Российские паломники посещают могилу Джемаля в Алматы
На снимке: Павел Зарифуллин (слева) у могилы Джемаля.
В Алматы 5 декабря скончался глава Исламского комитета Российской Федерации Гейдар ДЖЕМАЛЬ. Его похоронили в Алматы на кладбище поселка Баганашыл. Одним из первых, кто совершил паломничество к могиле известного российского деятеля, стал Павел ЗАРИФУЛЛИН, лидер российских евразийцев, ныне руководитель Московского центра Льва Гумилева.
- Я давно знал Гейдара Джемаля, он бывал у меня в гостях, когда я жил в Казани еще 1998 году, - говорит Павел Зарифуллин. - Джемаль приехал в Казань вместе с Эдуардом ЛИМОНОВЫМ. Он мне сразу показался человеком очень добрым. В моем понимании он был российским интеллигентом.
Гейдар Джемаль был азербайджанским шиитом. Сейчас его причисляют к салафитам и ваххабитам, и да, он в это искренне верил, как может верить в это романтик, который видит какую-то новую культуру или веру, и уходит в неё целиком. Еще в 90-х годах, до увлечения салафизмом, он сказал: "В Исламе ни один народ не пропал - это правильная фраза. В нашей идеологии - в евразийстве - это принципиальная идея, чтобы ни один народ не пропал». Это не салафитская идея. Мало кто знает, но Джемаль был одним из учредителей Евразийского движения в 2003 году. Сама его смерть примирила и Орду, и Ислам, и всю его глубокую жизнь.
- Не станет ли теперь Алматы магнитом для салафитов и ваххабитов?
- Для ортодоксального ваххабита или салафита Джемаль - не верующий. Джемаль искал в этом мире правду и справедливость. В 90-х он искал правду в оппозиции, среди издателей газет «День» и «Завтра» (правые русские националисты во главе с Александром ПРОХАНОВЫМ – Ред.), среди совершенно мракобесных «красно-коричневых» странных людей, но не находил.
Джемаль - это совершенно русский народник, было такое социальное явление - народники. Это были дочери и сыновья губернаторов, представители элиты, которые бросали все и уходили «в народ», становились врачами и учителями. И Джемаль из той же породы, поэтому нужно совершенно спокойно относиться к его увлечениям. Мне кажется, салафиты сами его не примут, потому что он для них очень экзотичен - это как впустить в свою религию и культуру то, что подорвет ее изнутри.
Джемаль, на мой взгляд, это достояние нашей большой советской и российской цивилизации, она могла принять любого человека и любую культуру. Его главный труд - "Ориентация Север", за который мы его любим и уважаем - это совершенно метафизическое культурологическое исследование, ничего не имеющее общего с салафизмом. Это идея прямого общения с Богом. И в моей памяти Джемаль остался добрым и искренним человеком, который за свою доброту и искренность был готов стоять до конца и себя сжечь дотла. В своем одном из последних стихотворений, он сказал, что смеется над своими бинтами, над своими недугами и видит, как его сердце идет на таран. Человек, бившийся за социалиста Сергея УДАЛЬЦОВА, которого все предали, все друзья с Болотной площади, и все от него отказались и бежали за границу, а он до последнего ходил с этим Удальцовым и носился. Джемаль - русский народник, яркий представитель отечественной философской мысли.
- Почему именно в Алматы его решили похоронить?
- С Алма-Атой связан теперь не только Лев ТРОЦКИЙ, который был здесь в ссылке. Алма-Ата – отныне город философии и метафизики, и теперь Джемаль отметил этот город своим прахом, вписал его в историю мысли, в историю великих идей. Он похоронен в очень красивом месте, где он пришел к своему царствию небесному.