Современные “самобеглые коляски” воруют ощущение безопасности и у водителей, и у пешеходов
Ratel.kz освещал судебный процесс по делу о столкновении автомобиля с мопедом, где водителя автомобиля признали виновным в нарушении правил дорожного движения, приговорили к году ограничения свободы, лишили водительских прав на три года и обязали выплатить 4-миллионный ущерб пострадавшему пассажиру мопеда. При этом в суде водитель мопеда заявил, что не знает ПДД и более того - не обязан знать их. Всё дело выставлялось таким образом, будто бы мопед приравнен к пешеходу. Это своего рода судебный прецедент, который не только развязывает руки мопедистам, но и дает соблазн заниматься автоподставами.
Этот судебный процесс - частный случай, но он показателен на фоне увеличения количества альтернативного современного транспорта, в особенности - мопедов, скутеров и электросамокатов и в особенности - в больших городах. Такой транспорт вызывает большое количество проблем на дорогах. Если говорить о мопедах, то разъезжая по проезжей части, они нервируют водителей автомобилей - мопеды непредсказуемы и не подчиняются общим правилам, ездя же по тротуарам, они создают опасность для пешеходов. К тому же, на мопедах часто ездят подростки и те, у кого нет водительских прав, без какой -либо регистрации транспортного средства. К тому же, мопеды очень юркие и в случае ДТП их водители могут проскочить во двор, через узкую улочку и скрыться от полиции, в случае погони.
С электросамокатами всё ещё сложнее. Люди пугаются, когда на них летит или неожиданно выруливает сбоку самокатчик - чаще всего подросток, у которого ещё не сформировано чувство страха и осознание собственной и чужой смертности. Да, сейчас появились правила, но работают ли эти правила на самом деле? Автоблогер Диас ВАЛИХАН высказал свое мнение по этому вопросу.
- Мопедист - это, конечно, не пешеход. Хотя бы с точки зрения того, что есть существенная разница в скорости передвижения. Для проезда перекрестков и пешеходных переходов они пользуется тем, что они “типа пешеходы”. Мопедист не может быть пешеходом, потому что само название слова “пешеход” говорит о том, что человек должен быть пешком. Соответственно, мопедист не может ездить по тротуару. Когда они едут по тротуару, они создают опасность для пешехода, мопеды тяжелые, под 100 кг, а некоторые модели и все 150 кг, гораздо тяжелее велосипеда, хотя даже если человек столкнется с велосипедом - это уже неприятно, а с мопедом могут быть тяжелее последствия.
Мопедисты должны ездить по проезжей части, потому что у них есть все для этого - скорость, фары, они будут ехать в потоке и не создавать проблем водителям. Единственное, он должен ездить по правой полосе и не делать поворотов налево, тогда это будет беспроблемно. Но они так не делают и тем самым создают проблемы водителям, - говорит Диас Валихан.
В пресс-службе департамента полиции Алматы подтвердили, что мопеды стали серьезной проблемой на дорогах.
“Только за 8 месяцев 2024 года было совершено - 523 ДТП с участием мопедов, в которых были ранены - 535 человек, погибли – 11 человек. Также произошло 69 ДТП с участием самокатов, в которых были ранены – 75 человек. С начала 2024 года привлечено к административной ответственности 19 823 водителя мопедов по статье 615 КоАП РК “Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения” (санкции статьи предусматривают штраф в 2 МРП, или 7 384 тенге - А.Ш.). 916 водителей мопедов привлечено по статье 620 КоАП РК и 17 377 водителей электросамокатов”, - сообщили в пресс-службе полиции Алматы.
По мнению Диаса Валихана, основная проблема в том, что мопеды никак законным образом не урегулированы в стране.
- Когда водитель автомобиля едет по дороге, он руководствуется ПДД, в то время как мопедист руководствуется собственными инстинктами, из-за чего создается хаотичное движение на дорогах. Каждый мопедист должен иметь водительские права, а мопеды - проходить регистрацию, чтобы в случае ДТП его можно было идентифицировать и привлечь к ответственности. Что касается рёва моторов мопедов - причина в переоборудовании, и с этим можно бороться. Если машину переоборудовали, полиция останавливает ее и может оштрафовать водителя, вплоть до того, что автомобиль могут забрать на штрафстоянку за это.
Получение же водительских прав отсеет число мопедистов, это повысит планку поездки на мопеде. Если так сделают, то любой желающий сесть за него не сможет, а если и сядет, то ему придется сначала почитать ПДД, сдавать тесты. Таким образом, если мопедист будет ездить дисциплинированно и знать, что в случае ДТП его идентифицируют по госномеру и привлекут к ответственности, тогда он не будет вызывать больших проблем на проезжей части, - говорит Диас Валихан.
По мнению эксперта, не имеет смысла просто запретить мопеды, лучше будет придумать простые и четкие правила их эксплуатации. С электросамокатами - всё еще сложнее.
- Пользователи самокатов на тротуаре ведут себя так, будто бы они главные, при том что ездят быстрее 5 км/час - средней скорости пешехода - и сигналят, чтобы все уступали им дорогу. Как будто бы люди обязаны разбегаться перед ними. Это несправедливость, напротив, пользователи самокатов должны адаптироваться к пешеходам. Единственный выход, который я вижу - чтобы поставщики ограничивали максимально возможную скорость для самокатов. Как было с автомобилями - в страну запретили ввоз машин без подушек безопасности, без системы АБС и крепления детских кресел. С электросамокатами можно также, до 6 км/час - это самокат, выше - пусть ездит по правилам мопеда, - резюмирует Диас Валихан.
Помимо очевидных проблем, большой наплыв мопедов и самокатов вызывает неочевидные проблемы - стресс и беспокойство. Об этом говорит психотерапевт, директор частного "VERUM FOUNDATION" Жанар ДАНЕНОВА.
- В крупных мегаполисах, в таких как Астана и Алматы, дорожное движение уже обусловлено большим количеством автомобилей. Это постоянные пробки в часы пик, и некоторые водители стремятся любым способом выиграть время и игнорируют уважение к другим участникам дорожного движения, что приводит к нарушению движения в потоке. Концентрация внимания водителя - это определенное количество энергии, которое может истощаться. Когда истощается энергия, появляется раздражение и гнев. А следом чувство усталости и опустошенности, поэтому внимание водителей в определенные промежутки времени становится рассеянным, что может повлечь за собой неправильные действия.
В такие моменты трудно заметить и своевременно среагировать на появившийся мопед или самокат. Особенно в вечернее время, в сумерки информация, поступающая через зрение, заметно снижается. Также может присутствовать внутреннее напряжение, страх совершить наезд на мопедиста, который не руководствуется правилами дорожного движения. А это вызывает стресс у водителей, и может развиться чувство тревоги перед ожидаемыми последствиями, - говорит Жанар Даненова.
По мнению психотерапевта, нахождение в длительном стрессе может вызывать стойкие негативные чувства, приводящие к внутриличностному конфликту и в последствии - к невротическим расстройствам. Эксперт сама является автоледи и, наблюдая за психологическим состоянием других водителей, отмечает большое количество проявлений агрессии и низкого уровня ответственности на дороге.
- Осознанная и сознательная личность всегда будет вести себя корректно и достойно везде, в том числе и на дорогах. А для мопедистов на законодательном уровне необходимо ввести ответственность, как и всем участникам дорожного движения. Чтобы побороть стресс, необходимо научиться управлять своим эмоциональным состоянием. Изменить отношение к другим людям, особенно в потоке дорожного движения, на более доброжелательное и терпеливое. Не проецируя свои проблемы и переживания на других участников дорожного движения. Сейчас все информационное поле заполнено медитациями, упражнениями, которые помогают управлять эмоциями и профилактировать стресс. Надо уделить время для работы над собой, - советует психотерапевт.
Стресс и страх за безопасность при столкновении с мопедами и электросамокатами касается не только водителей автомобилей, но и пешеходов - горожане боятся за себя и за своих детей.
- Пешеходный тротуар уже перестал быть безопасным местом для пешехода. Таким образом нарушается базовая потребность личности в безопасности. Пешеход может получить как физические, так и психологические травмы при наезде самоката, который тоже является механизмом повышенной опасности из-за высокой скорости и веса самоката. В этой связи пешеход тоже находится в состоянии хронического напряжения и стресса. Накопленный стресс достаточно серьезно истощает психическую деятельность личности. На выходе мы можем получить деморализованное, психологически и психически нездоровое общество, - подчеркивает Жанар Даненова.
Отдельно стоит сказать о психологии “самокатчика” и “мопедиста” - чаще всего это несовершеннолетние либо молодые люди, а у подростков, по мнению специалиста, в момент пубертатного криза снижается инстинкт самосохранения. Они больше подвержены эмоциям и могут вести себя безответственно, с риском для жизни.
- Еще одна категория личности - это латентно суицидальные и инфантильные. Если хоть раз у личности на фоне психологической травмы появлялись суицидальные тенденции, то вытесненные в бессознательное они будут работать как программы замедленного действия и приводить к риску для жизни. Незрелость личности может проявляться как безответственное поведение, что может привести к тяжелым последствиям для себя и окружающих.
Что касается покупки мопедов и скутеров для несовершеннолетних - это зона ответственности родителей. Причины могут быть совершенно разные. Начиная от жизненной необходимости для заработка до замещения выражения чувств удовлетворением материальных прихотей ребенка, - подчеркивает эксперт.
Тем не менее психотерапевт считает, что мопеды и самокаты уже стойко вошли в нашу жизнь - это уже свершившийся факт.
- Чтобы выжить в городе, необходимо зарабатывать, быстро решая задачи, поэтому любой вид транспорта является необходимостью. Сейчас многие используют самокаты и мопеды как альтернативу машине или ходьбе пешком. Понятно, что в большом городе самокат и мопед удобнее для перемещения на небольшие расстояния, чем машина, особенно они популярны у работников доставки. Они очень маневренны, легкодоступны и финансово менее затратны, чем автомобиль. Однако мопедистов необходимо законодательно обязать подчиняться ПДД и ввести для них соответствующую ответственность. А для самокатчиков - использовать велодорожки. Необходимо также усилить контроль со стороны МВД за соблюдением правил ПДД самокатчиками и мопедистами, - подчеркивает Жанар Даненова.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Акмарал Шаяхметова, Instagram.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!