Самоубийства на почве проблем в социуме - редкость
За последние десять дней в Алматы четыре ребенка покончили жизнь самоубийством. Сначала город потрясло сообщение о том, что 12-летняя девочка сбросилась с 13-го этажа. После - сообщение о том, что 16 сентября две девочки-школьницы разбились насмерть, упав с крыши 9-этажного жилого дома в Алматы. После этой трагедии в субботу, 21 сентября, поступила информация о том, что с балкона 13-го этажа спрыгнула девочка 12 лет.
Ratel.kz задал вопросы психотерапевту и директору частного фонда "VERUM FOUNDATION" Жанар ДАНЕНОВОЙ о том, что чаще всего является причиной самоубийства среди детей и подростков, и главное - как родителю распознать, что с его ребенком что-то не так.
- Назовите основные причины суицидов среди детей и подростков в мире и в Казахстане в частности.
- Основными причинами суицида среди детей и подростков является социальный фактор (бедность, неизлечимая болезнь, социальная изоляция) и психологические проблемы. По нашим исследованиям, которые мы проводили среди детей с психологическими проблемами, причинами суицидальности являются:
- Чувство нелюбви, ненужности и брошенности 37%;
- Физическое и психологическое насилие (в т.ч. сексуальное) 27%;
- Чувство вины, стыда 12%;
- Обида 7%;
- Жалость и ненависть к себе 7%;
- Смерть близких (утрата) 5%;
- Одиночество 5%;
- Другие причины 5%.
- Увеличилось ли количество суицидов в последние годы?
- Согласно данным комитета правовой статистики, среди несовершеннолетних за 2023 год было зарегистрировано 204 случая завершенных суицидов и 376 попыток суицида. За 2022 год было зарегистрировано 155 случаев завершенного суицида и 309 попыток. По этой статистике можно видеть, что идет неуклонный рост суицидов среди несовершеннолетних.
- Что больше влияет на суицидальные наклонности детей - проблемы в семье или проблемы в открытом социуме?
- Сколько мы работаем с суицидальными детьми и подростками и с психологическими проблемами, всегда первопричиной являются взаимоотношения в семье, и незначительное количество связано с проблемами социума.
- Как влияет общая склонность к жестокости в обществе на суицидальные наклонности детей и подростков?
- Жестокость влияет непосредственно на суицидальные наклонности детей и подростков. Жестокость сама является психологической травмой и мощным триггером для того, чтобы психологические проблемы у несовершеннолетних стали активными.
- Существуют ли разница и особенности в суицидальном поведении детей, подростков и взрослых людей? В чем она выражается?
- В основном суицидальные тенденции (как психологическая проблема, а не психическое расстройство) формируются в детском и подростковом возрасте. А взрослые как латентно суицидальные являются носителями этой программы. Если личность хоть раз испытала желание покончить с собой, но не реализовала эту программу, то она будет медленно разрушаться в виде соматических заболеваний или поведения, связанных с риском для жизни (экстремальные виды спорта, асоциальное поведение, зависимость). По нашим исследованиям мы не видели особой разницы в суицидальном поведении у девочек-подростков и у юношей. Психические процессы, триггеры работают одинаково у обоих полов.
- Каким образом родителям можно отследить, что у ребенка проблемы, и главное - каким образом можно предотвратить суицид и реабилитировать ребенка?
- По нашим исследованиям 30-35% детей являются сензитивами (сверхчувствительными). Это физиологическая особенность психики у ребенка. Именно они подвержены накоплению психологических травм из-за излишней эмоциональности и слабой системы психологической защиты. Если ваш ребенок проявляет такую чувствительность, как обидчивость, жалость к другим людям, животным, самоизолируется, о чем-то размышляет, рассуждает о смысле жизни, говорит о смерти, меняется поведение, когда выражают сопротивление, протест, агрессию, появляются странные интересы, может сидеть в необычных интернет-сообществах, т.е. любое резкое изменение в поведении или высказываниях должно настораживать родителей.
В первую очередь необходимо не допускать любое насильственное воздействие на ребенка, как физическое, так и психологическое. Не критиковать, не сравнивать, искренне выражать свою любовь, понимать своего ребенка в его чувствах, принимать его таким, какой он есть, хвалить и гордиться его достижениями, даже за самые незначительные. Больше проводить с ним время. Ребенок должен доверять взрослому, это значит - необходимо стать его проводником во внешний мир, ребенок должен чувствовать себя в безопасности рядом с родителями, но если родителей что-то настораживает в поведении детей, то лучше обращаться к специалистам.
- Есть ли помощь в этом вопросе со стороны государства, и насколько она эффективна?
- Системной помощи от государства нет, работа ведется стихийно, нет четкой методологии, нет межведомственной преемственности. Различные организации ведут сомнительные проекты, большей частью являющейся элементами программ других государств.
Я и мой партнер Матай ҚҰРМАНТАЙ целенаправленно создавали "Экспресс психотерапевтический подход "Genesis" для решения всех видов психологических проблем" для оказания помощи народу Казахстана. В 2021 году провели пилотный проект, обучив 42 педагога-психолога в Илийском районе, он тогда находился в "красной зоне" по суицидам несовершеннолетних. И только за время обучения педагогов-психологов нам удалось снизить суицидальный риск на 45% в данном регионе. Мы презентовали наш подход на республиканских и международных конференциях, проводившиеся в Казахстане. Министерство образования и ювенальная полиция знает о нашей инновации, но внедрять не спешит. Кстати, нашей технологией заинтересовались ученые России, но мы им отказали, т.к. наш подход должен помочь народу Казахстана.
Фото: из открытых источников.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!