, так и не ставшему артистом, больше всего нравилось работать с Абдуллой Карсакбаевым. По словам его матери, при всем том, что режиссер весьма скептически и, даже можно сказать, сурово относился ко всем членам съемочной группы, с детьми все было совсем по-другому.
Кадр из фильма «Алпамыс идет в школу».
- Что греха таить, он мог распинать всех и вся, но когда ставил кадры с малышами - преображался, - рассказывает Жаннет ТОЛЕПБАЕВА. - «Балам, акем-кокем», - ворковал он с Ермеком. И, зная мое влияние на сына, также обращался и со мной: «Жанна, - говорил он, - имейте в виду, завтра нам нужно бодренькое, хорошее настроение. Это, конечно, большей частью зависит от меня, но вы тоже не должны стоять в стороне». Он понимал, что через меня можно обеспечить то настроение, которое ему нужно по кадру. А вот те его коллеги, которые считают, что это может произойти само по себе, ошибаются. Актеры, а тем более, если таковыми являются дети, - тонкая материя. После того, как мой сын снялся в кино, у меня язык не поворачивается сказать о представителях этой профессии что-нибудь плохое.
Антисоветское кино в советскую эпоху
Цензура в те годы, когда Карсакбаев снимал свои фильмы, была очень жёсткой. Но он воевал за каждый кадр, и всё же до сих пор остается загадкой, почему не особо прошерстили того же «Кожу»?
Там ведь есть чуждые, как тогда говорили, советской морали сцены. Например, когда малолетний герой курит или когда вместе с приятелем совершает кражу в доме чабана. Или же сцена, где некий Каратай предлагает матери Кожа выйти за него замуж.
«Зачем на детскую психику давить такими сценами?» – спрашивали у Карсакбаева апологеты советской морали. Но именно благодаря тому, что в фильме жизнь показана такой, какая она есть, «Кожу» любят не только дети, но и взрослые.
Его называют классиком детского кино, но он еще и классик социальных лент. Фильм «Тревожное утро» посвящен голоду 1910-30-х годо.
За то, что Абдулла показал сцены, где люди толпами умирают от голода, его очень ругали. Это, по сути, антисоветский фильм. Удивительно, как в 1960-е он мог осмелиться снять такую картину.
Андрон МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ, увидев этот фильм, назвал его гениальным...
Кадр из фильма "Тревожное утро".
Школа Абдуллы ничуть не уступает голливудской
Народного артиста Нуржумана ИХТЫМБАЕВА, в прошлом сельского учителя, тоже открыл Абдулла. Кинокарьера самого снимаемого казахского актера началась с «Тревожного утра», где он играл батрака Капана.
Когда отснятый в процессе кинопроб материал просматривал худсовет киностудии, то главный редактор «Казахфильма» Олжас Сулейменов и председатель Госкино республики Александр ФЕДУЛИН заинтересовались: «Где нашли парня?». И велели немедленно вызвать учителя из Панфилова в Алма-Ату.
- Абдулла стал мне как отец, - вспоминает народный артист республики Нуржуман Ихтымбаев - Душа у него была, как степь, - открытая со всех сторон. Не любил сплетен, не любил, когда обсуждали за спиной, а еще он был очень смелым. Снимал уверенно, никогда не знал колебаний, давал полную свободу творчеству, поэтому актеры любили с ним работать. То, что на съемочной площадке я никому не уступал - ни россиянам, ни голливудским актерам, – это школа Абдуллы. «Всегда надо ходить как сжатая пружина, готовая в любой момент распрямиться», - говорил он...
Позже, когда я в основном снимался на Мосфильме, друг-москвич, режиссер Андрей ЮРЕНЕВ, однажды пригласил меня: «Нурик, пойдем посмотришь мой курс, а заодно увидишь свою молодость».
Приходим в смотровой зал и вдруг вижу на учебном экране - «Тревожное утро»! Андрей его, оказывается, показывал как наглядное пособие своим студентам. Я сделал непроницаемое лицо и равнодушным голосом спросил: «Ну и что ты нашел здесь хорошего?».
«Старик, этот фильм не только я, Андрон Кончаловский тоже показывает своим студентам, чтобы они увидели, как надо работать с актерами и как должны работать сами актеры».
После Абдуллы я видел много режиссеров, похожие были, но таких, как он, уже не было. Нет, вру. Метод голливудского режиссера Аркадия ГОРДОНА схож с карсакбаевским. Я работал у него, когда он в 1989 году снимал советско-американскую картину «Великий самоед». Гордон, тоже смелый и уверенный в себе режиссер, так же, как Абдулла, в мыслях уже монтировал еще пока снимаемую картину.
Кадр из фильма "Тревожное утро".
…А он взял и ушел
Доказывая свое «я», Карсакбаев часто шел на конфликты. Абсолютно не умел разговаривать с чиновниками. Мог запросто обратиться к ним на «ты» или же сказать кому-нибудь из них: «Отвали!». А они ему в отместку не давали снимать. Он часто бывал в простое. В это время Абдулла дублировал фильмы на казахский язык или же помогал молодым режиссерам.
Фрагмент из выступления А. Карсакбаева на заседании худсовета «Казахфильма»:
«..Шакен Кенжетаевич (Шакен Айманов. – Ред.) серьезно критиковал картину «Кыз Жибек». Я в этом отношении с ним не согласен. Он также критиковал «Песнь о Маншук». Но раз критикуешь такие серьезные картины, тогда не хвали откровенно слабую картину «Красные камни».
Друзей у него было немного, но зато какие это были люди! Нургиса ТЛЕНДИЕВ, Нурмухан ЖАНТУРИН, Кененбай КОЖАБЕКОВ…
Нургиса Тлендиев написал музыку практически ко всем фильмам Абдуллы. Оба они – выходцы из народа, поэтому часто вдвоем ездили в дорогой их сердцу аул.
С интеллектуалом Жантуриным, в круг которого вообще-то попасть было трудно, они понимали друг друга с полуслова. Они могли сидеть и молчать часами за бутылкой коньяка, а могли и прикрикнуть друг на друга. Их дружба началась еще с той поры, когда в 50-х Марк ДОНСКОЙ снял в своей картине «Алитет уходит в горы» про народы Севера всех троих – и Кененбая Кожабекова, и Нурмухана Жантурина, и Абдуллу Карсакбаева.
А дружили они потому, что делить им было нечего – они были по-настоящему народные и, как росток через асфальт, сами прорывались к признанию.
Называя его поистине народным режиссером, те, кто знал и любил его, говорят, что он знал запах земли, травы и молока, потому-то и умел делать такое кино, которое брало призы на кинофестивалях класса «А», и в то же время его картины любил народ.
…За два дня до смерти, которая случилась 3 сентября 1983 года, Абдулла плотно работал над новой редакцией «Тревожного утра». А в день смерти сходил в гости к своему другу Кененбаю Кожабекову. Вернулся домой, вышел перед сном на улицу, сел на скамеечку перед домом и… умер от инсульта. Ему было неполные 57 лет.