Экспериментальный независимый театр АРТиШОК совершил невозможное – артисты все-таки достроили большую сцену к началу сезона
В продвинутых европейских странах, да уже не только в продвинутых и не только в европейских, правительство и местные власти понимают важность наличия богатой и разнообразной культурной жизни в крупных городах. В том числе и необходимость существования независимых театров. Причем опять же важно, что они «не учат их жить, а помогают материально». В виде различных грандов и субсидий. Либо на определенную постановку, либо на целый год. Во-первых, потому что постановки высокого художественного и технического уровня требуют немалых денег, которых даже самому успешному независимому театру не заработать. Во-вторых, творчеству нужна конкуренция, а не просто освоение бюджета государственными театрами.
Как надоело быть «хитрой голью»!
К сожалению, Алматы пока еще не может похвастаться такими дальновидными в плане развития культуры чиновниками. На протяжении 15 лет один из самых популярных театров города и, что немаловажно, обладатель различных международных театральных премий, АРТиШОК ютился в подвале жилого дома. Да, артишоковцы, как та «голь, которая на выдумки хитра», изощрялись, как могли, чтобы выжать по максимуму из того, что у них было. Но когда сцена шесть на шесть метров, особо не размахнешься.
- «Артишоку» давно была необходима большая сцена, чтобы, по крайней мере, у нас смогло выходить бОльшее количество артистов, - сказала художественный руководитель АРТиШОКа Галина ПЬЯНОВА на презентации большой сцены театра. - Чтобы мы проверяли сценическое пространство не только в размерах шесть на шесть метров. Сейчас наша площадка увеличилась вдвое, а может и втрое, потому что теперь у нас мобильный зал, мы можем все здесь перемещать.
Год назад артишоковцы решились на отчаянный шаг - заявили о том, что начинают поиски места для строительства большой сцены. Отчаянный - потому что денег на это не было. Была лишь надежда на «а вдруг», как в тот раз, когда благодаря краудфандинговой компании «Театру нужен воздух» артисты собрали 3 млн тенге на установку вентиляции. Весной этого года было объявлено о том, что помещение для большой сцены нашли – это место, где раньше был ночной клуб в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Артишоковцы радостно делились своими планами, что уже в сентябре откроют новый сезон на большой сцене.
«Все эти месяцы, с апреля по октябрь, помещение было открыто, - рассказывает управляющий директор и актриса театра Анастасия ТАРАСОВА. - Каждую субботу тут проходили мероприятия. Сюда могли приходить журналисты, зрители, просто люди, чтобы посмотреть, на каком этапе стройка, с какими трудностями мы сталкиваемся. Я думаю, что в целом для Алматы строительство большой сцены театра АРТиШОК – это прецедент. Мне очень сложно оценить тот масштаб поддержки, который мы получили. Потому что произошли какие-то абсолютно неожиданные прекрасные вещи. Для нас невероятна ценность тех компаний, которые присоединились к нам за эти полгода. Для меня большая гордость, что мы привлекли 15 крупных, средних и мелких компаний, которые помогли реализовать этот проект. Ценна помощь наших зрителей, потому что именно в тот момент, когда уже были готовы опуститься руки, появлялись люди, которые говорили: «Вот тебе деньги, только не останавливайся». Или когда появлялся чей-то однокурсник или одноклассник со словами: «Мы делаем натяжные потолки» или «Мы устанавливаем видеонаблюдение. Чем вам помочь?»
Очередное письмо в акимат осталось непрочитанным
Еще в апреле артисты подсчитали, что строительство большой сцены обойдется им в 21 млн тенге. В результате после завершения ремонта сумма выросла до 27 млн. 4,2 млн тенге театр собрал на краудфандинг-платформе start-time.kz. Большая часть денег была привлечена благодаря спонсорам. Кто-то из приглашенных спросил у Анастасии Тарасовой: почему они не обратились за поддержкой в акимат, управление культуры, ведь городские власти заинтересованы в появлении еще одной театральной площадки? На что управляющая театром скептически пожала плечами: мол, у нас лучше рассчитывать на себя…
«У нас ни разу не случилось такого партнерства. Наверное, это не случайно, - говорит Анастасия Тарасова. - И не потому, что мы прям такие принципиальные и не работаем с государством. А может быть, это и хорошо. Я ценю свое время. Три года назад я пыталась обращаться в Министерство культуры, акимат… В итоге это было так: огромное количество бумажек, я должна была постоянно куда-то ходить, но меня не принимали, кому-то звонить, при этом мне не отвечали. Меня отправляли то к одним, то к другим. Хотя в акимате прекрасно знают наш театр. Галина Пьянова неоднократно режиссировала огромное количество городских мероприятий. В том, что мы не пересекаемся, нет ничего страшного, если бы мы были нужны друг другу, мы встретились бы. Кстати, вчера у нас была репетиция, и к нам зашел человек из акимата Медеуского района. Я 10 лет работаю в театре, и впервые к нам пришел кто-то из акимата. Я уже была готова к тому, что начнутся вопросы: «А вы утвердили фасад?» или еще что-то. Но на самом деле, он просто хотел узнать, что здесь будет… Вообще, я не любитель официальных писем. Я написала в FB пресс-секретарю акима Тимуру, который очень активный в сети, о том, что мы ждем БАЙБЕКА (Бауыржан Байбек, аким Алматы – Э.С.). Пусть приходит, мы будем очень рады. Так вот это письмо осталось непрочитанным…»
В новом сезоне на большую сцену на 150 зрительских мест будут перенесены спектакли «Норд Ост», «Уят», #ПРЯМОПОТОЛЕБИ. Последний уже репетируется на новой площадке. Малая продолжит работать как камерная сцена театра. Кроме этого, ARTиШОК готовит ряд премьерных спектаклей: «Дон Кихот», «Ричард III», «Ер Тостик».
Театр планирует привлечь московского режиссера Дмитрия АКРИША для постановки пьесы казахстанского драматурга Ольги МАЛЫШЕВОЙ «Все спокойно». На гастроли в ARTиШОК приедут театр АХЕ из Санкт-Петербурга и центр современной драматургии из Омска и Екатеринбурга.
Фото автора и предоставленные театром ARTиШОК.