Спектаклем «ФрИДа» в Алматы презентовали новый Театр пластической драматургии
На снимке: сцена из спектакля «ФрИДа».
Яна МАКАРЦЕВА, человек с классическим балетным образованием, в минувший уик-энд показала себя одновременно в четырех амплуа – режиссера, хореографа-постановщика, танцовщицы и актрисы. Вместе со своей небольшой командой она создала новое артистическое пространство в городе, а именно - Театр пластической драматургии. И родился он… в алматинской арт-галерее «Тенгри-Умай».
Гений на грани психоза и депресии
Спектакль создан по мотивам жизни всемирно известной художницы прошлого века Фриды КАЛО. Ее жизнь - кладезь душевных стенаний, физической боли, телесных страстей, и, как следствие, это настоящая находка для рождения современного творческого проекта.
Гений, балансирующий на грани психоза и депрессии, нетрадиционные предпочтения, секс и безоговорочное служение своему делу – нередкие темы для спектаклей сегодняшних независимых театральных трупп. Ведь на них охотно идет зритель. Собственно, «ФрИДа» не является исключением. И при этом достойным примером этого «неисключения».
Ведь нередко непрофессионально сделанные спектакли, мусолящие вышеперечисленные вопросы, скатываются в откровенную самодеятельность и пошлятину. Здесь этого, к счастью, не произошло. Даже несмотря на то, что Яна взгромоздила на свои хрупкие балетные плечи сразу несколько ролей в своем творческом процессе. Спектакль получился цельным и интересным. Макарцева сумела удержать внимание зрителя. Она на сцене чрезвычайно экспрессивна, честна и сексуальна…
В «Пробе» есть все, как и во «ФрИДе»
Проект создавался режиссером довольно долго. Еще бы. Яна Макарцева к театру драматическому пришла совсем недавно из театра балетного. Но, как это порой случается с амбициозными людьми, в один прекрасный момент поняла, что способна расширить горизонты своего творчества.
В спектакле также задействованы актеры Дмитрий ИВАНОВ (Человек в шляпе), Карина СМАГУЛОВА, Жуматай ЛУКЬЯНОВ, Дмитрий Иванов (Люди жизни) и Алина АМЕЛИ, исполняющая роль Ида. В названии постановки центральные буквы выделены не случайно. «Ид» – бессознательная часть психики, несущая в спектакле более широкое значение.
Балет и хореографию сегодня все чаще можно увидеть на драматических сценах, в особенности на независимых театральных площадках ближнего и дальнего зарубежья. Кстати, в Алматы театр и балет сошлись друг с другом в моноспектакле «Проба» на площадке «АРТиШОКа» с участием актера Чингиза КАПИНА, имеющего за плечами и годы обучения в Алматинском хореографическом училище имени Александра СЕЛЕЗНЕВА. В «Пробе» Чингиз пересказывает языком своего тела, мимики различные периоды профессионального становления и жизни легендарного танцовщика Рудольфа НУРИЕВА. В «Пробе» есть все, как и во «ФрИДе»: страдание, счастье, любовь, эротика и, конечно, танец, с помощью которого можно увидеть все вышеперечисленное…
«Тенгри-Умай» приняла и обогрела
– Репетирует Яна с ребятами на нашей сцене уже почти год, - рассказывает директор и основатель первой казахстанской независимой галереи современного искусства «Тенгри-Умай» Владимир ФИЛАТОВ. – У многих начинающих молодежных театров в Алматы нет своей площадки. Эта тема чрезвычайно болезненна для представителей творческого сообщества города, но, увы, вызывает равнодушие у чиновников.
У Макарцевой была единственная просьба к Филатову – предоставить ей на время бесплатное помещение для ежедневных репетиций спектакля. Но прошло время, а другое репетиционное пространство режиссеру найти так и не удалось, и она попросила продлить возможность репетицировать еще на определенный срок.
– Я помог Театру не только с помещением, создав комфортные условия для репетиций, но и предоставил им арт-менеджера для решения организационных вопросов. Это недавняя выпускница КНК имени Курмангазы по специальности «арт-менеджмент» Анна СУВОРОВА, - рассказывает Филатов. – Мы смогли найти небольшие средства. Театр смог закупить осветительное оборудование, правда, частично в долг, приобрести костюмы, найти художника-постановщика – талантливую Айгерим БЕКМУХАМБЕТОВУ.
Стоит отметить, что «Тенгри-Умай» за 25 лет работы не раз и не два поддержала молодых художников, став для них своеобразным проводником в арт-пространство не только Казахстана, но и зарубежья. И, когда галерея стала расширять свои границы, ее подвальное помещение стало «оазисом» как для сообщества художников, так и для актерского.
Перед Театром пластической драматургии к Владимиру Филатову пожаловал в гости Немецкий драматический театр и задержался у него на целый год с лишним. Полуподвальное помещение Филатов переоборудовал под театральную сцену со зрительным залом, а малые помещения наверху служат площадкой современных художников.
«Власти Алматы не воспринимают новые течения в искусстве»
Некоторое время назад Владимир Филатов мог потерять свою галерею, которую, как он сам говорит, «власти города отдавали на откуп бизнесменам». А ведь именно Филатов когда-то сам восстановил это помещение, отремонтировал за свой счет и долгие годы арендует его у города. В нижнем помещении, где сейчас театр, были сырость, плесень, бегали крысы и тараканы…
Галерея долгие годы помогает всем творческим людям на некоммерческой основе. Если говорить о привлечении финансов, то, по словам Филатова, делать это с каждым годом становится все сложнее.
– Арендовать помещение тоже нелегко, цены растут, а отношение властей к культуре... падает. Финансируется то, что понимается руководством города. Новые течения в искусстве, в которых развиваются современные творческие люди, они не воспринимают, а значит, для них они, это течения, просто не существуют, - с грустью отмечает Филатов.
Тем не мнее, галерея со своим бессменным руководителем отстояла право работать дальше, развивая теперь не только художественное, но и театральное пространство города. Многие художники Казахстана стали известны благодаря выставкам в «Тенгри-Умай». Остается надеяться, что и новый Театр пластической драматургии под руководством Яны Макарцевой обретет свое имя на полноценной теперь уже театральной сцене галереи и подарит городу не один актуальный и понятный думающему, неравнодушному к искусству зрителю спектакль.
Фото автора.