Людей возмущает, что с нового года за каждое пересечение границы с них будут брать плату
Грузоперевозчики Акжарского и Уалихановского районов Северо-Казахстанской области выступают против введения электронной очереди через пункт пропуска "Бидаик" в Российскую Федерацию. Новинку уже внедрили с первого ноября в пилотном режиме. Электронной очередью можно воспользоваться, зарегистрировавшись по ссылке cgr.qoldau.kz/ru/start или в приложении "CarGoRuqsat".
И все бы ничего, да только разработчики не подумали о том, какое качество Интернета в этих местах, что здесь его приходится "ловить". В итоге при бронировании очереди, что требует регистрации на сайте, введения данных о водителе и транспортном средстве, указания даты пересечения границы, у предпринимателей стали возникать дополнительные трудности. Им совершенно непонятно, для чего весь этот "сыр-бор", призванный по идее минимизировать время пересечения границы, избавить пункт пропуска от заторов, когда и без новшества на этом пограничном пункте никаких транспортных заторов никогда не случалось. Вышло так: проблем не было, но они появились, как только процесс решили улучшить
После коллективных жалоб вопрос рассмотрели на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей СКО. Представители Департамента государственных доходов по СКО заявили на встрече, дескать, прекрасно знают, что "Бидаик" пересекает мало транспорта, вот поэтому… его и выбрали.
– Здесь есть возможность обкатать систему, посмотреть какие причины, какие последствия, - сказал заместитель руководителя Департамента госдоходов по СКО Дамир НУРГАЛИЕВ. - На самом деле этот пилотный проект уже запущен на внешних границах с Узбекистаном, Китаем, нормально работает. Что касается Интернета, то заказать очередь можно хоть за месяц, хоть за несколько дней из дома или из любого другого места. Налоговую отчетность как-то же сдают перевозчики онлайн? Также могут зайти и забронировать очередь на любую дату и время.
Перевозчики парировали: сроки получения заказов и перевозки груза в РФ могут быть спонтанными, поэтому предпринимателям просто невозможно заранее спланировать выезд в соседнюю страну. Кроме того, с введением электронной очереди для перевозчиков появится новый платеж в размере 1 МРП за одно пересечение границы, который будет действовать уже с 1 января 2024 года.
В Уалихановском районе примерно 200 частных перевозчиков – индивидуальных предпринимателей, которые работают с РФ.
- Мы пересекаем границу 1-2 раза в день, то есть ездим туда как в соседнее село, - сказал ИП Акылбай ИБРАГИМОВ. - Считаем, что пилотный проект приемлем для дальнобойщиков, большегрузных машин, которые возят международные перевозки, пересекая границу один или два раза в месяц. Они один раз пересекут границу и заработают миллион, а нам, чтобы заработать половину этой суммы, надо 20 раз съездить, понимаете? Вот в чем проблема. А с 1 января еще и проезд будет платным - один МРП за одно пересечение границы, это сейчас пока бесплатно. Вот и получается, что дальнобойщик проедет один раз и заработает миллион, заплатив при этом всего 3450 тенге, а мы должны проехать 20 раз и заплатить 69 тысяч тенге! Кому? За что? Кто это придумал вообще, чтобы за пересечение своей же государственной границы платить?
Предпринимателям пояснили, что платежи по "CarGoRuqsat" будут идти на инфраструктурное развитие границы. Новый платеж регламентирован приказом заместителя премьер-министра - министра финансов со ссылкой на статью 19 закона "О государственной границе".
Однако непонятно, почему этот обязательный платеж не предусмотрен в Налоговом кодексе?
- Немного нелогично получается: любой платеж, любой налог должен быть только в Налоговом кодексе, - сказала председатель Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП СКО Инесса КУАНОВА. - Если сейчас каждый министр, при всем уважении к министру финансов, будет утверждать платежи и платы своим приказом – это будет неправильно. У нас есть обязательные платежи, которые предусмотрены только Налоговым кодексом. Это то, что идет в бюджет. А если это не идет в бюджет, то это уже другой вопрос. Да, порядок может утверждаться министерством – это как правила, а причем тут платеж 1 МРП? Поэтому у меня большие сомнения, что этот платеж относится к слову порядок.
Куанова также отметила, что в этом приказе есть и другие размеры платы: за пропуск во внеочередном (ускоренном) порядке в течение 5 и 30 дней со дня оплаты это 50 и 100 МРП. Например, чтобы пропустить вне очереди фуру со скоропортящимися фруктами, надо доплатить более 345 тыс. тенге. Наверное, до потребителей Северного Казахстана эти фрукты дойдут по золотой цене.
Нормативным актом, в котором прописан новый платеж и его размер, заинтересовались и представители Департамента Агентства по противодействию коррупции по СКО.
- С порядком все понятно, он должен быть регламентирован, это обязательное условие, но про платежи вопрос не стоит в законе о госгранице, - пояснил руководитель управления превенции Департамента по противодействию коррупции по СКО Дамир ХАБИБУЛИН. - Недовольство индивидуальных предпринимателей данных районов понятно. Если они пересекают государственную границу ежедневно или через день, то для них нагрузка по данному платежу действительно становится весомой. Считаю, что для таких случаев в правилах необходимо предусмотреть какие-то условия.
Члены совета также не совсем поняли позицию представителей департамента госдоходов насчет того, что система позволит им выявлять должников по налогам, не дав пересечь границу перевозчику, если у него имеется какая-либо налоговая задолженность.
- Изначально говорили про то, что бронирование было придумано, чтобы упростить жизнь перевозчикам, а получается для того, чтобы упростить жизнь ДГД, который хочет видеть, кто в теневом или не теневом бизнесе, - подчеркнул член совета, юрист Наурызбай ИСМАИЛОВ. – Непонятно только, каким образом вы можете ограничить пересечение границы, если у предпринимателя имеется задолженность по соцналогу? У нас в законодательстве где-то прописано такое, что, если у него есть задолженность три тысячи тенге, то он не имеет права пересечь границу?! Я, например, в первый раз такое слышу.
Грузоперевозчики требуют оставить хотя бы пока альтернативу электронному бронированию очереди. Участники встречи высказались о необходимости разобраться с вопросом взимания платы за пересечение государственной границы и ее легитимности.
Фото: пресс-служба ПП СКО.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!